РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-905/2021 по иску Ахтемирова И.В. к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Министерства обороны России о возложении обязанности по выплате надбавки к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ахтемиров И.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Министерства обороны России о возложении обязанности по выплате надбавки к пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что является получателем пенсии за выслугу лет на основании положений Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». С ДД.ММ.ГГГГ истец является неработающим пенсионером. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об установлении ему надбавки к пенсии в связи с наличием на его иждивении двоих несовершеннолетних детей, не достигших возраста 18 лет. В дальнейшем истцу в установлении таковой надбавки и перерасчете пенсии было отказано в связи с не предоставлением документов, свидетельствующих о нахождении детей истца на его иждивении. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд обязать ответчика произвести ему с ДД.ММ.ГГГГ года перерасчет и выплачивать в дальнейшем надбавку к пенсии на детей Ахтемирова Д.И., ДД.ММ.ГГГГ, и Ахметирову М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достигших 18 летнего возраста, в размере 64% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Министерства обороны России по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил в его удовлетворении отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей, в том числе сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, которым предусмотрен такой вид пенсионного обеспечения как пенсия за выслугу лет (статья 5, статьи 13 - 18 Закона).
В силу подпункта «б» статьи 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются надбавки неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б» и «г» части 3 статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона, в частности, при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой его статьи 46.
Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособных членам семьи сотрудника органов внутренних дел необходимо руководствоваться, в частности, пунктом «а» части 3 статьи 29 указанного Закона, устанавливающим право на получение нетрудоспособными членами семьи пенсии по случаю потери кормильца, согласно которому, нетрудоспособными членами семьи считаются дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста. Если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций), обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 ноября 2009 года № 18-П разъяснил, что нетрудоспособность, применительно к толкованию положений пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, определяется на основании возрастных критериев, в связи с чем нетрудоспособными членами семьи кормильца признаются дети, не достигшие 18 лет, а кроме того, нетрудоспособными членами семьи кормильца признаются дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Определяя круг лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, законодатель включил в их число несовершеннолетних детей, которые безусловно нуждаются в предоставлении средств к существованию, поскольку в соответствии со статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации забота о детях и их воспитании признаются правом и обязанностью родителей.
Кроме того, по смыслу приведенных положений закона при назначении надбавки к пенсии за выслугу лет, которую получает истец, нахождение несовершеннолетнего ребенка на иждивении является обязательным.
При этом пенсионер не имеет право на получение указанной надбавки за несовершеннолетнего иждивенца только при условии получения несовершеннолетним членом его семьи страховой или социальной пенсии.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что истец Ахтемиров И.В. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
С ДД.ММ.ГГГГ истец является неработающим пенсионером, что подтверждается трудовой книжкой № (л.д. 5).
Истец имеет двух несовершеннолетних детей: Ахтемирова Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ахтемирову М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17,18). Дети проживают с матерями. На содержание детей истцом выплачиваются алименты.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику с заявлением об установлении ему надбавки к пенсии в связи с наличием на его иждивении двоих несовершеннолетних детей, не достигших возраста 18 лет. В ответ на заявление ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Министерства обороны России истцу было отказано, в связи с не предоставлением документов, свидетельствующих о нахождении детей истца на его иждивении (л.д. 19,20).
До настоящего времени перерасчет пенсии истцу не произведен и надбавка на детей, не достигших 18 летнего возраста, истцу не установлена.
Согласно справке МИФНС России Ахтемиров И.В. по сведениям ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не является индивидуальным предпринимателем (л.д. 12).
Из справки о назначенных пенсиях и социальных выплатах от ДД.ММ.ГГГГ Следует, что Ахтемиров И.В., Ахтемиров Д.И., Ахтемирова М.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не являются получателями пенсии и социальных выплатах от ПФР.
По общему правилу иждивение детей у родителей до достижения детьми возраста 18 лет предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. В случае если ребенок-иждивенец не достиг 18 лет, требуется только свидетельство о рождении, а нахождение несовершеннолетнего ребенка до 18 лет на иждивении родителя-пенсионера предполагается и не требует доказательств.
Материалами дела подтверждено, что дети истца являются несовершеннолетними иждивенцами, страховую или социальную пенсию не получают.
Доводы ответчика об отсутствии оснований полагать, что оказываемая Ахтемировым И.В. помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию детей, поскольку они проживают с матерями, судом не принимаются во внимание.
Законом способы оказания такой помощи, а также источники и виды доходов кормильца для ее оказания не определены, эта помощь может быть оказана за счет не только заработной платы, пенсии, но и иных доходов кормильца, и может выражаться как в денежной, так и в натуральной форме, как-то: в обеспечении продуктами питания, одеждой, лекарственными средствами в целях жизнеобеспечения члена семьи и т.п.
Таким образом, судом достоверно установлено, что несовершеннолетние дети Ахтемирова И.В. - Ахтемиров Д.И., Ахтемирова М.И. находятся на его полном содержании, поскольку до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут оба родителя, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей. Кроме того, несовершеннолетние дети и лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, относятся к членам семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, если иное не установлено другими федеральными законами.
Учитывая вышеизложенное, требование истца о производстве с ДД.ММ.ГГГГ. перерасчета и дальнейшей выплате надбавки к пенсии на детей Ахтемирова Д.И. ДД.ММ.ГГГГ.р. и Ахметирову М.И. ДД.ММ.ГГГГ.р., не достигших 18 летнего возраста, в размере 64% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993г. №, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ахтемирова И.В. к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Министерства обороны России о возложении обязанности по выплате надбавки к пенсии удовлетворить.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Министерства обороны России произвести Ахтемирову И.В. с ДД.ММ.ГГГГ. перерасчет и выплачивать в дальнейшем надбавку к пенсии на детей Ахтемирова Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ахметирову М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достигших 18- летнего возраста, в размере 64% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.П. Коваленко
Решение в окончательной форме изготовлено 07.06.2021.