Гражданское дело № 2-985/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шира 23 июня 2015 года
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,
при секретаре Нарожном В.В.,
с участием:
истцов Колмагорова В.Г.,
Ульяновой И.Н.,
Ульяновой (Колмагоровой) А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульяновой (Колмагоровой) А.Н., Колмагорова В.Г., Ульяновой И.Н. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Отделу управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управлению по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, о признании отказа незаконным и обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме,
УСТАНОВИЛ:
Согласно заявленных истцами требований, они постоянно проживали в жилом помещении . 12 апреля 2015 года, в результате возникшей в Ширинском районе чрезвычайной ситуации вследствие стихийного бедствия - пожара, вышеуказанное жилое помещение было уничтожено. При обращении в администрацию муниципального образования Ширинского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения им было отказано. В виду того, что истцы с указанным отказом не согласны, они просят признать их право на предоставление мер социальной поддержки, как лицам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, признать незаконным отказ в предоставлении вышеуказанных мер, обязать администрацию муниципального образования Ширинский район включить их в список граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, и обязать Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить им меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома, в соответствии с установленными законодательством нормами.
Определением суда Республики Хакасия вкачестве соответчиков привлечены Правительство Республики Хакасия, Управление федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия.
В судебном заседании истцы Ульянова (Колмагорова) А.Н., Колмагоров В.Г., Ульянова И.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнили, что жилой дом был приобретен Ульяновой И.Н. в Х году, однако, последняя право собственности не оформила своевременно по объективным причинам. В названном жилом доме они проживали вплоть до произошедшего пожара, но не были зарегистрированы. Считают отказ администрации муниципального образования Ширинский район незаконным, поскольку жилой дом, принадлежащий Ульяновой И.Н., был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, при этом данное жилье было для них единственным. В связи с изложенным, просят исковые требования удовлетворить, предоставив истцам меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного. От исковых требований, предъявленных к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме истцы отказались в полном объеме. Последствия отказа от заявленных исковых требований, предусмотренные ст. 220- 221 ГПК РФ, разъяснены и понятны.
Определением суда Республики Хакасия производство по делу в части исковых требований, предъявленных к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, прекращено.
Представитель ответчика - Правительства Республики Хакасия, действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела по существу в отсутствие ответчика, кроме того, направила в суд отзыв на заявленные требования, где указала, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представители ответчиков - администрации муниципального образования Ширинский район, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Отдел управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений на заявленные требования суду не представили, ходатайств об отложении, о рассмотрении дела в их отсутствие не заявили.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие указанных участников процесса.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно доводов истцов, они проживали по адресу: Х.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года N 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Исходя из постановления главы администрации муниципального образования Ширинский район № 172 от 17 апреля 2015 года «Об установлении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район, возникшей в результате пожара произошедшего 12 апреля 2015 года» установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Ширинского района. Согласно списку, прилагаемому к указанному выше постановлению, к числу пострадавших от стихии домовладений относится дом .
Согласно акту обследования помещения был обследован жилой дом и установлено, что жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу, в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов 12 апреля 2015 года, уничтожен в результате пожара со всем имуществом.
Согласно справке, данной начальником ОНД , в жилом доме и надворных постройках , 12 апреля 2015 года произошёл пожар.
Приведенными выше доказательствами установлено, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в результате пожара среди других жилых помещений было утрачено домовладение .
Исходя из справок, представленных ОУФМС России , Ульянова А.Н. зарегистрирована по адресу: Х, Колмагоров В.Г. зарегистрировано по адресу: Х, Ульянова И.Н. зарегистрирована по адресу: Х.
Однако, согласно справкам за подписью и.о. главы администрации сельсовета Ширинского района, истцы Колмагоров В.Г. с Х года, Ульянова И.Н. с Х года, Ульянова (Колмагорова) А.Н. с Х года проживали по адресу: Х, Колмагоров В.Г. по адресу регистрации: Х, не проживает.
Исходя из справки о составе семьи Ульянова И.Н. проживает по адресу: Х, и имеет состав: Ульянова А.Н., Колмагоров В.Г.
Согласно справке, выданной ГУП РХ , сведений о зарегистрированных правах на имя Ульяновой И.Н., Колмагорова В.Г., Ульяновой (Колмагоровой) А.Н. не имеется.
Оценивая приведенные выше доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания истцов, в том числе на момент возникновения чрезвычайной ситуации , установлен в судебном заседании.
Согласно сведений Росреестра РХ, справке ГУП РХ право собственности на жилое помещение зарегистрировано за Ю.Г.И., М.А.А.
Исходя из свидетельства о смерти Ю.Г.И. умер , сведений о наследниках умершего ответчиками в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду в материалы дела не представлено.
Финансово-лицевой счет на имя истца Ульяновой И.Н.
Согласно справке за подписью УУП ОМВД России , Ульянова И.Н. с Ульяновой А.Н., супругом дочери Колмагоровым В.Г. проживают по адресу проживают по адресу: Х.
Как установлено судом, Ульянова А.Н., Ульянова И.Н.более Х лет, постоянно проживали и владели имуществом как своим собственным, открыто и добросовестно - домом по адресу . Иного собственника жилое помещение не имело.
В силу ст.12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право на это имущество. С учетом срока давности, данный срок составляет 18 лет.
Исходя из изложенного, Ульянова А.Н., Ульянова И.Н.приобрели право собственности на указанное в иске жилое помещение и обладали им на момент ЧС - 12 апреля 2015 года.
Колмагоров В.Г. был вселен в жилое помещение как член семьи собственника, так как года истец Ульянова А.Н. вступила с ним в брак, что подтверждено свидетельством о заключении брака.
Из пояснений, данных истцами в судебном заседании, а также из пояснений, данных свидетелями С.О.А., К.Т.Н. в судебном заседании следует, что истцы Ульянова А.Н., Ульянова И.Н. приобрели в Х году жилое помещение в результате пожара жилой дом полностью уничтожен.
Решением суда , Ульянова И.Н., Ульянова (Колмагорова) А.Н., Колмагоров В.Г. признаны постоянно проживавшими и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего на территории муниципального образования Ширинского района Республики Хакасия 12 апреля 2015 года. Решение в силу не вступило.
Таким образом, приведенными выше доказательствам установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Ульянова А.Н., Ульянова И.Н. являлись собственниками жилого дома при этом, названное жилое помещения являлось для них и членов их семьи: Колмагорова В.Г., единственным, доказательств обратного в материалы дела в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ сторонами не представлено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, утвердившим Правила предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты в установленных законом о бюджете пределах, на указанные цели.
Согласно п. 4 Указанных Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима ЧС собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченными в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципатьной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв.м, на одиноко проживающего гражданина, но не более общей площади утраченного жилья.
Меры государственной социальной поддержки реализуются в отношении граждан, для которых и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным.
Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии у Ульяновой И.Н., Ульяновой (Колмагоровой) А.Н., Колмагорова В.Г. иного жилого помещения, пригодного для проживания, ответчиками не представлено.
Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241, утвердившим Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории РХ (далее - Порядок реализации мер поддержки).
Учитывая, данные положения, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с положениями п. 3 Порядка, меры социальной поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
Мера социальной поддержки предоставляется на основании списка, сформированного в течение двух рабочих дней в соответствии с пунктом 22 Порядка органом местного самоуправления муниципального района, подлежащего согласованию с УФМС по РХ, а также утвержденного главой муниципального образования.
Аппарат Правительства РХ не позднее трех рабочих дней со дня получения списков от муниципальных образований, попавших в зону ЧС, составляет сводные списки по установленной форме и обеспечивает их согласование с ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по РХ, а также с управлением ФМС РФ по РХ. Согласованные списки подлежат утверждению Председателем Правительства РХ.
Передача построенных жилых помещений передается в совместную собственность гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи бесплатно.
В соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций, а основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе и осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что определение порядка оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23 мая 2015 года №496) утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» (далее - Правила № 429).
В соответствии с подп. «а» п. 4 указанных Правил №429 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м. на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением ряда случаев, предусмотренных названными Правилами. Меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки (п. 7 Правил № 429).
В силу п. 5 Правил № 429 предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий пожаров, включая реализацию мер поддержки граждан, утративших жилые помещения в результате пожаров, с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о предоставлении жилого помещения, либо о строительстве жилого дома, либо о проведении капитального ремонта поврежденного жилья;
б) наличие утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальными органами Федеральной миграционной службы списков граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, и соответствующих требованиям пунктов 4 и 7 настоящих Правил;
в) наличие проектной сметной документации, утвержденной в установленном порядке, в отношении объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, финансирование строительства которых осуществляется за счет трансфертов.
Согласно п. 11 Правил № 429 меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года №241 «Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» утвержден «Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» (далее - Порядок), в соответствии с п. 3 которого предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
В соответствии с подп. «а» п. 8 Порядка для получения предусмотренных настоящим Порядком мер поддержки гражданин до 30 мая 2015 года подает в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту нахождения утраченного или поврежденного жилого помещения (далее - муниципальное образование) письменное заявление о предоставлении меры поддержки в виде предоставления жилого помещения либо строительства жилого дома взамен утраченного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в подп. «а»-«е» п. 10 Порядка, в том числе копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение.
Муниципальное образование в течение двух рабочих дней со дня поступления сведений из органов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, рассматривает поступившие заявления и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, формируемые в соответствии с требованиями пункта 22 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка).
Согласно п. 22 Порядка муниципальное образование на основании принятых решений о включении в списки в течение двух рабочих дней формирует список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
Меры поддержки, предусмотренные настоящим Порядком, как указано в п. 5, реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.
Таким образом, исходя из приведенных выше требований нормативно-правовых актов, следует, что юридически значимыми обстоятельствами являются: установление факта причинения вреда жилому помещению в результате пожара, произошедшего 12 апреля 2015 года; установление факта принадлежности утраченного жилого помещения на праве собственности гражданину; установление факта постоянного проживания гражданина и членов его семьи в таком помещении, а также факта отсутствия у гражданина и членов его семьи иного, пригодного для проживания жилого помещения.
Как следует из приведенных выше доказательств, помещение полностью уничтожено в результате пожара.
В мае 2015 года истцы обратились в администрацию муниципального образования Ширинский район с заявлением о включении их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Решением администрации муниципального образования Ширинский район им было отказано во включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, в связи с отсутствием регистрации в утраченном жилом помещении, а также отсутствие права собственности.
Рассматривая требования истцов о признании отказа администрации муниципального образования Ширинский район о включении Ульяновой И.Н. Ульяновой (Колмагоровой) А.Н., Колмагорова В.Г. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, суд приходит к выводу об их удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу положений ч. 1 ст. 7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Частью 1 ст. 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, при этом, исходя из положений ст. 18 Основного закона, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статьей 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на жилище, при этом никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В Российской Федерации, согласно ч.ч. 2,3 ст. 55 Конституции РФ, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Закона Российской Федерации 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской федерации» предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, толкуя и применяя приведенные выше нормы права в их совокупности следует признать, что основанием для включения Ульяновой И.Н. Ульяновой (Колмагоровой) А.Н., Колмагорова В.Г. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, является факт их постоянного проживания в утраченном жилом помещении, а не факт наличия регистрации по указанному месту жительства.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеперечисленные нормы права, суд приходит к выводу о том, что требование о наличии регистрации лиц, проживающих в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, для которых оно являлось единственным жилым помещением, не соответствует требованиям закона, а потому отказ администрации муниципального образования Ширинский район о включении Ульяновой И.Н. Ульяновой (Колмагоровой) А.Н., Колмагорова В.Г. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, является незаконным.
Поскольку судом установлены все необходимые условия для предоставления Ульяновой И.Н. Ульяновой (Колмагоровой) А.Н., Колмагорову В.Г. меры социальной поддержки, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании за ними права на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома; признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении их в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования; возложении на администрацию муниципального образования Ширинский район обязанности по включению Ульяновой И.Н. Ульяновой (Колмагоровой) А.Н., Колмагорова В.Г. в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░.░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2015 ░░░░ № 429 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2015 ░░░░ № 429 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 204, 212 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «28» ░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░