Дело № 2-1253/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2014 года
Димитровский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Криулиной О.А.,
с участием прокурора Андроновой Е.В.,
при секретаре Калининой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гожевой Я.Л. к Государственному учреждению- Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании выделить путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 и 2013 годы и выплатить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей,
у с т а н о в и л:
Истец Гожева Я.Л. обратилась в суд с иском к ГУ- КРО ФСС РФ об обязании выделить путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> годы и выплатить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Требования мотивированы тем, что, являясь инвалидом <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и бесплатный проезд к месту лечения и обратно, продолжительностью не менее <данные изъяты> дней. В соответствии со ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление о предоставлении путевки, которая должна быть предоставлена в <данные изъяты> году, однако путевка предоставлена не была. В <данные изъяты> году она прошла лечение в санатории «<данные изъяты>» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с заявлением о предоставлении путевки на <данные изъяты> год, но путевка предоставлена не была. Путевками на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> и за <данные изъяты> годы она не обеспечена до сих пор. От набора социальных услуг она не отказывалась. До окончания <данные изъяты> года осталось <данные изъяты> месяца, и она опасается, что путевка за <данные изъяты> год ей также не будет предоставлена. Федеральный закон не предусматривает какой-либо очередности для получения путевок, а недостаточный объем финансирования не является основанием для отказа в предоставлении путевки. Ответчиком было нарушено право, предоставленное ей федеральным законом. Бездействием ответчика ей был причинен моральный сред, который выразился в том, что она, инвалид с заболеванием обеих ног, вынуждена была неоднократно ходить по кабинетам, стоять там, выпрашивать эти путевки. Она живет на маленькую пенсию, поэтому сама оплатить санаторно-курортное лечение не может. В связи с тем, что она не могла своевременно проходить ежегодное санаторно-курортное лечение, которое предоставляется для поддержания и улучшения состояния здоровья, она провела 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на больничном листе, её экстренно госпитализировали в лечебное учреждение. Это причинило ей физические и нравственные страдания.
В ходе рассмотрения дела истец изменила исковые требования, представив уточненное исковое заявление, в котором просила обязать ответчика выделить путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> и <данные изъяты> годы и выплатить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Гожева Я.Л. и её представители по доверенностям Дунаева Н.А. и Руденко Ж.В. исковые требования поддержали по приведенным исковом заявлении и уточненном исковом заявлении доводам.
Представители ответчика Государственного учреждения- Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенностям Шутова Е.М. и Карташова О.Г. исковые требования не признали, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск и дополнительных письменных объяснениях. Из их содержания следует, что для целей осуществления обеспечения санаторно-курортным лечением инвалидов Фонду ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий календарный год. Используемые нормативы финансовых затрат при определении объема средств, выделяемых на государственную социальную поддержку граждан в части санаторно-курортного лечения, включая проезд к месту отдыха и обратно, заведомо предопределяют дефицит средств федерального бюджета и не позволяют в полной мере обеспечить всех нуждающихся в течение календарного года, в т.ч. граждан, подавших заявления в предшествующие года, но не обеспеченных санаторно-курортным лечением. Территориальные органы ФСС РФ не наделены полномочиями по изменению (увеличению) объемов финансирования, выделенного на приобретение путевок на СКЛ, а недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий календарный год- для удовлетворения заявок лиц, имеющих право на предоставление путевки, не зависит от регионального отделения Фонда. В силу недостаточных объемов финансирования объективной возможности своевременного обеспечения санаторно-курортным лечением всех лиц льготной категории не имеется. Для своевременного и полного обеспечения СКЛ инвалидов КРО ФСС РФ неоднократно обращалось в ФСС РФ, Костромскую областную Думу, в администрацию Костромской области об увеличении объемов выделяемых средств на финансирование СКЛ отдельных категорий граждан. В соответствии с пунктами 13, 53 Административного регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2012г. № 271н, основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги является поступление в территориальный орган ФСС РФ заявления о предоставлении государственной услуги, а также справки по форме 070/у-04. Впервые Гожева Я.Л. обратилась в КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении санаторно-курортным лечением ДД.ММ.ГГГГ на основании которого ей была предоставлена путевка на СКЛ в санаторий <данные изъяты> (<адрес>) с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ После прохождения санаторно-курортного лечения ДД.ММ.ГГГГ Гожева Я.Л. вновь подала заявление о предоставлении путевки. В день обращения ей выдано уведомление-ответ о постановке на учет, в связи с чем заявлению присвоен номер №. По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ Гожевой Я.Л. была выделена путевка в Дочернее предприятие <данные изъяты> (<адрес>) с СКЛ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С заявлением о предоставлении путевки на СКЛ в <данные изъяты> году Гожева Я.Л. не обращалась. Неполучение истцом путевки за <данные изъяты> год не является нарушением прав инвалида, поскольку предоставление путевки на СКЛ носит заявительный характер. Требования о компенсации морального вреда связаны с имущественными правами истца, и, исходя из того, что в соответствии со ст. 1099 ГК РФ данный случай не относится к случаям, в которых при нарушении имущественных прав предусмотрена компенсация морального вреда, данные требования не основаны на законе. Поэтому в иске просили отказать в полном объеме.
Привлеченное к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что оставляет разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора Андроновой Е.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. ст. 12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормилица, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Перечень основных направлений реабилитации инвалидов определен в ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и включает в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
В соответствии со статьями 6.1, 6.2, 6.7 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Порядок предоставления набора социальных услуг установлен Правительством РФ в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 328 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
В соответствии с п. 3.1 данного порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п. 3.7 Порядка предоставления набора услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 328, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В соответствии с п. 3.8 Порядка, территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 19 указанных Правил, Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами.
Как следует из материалов дела, истец, являясь инвалидом, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку требуемой формы № 070/у-04, которые своевременно обновлялись.
На основании данного заявления истцу была выделена путевка в санаторий <данные изъяты> (<адрес>) с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ Указанной путевкой истец воспользовалась, пройдя санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ Гожева Я.Л. вновь обратилась в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В день обращения ей было выдано уведомление-ответ о постановке на учет, заявлению присвоен номер №.
На основании указанного заявления истцу была выделена путевка в <данные изъяты> (<адрес>) с санаторно-курортным лечением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ которая истцом также использовалась.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании ответчика выделить путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 и 2013 годы не имеется, поскольку эта обязанность ответчиком исполнена.
Довод истца и её представителей о том, что в <данные изъяты> году Гожевой Я.Л. выделялась путевка на санаторно-курортное лечение по заявлению от <данные изъяты> года, судом не принимается, как безосновательный.
Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее-Административный регламент).
В пункте 53 Административного регламента определено, что основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.
Согласно п. 13 Административного регламента документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение являются:
заявление о предоставлении государственной услуги (рекомендуемая форма заявления приведена в приложении N 4 к настоящему Административному регламенту);
справка для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения.
Для предоставления государственной услуги необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя (п. 15 Административного регламента).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства в условиях состязательности сторон истец не доказала факт подачи ею заявления в ГУ КРО ФСС РФ в <данные изъяты> году о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, и довод представителей ответчика о том, что Гожева Я.Л. не подавала такого заявления в <данные изъяты> году, опровергнут в ходе рассмотрения дела не был. Поэтому у суда отсутствуют основания полагать, что в <данные изъяты> году истцу была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение по заявлению от <данные изъяты> года.
Довод представителя истца Руденко Ж.В. о том, что в силу положений ст. 401 ГК РФ этот факт должен доказывать ответчик, основан на ошибочном толковании закона, поскольку данная норма устанавливает общие основания ответственности за нарушение обязательства. В данном же случае у КРО ФСС РФ наступает обязанность обеспечить инвалида санаторно-курортным лечением при условии соблюдения порядка, установленного вышеуказанными пунктами 13,15,53 Административного регламента.
Не соглашается суд и с доводом истца о том, что в <данные изъяты> году она была обеспечена путевкой на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Так, на дату предоставления путевки (ДД.ММ.ГГГГ истец ввиду не предоставления её ответчиком в <данные изъяты> году течение календарного года с момента подачи заявления, сохранила свое право на получение данной услуги по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ поэтому реализация данного права была осуществлена путем предоставления путевки ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, суд приходит к следующему.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Её размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 06.02.2007) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье… и т.д.)
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (п. 3).
Однако кроме вины необходимо установить факт неправомерного действия (бездействия) одного лица, наличие вреда у другого лица, причинную связь между ними (бремя доказывания на потерпевшем).
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8).
Причинение физических и нравственных страданий истец связывает с невозможностью проходить ежегодное санаторно-курортное лечение, предоставляемое для поддержания и улучшения состояния здоровья, что повлекло заболевание и её экстренную госпитализацию в стационар медицинского учреждения ДД.ММ.ГГГГ, после чего она находилась на больничном листе <данные изъяты> месяцев.
С целью оказания содействия в предоставлении доказательств о наличии причинно-следственной связи между отсутствием своевременного обеспечения санаторно-курортным лечением в <данные изъяты> году и ухудшением состояния здоровья истца в декабре <данные изъяты> года суд поставил на обсуждение вопрос о назначении судебно-медицинской экспертизы.
Истец и её представители ходатайствовали о назначении указанной экспертизы, однако впоследствии представитель истца Руденко Ж.В. просила судебно-медицинскую экспертизу не назначать, указав, что этот вопрос согласован с истцом, а допросить в качестве свидетеля лечащего врача-травматолога Н.К.
Представители ответчика ходатайствовали опросить в судебном заседании в качестве специалиста в соответствии со ст. 188 ГПК РФ В.Е.- врача отделения сердечно-сосудистой хирургии областной клинической больницы.
Вместе с тем, в результате опроса в судебном заседании вышеуказанных свидетеля и специалиста не установлена причинно-следственная связь между отсутствием своевременного обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году и ухудшением состояния здоровья истца в декабре <данные изъяты> года. Это обстоятельство исключает удовлетворение исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
Следовательно, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гожевой Я.Л. к Государственному учреждению- Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании выделить путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> и <данные изъяты> годы и выплатить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья – О.А. Криулина