63RS0038-01-2023-002771-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2023 г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мячиной Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Ломакиной Л.Н.,
с участием истца Чернова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконферец-связи гражданское дело №2-3987/2023 по исковому заявлению Чернова А.Ф. к Государственному казенному общеобразовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск о получении внеочередного жилья
УСТАНОВИЛ:
Изначально Чернов А.Ф. обратился в Кировский районный суд г. Самары с заявлением, ссылаясь на то, что он, находясь в настоящее время в <адрес>, с 1996 г. является круглым сиротой, обучался в школе-интернате № в Кировском районе г. Самары, после поступил в ПТУ № г. Самары. Он не согласен с решением Администрации городского округа Самара Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки, как данная организация указывает, что с 2005 г. по *** он о постановке на учет не обращался, уважительных причин пропуска на обращение с заявлением на учет не представил. Данное ведомство просто напросто отписывается, это должны были сделать отдел опеки и попечительства Кировского района гор. Самары, а также социальные работники школы-интерната тогда, когда он там обучался либо ПТУ № г. Самары. Также он с 17 лет попал в места не столь отдаленные в 2005 г. Данным вопросом никто не занимался, также когда мо школы-интерната выпускали они подали документы о поступлении в ПТУ №, но не поставили его на учет получения жилья, а он сирота, получается, что его выпустили, а куда он пойдет и где будет проживать им это совершенно не интересно и без разницы. Опека и социальная защита также нарушила его право на получение жилья, он нуждался и нуждается в получении квартиры частично меблированной как сироте которым он является. С учетом изложенного просит провести судебное разбирательство о праве получения внеочередного жилья и обязать отдел опеки и попечительства Кировского района выдать либо сертификат на получение квартиры частично меблированной в Кировском районе города, либо соответствующий документ необходимый для получения жилья.
В последующем Черновым А.Ф. было подано заявление, поименованное как административное заявление (дополнение), в котором он просил рассмотреть дополнение к написанному ранее, пояснив, что желает привлечь в производство работников муниципального образовательного учреждения для детей-сирот коррекционная школа интернат № VII вида для детей-сирот и детей с отклонениями развития г. Самара в качестве ответчика и возложить обязательства в получении жилья частично меблированной именно данного учебного заведения школы-интерната № директора А.В.С., поскольку данные сотрудники бездействовали не поставили его на учет на получение жилья как нуждающегося в получении жилья, обязаны его внести в список (поставить на очередь) за момент обучения там до самого выпуска со школы-интерната №. Данных действий не было выполнено, к данным обязательствам отнеслись халатно, беседу о постановке на очередь либо постановке на учет не сделали. Тем самым на уведомили и не объяснили о данной возможности. С учетом вышеизложенного, просил восстановить пропущенный срок времени и обязать данных работников обеспечить его жильем внеочередного жилья как сироте. Ранее ему это было не известно, иных лиц в качестве ответчика ему не известно. Поскольку место нахождение ответчика- г. Самара, ул. Майская д.47, данное дело относиться к подсудности Кировского районного суда г. Самары.
В ходе рассмотрения указанного дела установлено, что Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- специальная (коррекционная) школа-интернат №158 VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Самары прекратило свою деятельность *** В связи с реорганизацией правопреемником является Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск.
С согласия истца Чернова А.Ф. произведена замена ответчика с Государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- специальная (коррекционная) школа-интернат №158 VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Самары на Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск.
Также к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации городского округа Самара.
В судебном заседании истец Чернов А.Ф., дававший пояснения с использованием системы видеоконференц-связи с <адрес>, исковые требования поддержал с учетом уточнений по иску и настаивал на их удовлетворении и рассмотрении по существу.
Представитель ответчика Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск в судебное заседание не явился, направив в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признает, дело просит рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, также просил в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему
В судебном заседании установлено, что Чернов А.Ф. в период с *** по *** находился в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальной (коррекционной) школе-интернате №158 VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Самары и выбыл из учреждения для дальнейшего профессионального обучения в ПУ-11 г. Самары.
Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- специальная (коррекционная) школа-интернат №158 VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Самары прекратило свою деятельность *** и в связи с реорганизацией правопреемником учреждения в настоящее время является ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск.
Согласно материалам архивного личного дела Чернов А.Ф. поступил в учреждение школу-интернат №158 г. Самары *** из школы-интерната №4 г. Самары в связи с заключением ГПМПК г. Самары от *** «<данные изъяты> Начал обучение в 3 классе.
Мать Ч.Г.Ф., *** года рождения умерла ***, по отношению к сыну являлась матерью-одиночкой. До своей смерти мать вместе с сыном и своей матерью (бабушкой Черновой А.Ф.) проживала по адресу: <адрес>. После смерти матери Чернов А.Ф. был передан в ГУ СРЦ «Подросток» г. Самара, где находился с *** по *** Бабушке Ч.Т.М. опеку над внуком Черновым А.Ф. не назначали, т.к. она не справлялась с его воспитанием.
На основании Постановления администрации Кировского района № от *** Чернов А.Ф. находился в государственном учреждении на полном государственном обеспечении.
Документально подтвержденных сведений о наличии либо отсутствии у Чернова А.Ф. закрепленного помещения, либо о постановке на регистрационный учет детей-сирот по получению жилья в личном деле не имеется.
Согласно справке Отдела по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации Кировского района от *** № Чернов А.Ф. прописан по адресу: <адрес>, 153 совместно с бабушкой Ч.Т.М.Согласно акта обследования жилья ученика 7б класса школы-интерната №158 от *** с целью обследования: сохранность жилья, Чернов А.Ф. проживает по адресу: <адрес>. В данное время там проживает бабушка Ч.Т.М. Жилье сохранено.
Согласно сообщению Отдела по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Кировского района в адрес начальника СТОС пос.Зубчаниновка от *** за несовершеннолетним Черновым А. закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>.
Установлено в ходе рассмотрения указанного гражданского дела, что *** Чернов А.Ф. обратился в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
*** на данное обращение Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара в адрес Чернова А.Ф. был дан ответ, в котором указано, что рассмотрение вопроса о включении в список носит заявительный характер и возможно при условии обращения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие органы для принятия на учет. Поскольку Чернов А.Ф. документально не подтвердил свое право на постановку на учет и обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда до *** распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от *** № Чернову А.Ф. отказано во включении его в список по городскому округа Самара на основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения (право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по договору социального найма по городскому округу Самара до *** не подтверждено).
Как пояснил в судебном заседании истец распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от *** № в судебном порядке им не обжаловано.
Обращаясь с указанным исковым заявлением истец указывает на то, что обязанность по предоставлению ему жилого помещения на период его нахождения в государственном учреждении возложена на работников данного учреждения, а именно работников ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальной (коррекционной) школе-интернате №158 VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Самары, правопреемником которого в настоящее время является ответчик. Вместе с тем доводы истца основаны на не верном толковании Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пунктом 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные положения содержались в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ).
В силу абзаца второго п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в первоначальной редакции Федерального закона, действовавшей на момент окончания пребывания Черновым А.Ф. учебного заведения) Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ).
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
*** Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» и согласно п.3 ст. 3 указанного Закона по заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На момент начала действия указанного Закона Чернов А.Ф. достиг возраста совершеннолетия и имел право обратиться с данным заявлением в установленном Законом порядке.
На момент своего выпуска из образовательного учреждения (2003 г.) Чернов А.Ф. имел закрепленное за ним жилое помещение и следовательно у ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальной (коррекционной) школе-интернате №158 VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Самары отсутствовала обязанность по обращению с заявлением в его интересах для постановки на регистрационный учет как лица, нуждающегося в жилом помещении.
На основании статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает спор о защите нарушенного права. При этом способ защиты определяется усмотрением обратившегося в суд лица. К числу таких способов относится восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав и законных интересов обратившегося за такой защитой лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу приведенных положений закона следует, что выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако избранный истцом способ защиты должен соответствовать закону, характеру спорных правоотношений, а также привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса истца.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец Чернов А.Ф., обращаясь с данным исковым заявлением, выбрал ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права. При этом истец не лишен возможности обратиться за защитой своего права, избрав надлежащий способ защиты.
В настоящее время на территории Самарской области действует Закон Самарской области №135-ГД от 28.12.2012 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец не лишен возможности обратиться с соответствующими требованиями в рамках данного Закона, что неоднократно разъяснялось Чернову А.Ф. в судебном заседании судом и представителем Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара и обжаловать распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от 04.04.2023 г. №959 «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» в судебном порядке.
На основании изложенного, руководясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Чернова А.Ф. к Государственному казенному общеобразовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск о получении внеочередного жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционным порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2023 г.
Судья - Л.Н. Мячина