Судья Гулов А.Н. Дело № 33-7550/2020
(№2-689/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2020 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Губаревой С.А., Заливадней Е.К.
при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сатайкина Виталия Александровича к Коржову Николаю Алексеевичу о восстановлении границы между земельными участками и переносе сооружения в виде навеса,
по апелляционной жалобе представителя Коржова Н.А. – Выгонова Е.В. на решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 14 ноября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Сатайкин В.А. обратился в суд с иском к Коржову Н.А. о восстановлении границы между земельными участками и переносе сооружения в виде навеса.
В обоснование заявленных требований указано, что Сатайкин В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 343 кв.м., и находящегося на нем жилого дома, расположенных по адресу: <...>
Коржов Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 451 кв.м., расположенного по адресу: <...>
Земельные участки являются смежными.
Ответчик по межевой границе, без соблюдения установленных существовавших границ, без согласования, возвел глухой металлический забор, не имеющий светопрозрачности, а также вентиляционной решетки снизу, высота которого составляет более 2 метров. Забор установлен на металлических столбах, на эти же столбы крепится навес, который частично нависает над крышей дома и двора истца.
Навес покрыт профлистом, карниз от забора выступает в сторону дома истца на расстояние более 0,5 метра. В результате чего при лавинообразном сходе снега, а также при обильном дожде все осадки попадают на принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок.
В результате сооружения навеса между домом истца и домом ответчика нарушен существовавший ранее естественный сток талых дождевых и грунтовых вод, которые теперь в основном стекают с навеса ответчика под основание дома истца, что приводит к накоплению дождевых и талых вод под его строениями и способствует их разрушению.
Кроме этого, в результате возведения забора ответчиком, захвачена часть принадлежащего истцу земельного участка, так как по фасаду земельного участка у истца было 8 метров, а стало меньше- 6 метров. На плане земельных участков видно, что смежная граница неровная, а ответчик, устанавливая забор ее выровнял. В досудебном порядке ответчик отказывается привести в соответствие все свои строения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать ответчика восстановить границу земельных участков с кадастровыми номерами <...>, находящихся по адресу: <...>» в прежних границах, в соответствии с землеустроительными документами и в соответствии со сведениями ЕГРН; обязать ответчика перенести навес на один метр от смежной границы вглубь своего участка; возложить судебные расходы на ответчика.
Решением Тбилисского районного суда Краснодарского края от 14 ноября 2019 года исковые требования Сатайкина В.А. удовлетворены. Судом постановлено:
обязать Коржова Н.А. восстановить границу земельных участков с кадастровыми номерами <...> в прежних границах по адресу: <...> в соответствии с землеустроительными документами, имеющимися в государственном кадастре недвижимости;
обязать Коржова Н.А. перенести навес на один метр от смежной границы вглубь своего участка, в соответствие с Правилами землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, утвержденными решением Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 3 июля 2014 года № 1192;
взыскать с Коржова Н.А. в пользу Сатайкина В.А. судебные расходы, понесенные им за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 42 000 рублей, за оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей и по оплате услуг представителя в сумме 14000 рублей.
Указанное решение обжаловано представителем Коржова Н.А. – Выгоновым Е.В. по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда в части удовлетворения требований о восстановлении границы и принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований. В качестве оснований для отмены указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Направленные сторонам, по почте, по имеющимся в деле адресам извещения о времени и месте судебного разбирательства, возвратились с отметкой об истечении срока хранения.
В силу положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.
В данном случае извещения о времени и месте рассмотрения дела направлялись сторонам по имеющимся в деле адресам.
Таким образом, Сатайкин В.А. и Коржов Н.А., зная о том, что в производстве суда имеется настоящее гражданское дело, тем не менее направляемые им из суда извещения не получили.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 63 - 68 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", риск неполучения юридически значимого судебного извещения, адресованного гражданину, надлежаще направленного по указанному им адресу, лежит на адресате.
Учитывая, что неполучение сторонами направляемых судом извещений о времени и месте рассмотрения дела свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, и, принимая во внимание, что иные участники судебного разбирательства также надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, указанных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения другим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём: восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из разъяснений, содержащихся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Таким образом, по смыслу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении спора об устранении препятствий в пользовании имуществом собственника или законного владельца подлежит доказыванию факт нарушения его прав действиями ответчика.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, Коржов Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 451 кв.м. и расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: <...>
Сатайкин В.А. является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 343 кв.м., и расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: <...>, <...>
С целью выяснения вопроса о соответствии фактической смежной границы между земельными участками принадлежащими сторонам, сведениям о ее местоположении, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, судом первой инстанции была назначена экспертиза, проведение которой поручено АНО «Бюро независимой экспертизы «Плеяды».
Согласно заключению эксперта от 21 октября 2019 года № 194-03/2 существующая граница между спорными земельными участками частично не соответствует правоустанавливающим, землеотводным документам и сведениям, содержащим в ЕГРН.
Экспертами отмечено, что межевая граница между земельным участком, расположенным по адресу: Краснодарский край, ст. Тбилисская, ул. Дальняя, 29 и земельным участком, расположенным по адресу: <...> <...> должна проходить через точки, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
В случае восстановления межевой границы между земельными участками, расположенными по адресам: <...> в соответствии с координатами поворотных точек, сведения о которых внесены в ЕГРН, их площади будут соответствовать площадям, указанным в правоустанавливающих документах.
Возведенное сооружение в виде навеса, построенного вдоль межевой границы с земельным участком по адресу: <...> не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, в части соблюдения расстояния (1 метр) от строения до границы соседнего земельного участка.
Фактически часть возведенного на территории земельного участка с кадастровым номером <...> навеса выходит за пределы межевой границы и частично расположена на территории земельного участка с кадастровым номером <...>.
Расположение возведенного сооружения в виде забора, построенное вдоль межевой границы с земельным участком по адресу: <...> не соответствует градостроительным требованиям, так как при возведении ограждения не сохранены межевые знаки, установленные в соответствии с законодательством.
Удовлетворяя требования истца и возлагая на ответчика обязанность восстановить границу между спорными земельными участками в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и заключением эксперта АНО «Бюро независимой экспертизы «Плеяды» от 21 октября2019 года №194-03/2019, признав его допустимым доказательством.
Удовлетворяя требования истца о возложении на ответчика обязанности перенести навес на расстояние 1 метр от границы соседнего земельного участка, суд исходил из того, что расположение спорного навеса не соответствует градостроительным нормам и правилам и нарушает права истца, так как частично расположено на земельном участке последнего.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их верными, основанными на правильном толковании подлежащих применению норм материального и процессуального права и на установленных по делу обстоятельствах, получивших надлежащую оценку суда.
Решение суда в части удовлетворения требований истца о переносе навеса не обжалуется и поэтому судебной коллегией не проверяется.
Что же касается доводов жалобы о несогласии с решением суда в части восстановления местоположения смежной границы в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, то они не могут быть приняты во внимание.
По сути, все доводы жалобы сводятся к рассуждениям касающимся недействительности договора, на основании которого у ответчика возникло право собственности на его земельный участок.
Между тем, вопрос о недействительности договора не являлся предметом судебного разбирательства, а поэтому доводы жалобы не влияют на правильность принятого решения.
В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ответчике, возражающем против требований истца, лежит обязанность доказать факт необоснованности заявленных требований.
Каких-либо доказательств того, что местоположение смежной границы между земельными участками должно быть иным, чем указано в ЕГРН, ответчиком не предоставлено.
Процессуальных нарушений, влияющих на правильность постановленного решения и являющихся основанием для его отмены, судом не допущено.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции и которые влияли бы на его правильность, то оснований для отмены решения суда, по доводам указанным в жалобе, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Коржова Н.А. – Выгонова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: