2-250/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новокиевский Увал --
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре Сурженко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1, --2, --3, --5 к --, администрации -- сельсовета --, третьему лицу Министерству финансов -- о признании действий администрации -- об отказе во включении в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации незаконными, обязании включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в августе -- года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (обильных осадков), на территории Новокиевского сельсовета -- дом и земельный участок, расположенный по адресу: -- -- были подтоплены. Они обратились в администрацию Новокиевского сельсовета с заявлением о включении --1, --2, --2, --5 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при частичной утрате имущества. Однако, им было отказано администрацией --, во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи.
Истицы --1, --2, --2, --5 просят суд признать действий администрации -- об отказе во включении в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации незаконными, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре -- года, и включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Истцы --2, --2, --5 просили рассмотреть дело в их отсутствие, адресовав суду письменное заявление.
Ответчик администрация -- просит рассмотреть дело в их отсутствии на основании ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик администрация Новокиевского сельсовета --, выразила свою позицию по поводу заявленного иска в письменном отзыве, полагают, что факт утраты имущества нашел свое подтверждение в актах, свои обязанности по включению в список они выполнении, но список -- был возвращен, для проведения повторных проверок в администрацию --. Считают, что ответчиком по заявленному иску должна быть администрация --. Представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо – Министерство Финансов -- свою позицию по поводу заявленного иска не представило, ходатайствуют о рассмотрении дела без их участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании истец --1 поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, суду пояснила, что на протяжении 3-ёх лет проживает по адресу: --. В настоящее время в доме проживают, она, супруг --2, сын --2и её мать --5 Дом принадлежит им на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/4. В период обильных осадков пострадал дом, в котором они проживают,- произошёл подмыв фундамента дома, вымывание и вынос грунта, выдавливание стенок подполья, по периметру дома разрушена отмостка, деформация и сквозные трещины западной стены дома. Повреждения дома были зафиксированы комиссионным актом. Однако, им было отказано во включении в списки пострадавших для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, так как согласно ответу администрации -- не установлено утраченное имущество.
Согласно поступившему в суд отзыву от представителя ответчика администрации -- --8, действующей на основании доверенности, полагает, что согласно заключению межведомственной комиссии имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 200000 рублей, в разрешении данного вопроса полагается на усмотрение суда.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
в силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № -- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением Губернатора -- от -- № --р на территории -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории --, в том числе Мазановского муниципального образования -- подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».
-- распоряжением № -- было принято решение «О создании чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета».
Согласно ст.4 Федерального закона от -- № -- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - «ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или неимущественных прав граждан и организаций.
На основании п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В силу ст. 19 ч. 1,2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
При рассмотрении дел данной категории суд принимает в качестве доказательств любые доказательства, подтверждающие юридический факт (документы, письма, свидетельские показания и так далее).
Истцами представлена справка администрации -- сельсовета согласно, которой --1 имеет следующий состав семьи – --5(мать), --2 (сына), --3 (мужа), проживающих в --. Справка выдана на основании похозяйственной книги № -- за -- год.
Факт регистрации истцов в жилом доме по адресу -- --6 -- подтверждается представленными копиями паспортов. --1 (серии --), --2 (--), --5 (--), --2 (--) имеют регистрацию по вышеуказанному адресу с --.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от -- серии --, в соответствии с которыми в общей долевой собственности, доля в праве 1/4 --1, --5, --2, --3 находится жилой дом, общей площадью 87 кв.м., расположенный по адресу: --6 --, Новокиевский с/с, --, на основании договора купли-продажи от --, дата регистрации -- № 28-28-07/004/2011-560.
Согласно сведениям, представленным из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на -- --1, 03 08.1968 года рождения, --2, -- года рождения, --5, -- года рождения. --2, -- года рождения, имеют в общей долевой собственности жилой дом общей площадью 87 кв.м и земельный участок площадью 2091 кв.м, расположенные --6 --, Новокиевский с/с, --, и другого недвижимого жилого имущества не имеют.
Из показаний --1 данных в судебном заседании следует, что её семья: --2, --2, --5 зарегистрированы и проживают по адресу: --, с 2011 года, на период объявления чрезвычайной ситуации, также проживали по указанному адресу.
Представленный повторный акт администрации -- и администрации Новокиевского сельсовета подтверждают факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу --, однако имеется письменное уведомление главы -- от --, согласно которому --1 отказано во включении в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, так как не установлен факт утраты имущества. Данное письмо существенно противоречит представленным комиссионным актам.
Все комиссионные акты составлены специальными правомочными комиссиями, созданными для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории -- сельсовета и территории --. Сомнений у суда данные акты не вызывают и суд их признает достоверными и допустимыми доказательствами.
Таким образом, судом установлено, что --1, --2, --5, --2 на момент чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории муниципального образования Новокиевский сельсовет --, проживали по адресу: -- и имуществу по месту проживания в результате стихийного бедствия был причинен ущерб, что подтверждается актом «осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнение, обильное выпадение осадков» от --, согласно которому уровень воды в подполье 120 см, с южной стороны нарушена деревянная конструкция стены подполья, размыт грунт завалинок с южной и западной стороны, нарушен дощатый настил пола, из-за переувлажнения почвы нарушен фундамент здания, с западной стороны наблюдается трещина в стене. Согласно повторному акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, составленному администрацией -- от --, в вышеуказанном доме - подмыв фундамента дома, вымывание и вынос грунта, выдавливание стенок подполья, по периметру разрушения отмостки, деформация и сквозные трещины западной стены дома (стена кирпичная). Согласно заключению данного акта общая оценка утраченного имущества составляет 200000 (двести) рублей. Сумма финансовой помощи определена, с учетом зарегистрированных в жилом помещении лиц.
В силу абзаца 7 части 1 ст. 18 ФЗ от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст. 18 ФЗ от -- № -- устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской РФ.
Во исполнение требований ч.2 ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ постановлением Правительства РФ от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением Правительства --6 -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях --
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от -- -- Правительством -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе --, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-сентябре --, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету -- в -- году в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --6 -- в июле - августе 2013 года, утв.Постановлением Правительства -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-августе -- года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано тратившим силу в результате принятия Правительством -- постановления от -- № --
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению Правительства -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление Правительства -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе -- года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.
При этом в силу п.2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с пп. «б» пункта 2 Указа Президента РФ от -- -- Правительству РФ было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с п. 3.5 раздела Ш данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении № 6а к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении № 7г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.
Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --, утвержденного Постановлением Правительства -- от -- № 214.
Согласно порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства --, утвержденного Постановлением правительства -- от -- -- целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории --, повлекших тяжкие последствия.
Согласно приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности -- от -- № 102-п (в редакции от -- № -- которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда Правительства --, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства -- к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации -- или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории --.
Таким образом, на территории -- нормативными актами -- и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --, в случае повреждения жилого помещения.
Судом был исследован технический паспорт на жилой дом --10, расположенный по адресу: -- года постройки. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на -- конструктивные элементы жилого дома, зафиксированных повреждений не имеют. Фундамент и стены дома, отнесены к конструктивным элементам жилого дома.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что --1, --5, --2, --3, являющихся собственниками жилого помещения, расположенного по адресу --, постоянно проживающих в указанном доме, а также на период объявления чрезвычайной ситуации на территории --, не имеющих другого жилья пригодного для проживания необходимо признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводком на территории -- в августе-сентябре -- года, и включить в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре -- года на территории -- для оказания финансовой помощи за частичное утраченное имущество. Поскольку конструктивным элементам жилого дома, в результате подтопления был причинен ущерб.
Совокупность исследованных доказательств соответственно подтверждает статус истцов как пострадавших в чрезвычайной ситуации на территории -- и имеющих право быть включенными в соответствующие списки. В связи с чем, отказ -- о включении --1, --5, --2, --2 в списки граждан, пострадавших по частичной утрате имущества признается судом, незаконным.
Рассматривая требование истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление --1, --5, --2, --3, удовлетворить.
Признать отказ администрации -- --1, --5, --2, --3 по включению в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, незаконным.
_______ Признать --1, -- года рождения, --2, -- года рождения, --5, -- года рождения, --3, -- года рождения, проживающих: --6 -- пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре -- года.
_ Обязать администрацию Новокиевского сельсовета -- включить --1, --5, --2, --3 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории -- в августе-сентябре 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по адресу: --.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Судья: Кузнецова Е.Г.