РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2016 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Зотовой Ю.С.,
в присутствии:
истца Булатова И.В.,
представителя ответчика Руссковой Л.Ю., действующей на основании доверенности от хх.хх.хххх, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия хх.хх.хххх,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1451/2016 по иску Булатова И.В. к УПФ РФ (ГУ) в *** и *** о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указал, что решением УПФ РФ *** и *** от хх.хх.хххх ххх ему отказано в назначении трудовой пенсии по старости. Не включен в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх, с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх в ***, так как стаж не подтвержден документально. Считает решение незаконным. С учетом уточнений просил признать решение УПФ РФ *** и *** от хх.хх.хххх ххх об отказе в назначении трудовой пенсии незаконным; включить периоды работы с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх в *** в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; обязать ответчика назначить трудовую пенсию с хх.хх.хххх.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать согласно доводов, изложенных в возражениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив их в совокупности и взаимосвязи с письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ № 400 от 28.12.2013, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ № 400 от 28.12.2013, при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
В судебном заседании установлено, что хх.хх.хххх Булатов И.В. обратился в УПФ РФ (ГУ) в *** и *** с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с решением УПФ РФ (ГУ) в *** и *** ххх от хх.хх.хххх Булатову И.В. было отказано в назначении пенсии.
Отказав Булатову И.В. в назначении страховой пенсии решением от хх.хх.хххх ххх, ответчик не включил истцу в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды:
с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх, с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх в ***, так как стаж не подтвержден документально. Дата начала периода работы и основание на прием на работу в копии трудовой книжки от хх.хх.хххх не соответствуют дате начала периода работы и основанию на прием на работу в копии дубликата трудовой книжки от хх.хх.хххх. Справкой от хх.хх.хххх период работы не подтвержден. Другие документы не представлены, так как сведения отсутствуют в выписке из ИЛС ЗЛ (страховые взносы не начислялись и не уплачивались в ПФ РФ).
Указанное решение пенсионного органа суд считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно записям в трудовой книжке ххх, выданной на имя Булатова И.В. хх.хх.хххх, Булатов И.В.хх.хх.хххх был принят в *** (запись ххх), хх.хх.хххх уволен по ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию (запись ххх).
Согласно сведениям из архивного отдела *** от хх.хх.хххх, в документах *** за хх.хх.хххх-хх.хх.хххх имеются следующие сведения о трудовом стаже Булатова И.В.: на основании расчетно-платежной ведомости начисления заработной платы, Булатов И.В. значится с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх, должность не указана; уволен с хх.хх.хххх (как водитель) по ст. 31 КЗоТ РФ (приказ ххх от хх.хх.хххх). Документы по личному составу *** поступили на хранение за хх.хх.хххх, с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх. Так же на хранение не поступили личные карточки ххх Местонахождение документов неизвестно. Поэтому подтвердить факт работы в полном объеме за период с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх Булатову И.В. не представляется возможным.
Из пояснений Булатова И.В. следует, что в период с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх он работал в должности *** в ***. До хх.хх.хххх года он работал на ***, в его обязанности входили грузовые междугородние перевозки по маршруту ***-***, *** С хх.хх.хххх по хх.хх.хххх работал на ***, который был переоборудован в ***, затем работал на ***. Так, проработал *** до хх.хх.хххх года и решил уволиться, так как предприятие банкротилось.
Из архивных копий исторической справки ***, Устава ***, решения о регистрации Устава *** следует, что *** городским советом народных депутатов хх.хх.хххх ххх зарегистрирован Устав *** при *** по производству товаров народного потребления (изделия из древесины), оказанию услуг предприятиям по монтажу и ремонту технологического оборудования. Устав в новой редакции зарегистрирован хх.хх.хххх ххх Решением Арбитражного суда *** *** признан банкротом.
Ведение деятельности *** с хх.хх.хххх года также подтверждается договорами подряда с различными организациями, согласно которым *** осуществляло работы по капитальному ремонту оборудования ***, по распиловке отходов производства, обработке пиломатериалов, по поставке цемента, продуктов питания.
Из показаний свидетеля В.В. следует, что он работал вместе с Булатовым И.В. в *** ***, в хх.хх.хххх был уволен в связи с ликвидацией. Булатов И.В. был *** и ***, весь транспорт был на нем.
Свидетель Г.К. суду показал, что с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх являлся *** *** В хх.хх.хххх году он уволился передовом из *** в *** Когда предприятие начало функционировать он позвал к себе на работу Булатова И.В. и И.О. Основными видами деятельности предприятия являлись: проектно-организационная работа, производство строительно-монтажных работ, изготовление товаров из дерева, металла, резины и другое.
Оценивая показания свидетелей суд не находит оснований не доверять им, поскольку они согласуются с пояснениями истца, а также подтверждаются письменными доказательствами, представленными ими трудовыми книжками, подтверждающими период работы с истцом в одной организации. В трудовых книжках имеются ссылки на приказы о принятии и увольнении свидетелей, также имеется печать ***
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Булатов И.В. в период с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх работал *** в ***. Данный вывод суда подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: показаниями свидетелей и записями в трудовой книжке.
Согласно сведениям УПФ, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования (дата ЗЛ – хх.хх.хххх) имеются сведения о работе Булатова И.В. в *** с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Факт проживания Булатова И.В. на территории ***, приравненного к районам Крайнего Севера в период с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх подтверждается паспортом гражданина РФ ххх.
Оценив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение факт работы истца в спорный период в ***. Недостатки трудовой книжки не связаны с виновными действиями истца.
В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225, а также Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, записи о периодах трудовой деятельности гражданина должны вноситься в трудовую книжку администрацией по месту работы. Согласно указанным Правилам ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Аналогичные требования были предусмотрены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих".
Булатов И.В. является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Отсутствие подписи директора об увольнении Булатова И.В., несоответствие начала периода работы в трудовой книжке и ее дубликате, не могут служить основанием для лишения истца права на включение в страховой стаж спорного периода работы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом представлена подлинная трудовая книжка, в которой содержатся сведения о месте работы, а также показания свидетелей, подтверждающих факт работы Булатова И.В. в оспариваемый период в ***, а также то, что невнесение ответственным работником в трудовую книжку истца сведений в объеме и установленном законом порядке, не может лишить его гарантированного законом права на своевременное пенсионное обеспечение, суд приходит к выводу, что спорный период работы истца подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Руководствуясь статьей 21 Закона, принимая во внимание, что на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в *** и *** с заявлением о назначении пенсии, при условии включения спорных периодов работы истца в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, стажа работы истца хватает для назначения пенсии, суд приходит к выводу о необходимости назначения пенсии со дня достижения им хх.хх.хххх возраста, то есть с хх.хх.хххх.
Учитывая вышеизложенное, решение УПФ РФ (ГУ) в *** и *** от хх.хх.хххх ххх об отказе в установлении пенсии истцу нельзя признать законным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Булатова И.В. удовлетворить.
Решение ххх от хх.хх.хххх УПФ РФ (ГУ) в *** и *** об отказе в установлении пенсии Булатову И.В. признать незаконным.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в *** и *** включить Булатову И.В. в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период работ с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх в должности *** ***.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в *** и *** назначить Булатову И.В. трудовую пенсию по старости с хх.хх.хххх.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В.Балаганская