Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 22 декабря 2016 года
Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Иванове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2604/16 по иску Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Козину В.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обратилось в суд с иском к Козину В.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере <...> рублей <...> копеек.
В обосновании исковых требований истец указал, что Козин В.В. проходил военную службу в войсковой части №. Приказом командира войсковой части он был исключен из списков личного состава <дата>. В связи с реформированием системы материально-финансового обеспечения военнослужащих, войсковая часть № была передана на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», основной задачей которого является расчет денежного довольствия военнослужащих и заработной платы личного состава воинских частей. При формировании единой электронной базы данных относительно сведений о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта», путем электронной передачи данных из управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ с использованием специального конвертера. Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» является пользователем имеющихся сведений в базе данных специализированного программного обеспечения «Алушта» для расчета денежного довольствия военнослужащим и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных при исчислении денежного довольствия не имеет. При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились с использованием специального конвертера. Техническое сопровождение программного продукта - Специализированного программного обеспечения «Алушта», осуществляется Центральным научно-исследовательским институтом экономики, информатики и систем управления, которым в целях исключения системных ошибок производится доработка СПО «Алушта». К числу таких ошибок, в том числе относится, регистрация военнослужащего в Единой базе данных как проходящего военную службы по контракту (статус военнослужащего «активный»). При передаче информации, в отношении Козина В.В. были переданы сведения как о военнослужащем, проходящем военную службу по контракту (статус военнослужащего «активный»), вследствие чего на банковский счет Козина В.В. в период с <дата> по <дата> были перечислены денежные средства в размере <...> рублей <...> копеек, которые являются излишне выплаченным денежным довольствием. Поскольку Козин В.В. был исключен из списка личного состава с <дата>, он не являлся военнослужащим, и не имел право на получение денежного довольствия. О нарушенном праве стало известно после расчета денежного довольствия с учетом внесенных в <дата> года сотрудниками кадровых органов изменений в СПО «Алушта» о статусе военнослужащего Козина В.В. В добровольном порядке Козин В.В. отказался вернуть указанные денежные средства, вследствие чего, Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в судебном порядке просит взыскать с Козина В.В. сумму неосновательного обогащения в размере <...> рублей <...> копеек.
Представитель истца Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в судебное заседание не явился, в суд представил ходатайство о рассмотрении заявленных исковых требований в его отсутствие.
Представитель ответчика Козина В.В. - Решетникова Д.В., действующая на основании доверенности, не оспаривая факт перечисления спорного денежного довольствия и его размер, исковые требования истца не признала по доводам изложенным в возражениях на иск, согласно которым неправильное и несвоевременное внесение кадровыми службами в СПО «Алушта» сведений о праве Козина В.В. на получение денежного содержания является правовой а не счетной ошибкой. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о виновных и недобросовестных действиях Козина В.В., направленных на получение им излишних выплат денежного довольствия, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, представитель Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» не представил. В силу положений ст. 1109 ГК РФ, каких-либо виновных действий Козиным В.В. не совершалось, денежные средства на его банковский счет были перечислены по инициативе ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. При этом, имел ли Козин В.В. возможность предусмотреть переплату, знал ли об излишне начисленных ему денежных средствах и не предпринял каких-либо мер к их возврату, правового значения для разрешения спора не имеют. К возникшим правоотношениям также просила применить срок исковой давности.
Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 года
«О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в частности в Вооруженных силах Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 года
«О воинской обязанности и военной службе», граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года
«О статусе военнослужащих», граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и
в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно п. 32 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
С 01.01.2012 года расчет денежного довольствия и иных выплат, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации № 306-ФЗ от 07.11.2011
«О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», производится в порядке, предусмотренном Приказом Министра обороны Российской Федерации N 2700 от 30.12.2011 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», и осуществляется ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта».
Согласно положению о ФКУ «ЕРЦ Министерства обороны Российской Федерации» учреждение осуществляет начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Министерстве обороны Российской Федерации порядком, а также взаимодействие с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, другими центральными органами военного управления и кадровыми органами военных округов для обеспечения предусмотренными выплатами
личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации предусматривает обязанность органов военного управления вносить в базу данных сведения о военнослужащих в полном объеме изданных приказов с помощью программного обеспечения, на ЕРЦ возложено выполнение работ по выгрузке и загрузке данных в личный кабинет офицера из базы данных.
Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства обороны РФ от 30.12.2011 года № 2710, предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны (далее- выплата денежного довольствия) (пункт 2); денежное довольствие военнослужащим выплачиваете за весь период военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе», окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Судом установлено и не оспаривается сторонами процесса, что приказом командира войсковой части №, Козин В.В. был исключен из списков личного состава с <дата>.
При формировании единой электронной базы данных относительно сведений о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и передаче информации в Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», основной задачей которого является расчет денежного довольствия военнослужащих и заработной платы личного состава воинских частей, в отношении Козина В.В. были переданы сведения как о военнослужащем, проходящем военную службу по контракту (статус военнослужащего «активный»).
Вследствие чего, в период с <дата> по <дата> Козину В.В. на банковский счет были перечислены денежные средства – денежное довольствие в размере
<...> рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникаю при наличии одновременно трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества, то есть, это сбережение или приобретение не основано ни на законе, ни на сделке.
Пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом достоверно установлено, что на банковский счет Козина В.В. были перечислены денежные средства в размере306 153 (триста шесть тысяч сто пятьдесят три) рубля 00 копеек, что подтверждается расчетными листами, заявкой на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
Данный факт не оспаривается ответчиком Козиным В.В.
При таких, обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными, поскольку истец перечислил ответчику Козину В.В. денежные средства во исполнение несуществующего обязательства, так как на момент зачисления спорных денежных средств Козин В.В. был исключен из списков личного состава войсковой части №, то есть не являлся военнослужащим, не исполнял обязанности военной службы, следовательно не имел права на получение денежного довольствия военнослужащего.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что полученные Козиным В.В. денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию в пользу истца.
Довод ответчика о том, что в соответствии со ст. 1109 ГК РФ требования истца не подлежат удовлетворению, суд не принимает во внимание, поскольку выплата денежного довольствия была произведена Козину В.В. после его увольнения с военной службы, вследствие чего не может расцениваться как счетная ошибка.
Отсутствие недобросовестности со стороны Козина В.В. также не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Вместе с тем, судом установлено, что внесение в Специализированное программное обеспечение «Алушта» сведений об исключении ответчика из списков личного состава войсковой части произведено в автоматизированном режиме. При этом, выявление необоснованности выплат, произведенных в период с <дата> по <дата>, возможно в порядке последующего финансового контроля, правом и обязанностью проведения которого ЕРЦ не обладает, а при текущем финансовом контроле в процессе исполнения финансово-плановых документов ЕРЦ не могла быть выявлена необоснованность указанных выплат ответчику.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что до контрольных мероприятий ЕРЦ не обладало информацией о факте получения ответчиком неположенной выплаты и не могло знать о возникшем на стороне ответчика неосновательном обогащении. Соответственно согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд с настоящим иском <дата> срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным казенным учреждением «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» не пропущен.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу муниципального бюджета
г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> рубль <...> копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 ч.1, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» удовлетворить.
Взыскать с Козина В.В. в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в размере <...> копеек.
Взыскать с Козина В.В. в муниципальный бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере <...> рубль <...> копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2016 года.
Судья
Куйбышевского районного суда
г. Самары Р.Р. Гараева