Дело №(17)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 05 декабря 2017 года
Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Крицкой И.А.,
при секретаре Гливинской Е.В.,
с участием:
представителя истца, помощника прокурора Октябрьского района Ненадо М.С.,
представителя ответчика, администрации Октябрьского района Амурской области, и третьего лица, на стороне ответчика, Лосевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в интересах Малых Игоря Александровича к администрации Октябрьского района Амурской области об обязании предоставить специализированное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Амурской области, действующий в интересах Малых И.А., обратился в суд с настоящими требованиями к администрации Октябрьского района Амурской области. В обоснование заявленных требований истец указал, что в прокуратуру Октябрьского района поступило обращение Малых И.А. о нарушении его жилищных прав, как ребенка оставшегося без попечения родителей, в части не предоставления жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Малых И.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать и отец умерли, постановлением главы Октябрьского района № от ДД.ММ.ГГГГ Малых И.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Малых И.А. освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания. ДД.ММ.ГГГГ Малых И.А. обратился в администрацию Октябрьского района о предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма. Вместе с тем, с момента постановки на учет на получение жилья по настоящее время администрацией Октябрьского района жилое помещение по договору найма Малых И.А. не представлено. В собственности своего жилья Малых И.А. не имеет. В связи с бездействием администрации Октябрьского района, по не предоставлению жилого помещения Малых И.А. нарушаются его законные права и интересы, как ребенка оставшегося без попечения родителей.
Истец просит обязать администрацию Октябрьского района предоставить Малых Игорю Александровичу специализированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33 кв. метров по договору найма в <адрес> Октябрьского района Амурской области.
Письменные возражения от ответчика и третьих лиц в суд не поступили.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Ненадо М.С. исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Октябрьский район Амурской области Лосева Н.Ю., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском прокурора не согласилась при этом подтвердила, что Малых И.А. стоит на учете для получения жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не возражает о предоставлении ему специализированного жилого помещения в <адрес>, меры для обеспечения жильем детей из числа сирот они принимают, однако в настоящее время предоставить специализированное жилое помещение не могут, так как имеется очередь, у администрации нет свободного жилищного фонда, деньги на приобретение жилья для лиц, указанной категории, из областного бюджета поступают в недостаточном количестве.
Представитель третьего лица, отдела образования Октябрьского района Амурской области, Лосева Н.Ю., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не возражая против заявленных требований, считает, что иск подлежит удовлетворению, Малых И.А. достригший возраста 28 лет, как ребенок оставшийся без попечения родителей, был принят на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, вернулся из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, жильем не обеспечен, жилое помещение в котором он жил ранее, разрушено.
Истец Малых И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен, что подтверждается материалами дела, не просил дело рассмотреть без его участия, либо отложить.
Представители третьих лиц: отдела социальной защиты населения Октябрьского района, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились. Представитель Министерства социальной защиты населения об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил дело отложить, рассмотреть без его участия.
От представителя третьего лица - начальника ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району <данные изъяты>, в суд поступило ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела без участия их представителя, против заявленного иска не возражают.
Участники процесса не возражают на продолжении судебного заседания.
В соответствии ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд определил: рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц, поскольку их надлежащее уведомление подтверждается материалами дела.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на жилище. При этом, в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст.7 Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок 5 лет.
Также вышеуказанным Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, указанным ФЗ № 15-ФЗ Жилищный кодекс РФ дополнен ст. 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года (ред. от 03.07.2016 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 (в ред. Законов Амурской области от 11.10.2013 № 242-ОЗ, от 04.04.2016 № 667-ОЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, предусматривает, что лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацами первым и четвертым статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация Октябрьского района наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.
На основании статьи 4 Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - список), осуществляется уполномоченным органом.Список формируется на бумажном и электронном носителях на основании информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - дети-сироты), представляемой органами местного самоуправления в уполномоченный орган.
Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган информацию о детях-сиротах нуждающихся в жилых помещениях.
Информация о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи, включается уполномоченным органом в список не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления.
Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 (ред. от 01.06.2016), определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц, министерство образования и науки Амурской области.
Министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство) является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела суд установил следующие обстоятельства.
Заявлением Малых И.А. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт его обращения в прокуратуру Октябрьского района Амурской области с просьбой защитить его права и законные интересы и обратиться в суд в его интересах с иском о предоставлении специализированного жилого помещения на территории Октябрьского района Амурской области.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Исковое заявление в защиту прав Малых И.А. подано прокурором Октябрьского района Амурской области в соответствии с законом.
Копией свидетельства о рождении Малых Игоря Александровича – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждается, что его матерью является ФИО2, отцом ФИО3.
Свидетельством о смерти I-OT № подтверждается, что мать Малых И.А. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельством о смерти I-OT № подтверждается, что отец Малых И.А. – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой МОБУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Малых И.А. в ДД.ММ.ГГГГ году закончил № классов данного образовательного учреждения.
Справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Малых И.А. с ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в указанном учреждении, исполняющим наказание в виде лишения свободы, откуда освободился ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока наказания.
Согласно сведениям ВрИО военного комиссара Октябрьского и Ромненского районов Амурской области <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Малых И.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Ромненского районов Амурской области, военнообязанный.
Постановлением Главы администрации Октябрьского района Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ над Малых Игорем Александровичем установлено опекунство, опекуном назначена Малых Светлана Александровна, в связи с тем, что он остался без попечения родителей, так как его мать и отец умерли, поставлен на внеочередное получение жилья, так как жилье, в котором проживал Малых И.А. с родителями до их смерти, находится в непригодном для проживания состоянии.
Паспортными данными Малых И.А. и сведениями отдела по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» Амурской области подтверждается его регистрация по адресу: <адрес>
Согласно информации администрации <данные изъяты> Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Малых И.А. зарегистрирован в <адрес>, но фактически не проживает на территории муниципального образования. Дом пришел в негодность для проживания, в связи с отсутствием в нем жильцов.
Информацией администрации <данные изъяты> Октябрьского района Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что Малых И.А. по данным похозяйственных книг на территории сельсовета по месту жительства не зарегистрирован, с ним или членами его семьи договор социального найма жилого помещения не заключался.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Октябрьского района Амурской области подтверждается факт обращения Малых И.А. с просьбой предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Из сообщения начальника отдела образования администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что пакет документов для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями Малых И.А. направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Малых И.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Октябрьского района, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомления ФГИС ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № Малых И.А. не имеет в собственности объектов недвижимости на территории Амурской области.
Согласно сообщения отдела образования администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по договору социального найма жилья, а также и из специализированного жилого фонда Малых И.А. не предоставлялось, сведениями о заключении членами его семьи договоров социального найма не располагают.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Малых И.А. является лицом из числа детей-сирот, не имеет в собственности, а также закрепленного за ним жилья, в связи с чем, имеет право на предоставление ему органом местного самоуправления, а именно администрацией Октябрьского района, жилого помещения в соответствии со ст.109.1 ЖК РФ. Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение Малых И.А. администрацией Октябрьского района не предоставлено.
Постановлением Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ за № с учетом изменений, внесенных постановлением Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ за №, утверждена минимальная норма предоставления общей площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам специализированного найма в размере 33 квадратных метров, между тем прокурором заявлено требование о предоставлении Малых И.А. жилого помещения не менее 33 квадратных метров, а значит, исковое требование в этой части не подлежит удовлетворению.
Суд принимает во внимание доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования для приобретения специализированного жилья, однако это обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что подлежат удовлетворению исковые требования прокурора Октябрьского района к администрации Октябрьского района о предоставлении Малых И.А. специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим условиям, общей площадью в размере 33 кв.м. с учетом постановления Главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ за №
Поскольку на территории <данные изъяты> Октябрьского района, по месту регистрации и проживания истца, жилых помещений муниципального жилищного фонда, отвечающих вышеуказанным требованиям благоустроенности, не имеется, в целях реализации прав истца и исполнения судебного решения, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения в <адрес> Октябрьского района Амурской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района в интересах Малых Игоря Александровича к администрации Октябрьского района Амурской области об обязании предоставить специализированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> Октябрьского района Амурской области, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Октябрьского района Амурской области предоставить Малых Игорю Александровичу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью в размере 33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> Октябрьского района Амурской области.
Отказать в части предоставления Малых Игорю Александровичу жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью в размере не менее 33 квадратных метров
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Амурский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.А. Крицкая
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.