Дело № 12-54/2021
№
Р Е Ш Е Н И Е
«16» июня 2021 года г. Ижевск
Судья Индустриального районного суда г.Ижевска Сентяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики ФИО1., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на постановление № от -Дата-, вынесенное врио. начальника отделения - старшим судебным приставом ФИО2., о привлечении Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее- Министерство) к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Жалобу мотивировала тем, что решением Октябрьского районного суда г. Ижевска на Министерство образования и науки УР (далее- МОиН УР) возложена обязанность предоставить ФИО3 в пользование безвозмездно, однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г. Сарапула жилое помещение, не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории г. Сарапула УР. -Дата- судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР возбуждено исполнительное производство № в отношении МОиН УР в пользу ФИО3 о предоставлении в ее пользование благоустроенного жилого помещения. -Дата- произведена замена стороны в исполнительном производстве на Министерство. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено в отношении МОиН УР, в отношении Министерства подобное постановление не выносилось. Обязанность по исполнению судебного решения в порядке правопреемства возложена на Министерство не в связи с реорганизацией МОиН УР, а в связи с изменениями законодательства, в рамках которого обязанность по обеспечению жильем детей-сирот с -Дата- возложена на Министерство. Следовательно, переход прав в порядке правопреемства связан не с реорганизацией либо упразднением юридического лица (МОиН УР). Замена МОиН УР на Министерство произведена в связи с перераспределением полномочий в определенной сфере правоотношений. Таким образом, привлечение МОиН УР к административной ответственности, наложение на МОиН УР административного штрафа, а также требования судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку Министерство к административной ответственности не привлекалось, административный штраф не накладывается. Учитывая изложенные обстоятельства, в действиях Министерства состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, отсутствует. Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч.2 ст.2.1, со ст. 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдение административных процедур, связанных с исполнением бюджетов. Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий на его формирование путем приобретения либо строительства жилых помещений. Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой) на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года №3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. В 2020 году Минстрою УР выделено 347,8 млн. рублей на формирование специализированного жилищного фонда. По итогам 2020 года Минстроем приобретено 58 квартир в г. Сарапуле. Понимая, что объемы выделенных средств и количество приобретаемых жилых помещений не достаточны для исполнения судебных актов, Министерство обратилось в Министерство финансов Удмуртской Республики (далее – Минфин УР) с убедительной просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов. Вместе с тем, дополнительных денежных средств не выделено, в своем ответе Минфин УР лишь констатировал общую сумму выделенных средств и процент их освоения Минстроем УР. Иными организационно-правовыми механизмами исполнения решения суда Министерство не располагает, поскольку реализует полномочия исключительно по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленной законом процедуры не имеет возможности приобрести жилые помещения в целях исполнения судебных актов по независящим от него обстоятельствам. Принимая все необходимые и возможные меры к исполнению решения суда, Министерство лишено возможности его исполнения, а также исполнения требований судебного пристава-исполнителя от -Дата-, поскольку не располагает жилыми помещения в г. Сарапуле, принадлежащими Министерству на праве оперативного управления и включенными в состав специализированного жилищного фонда, в необходимом объеме. Считает, что у Министерства имеются достаточные и объективные обстоятельства, определяющие невозможность исполнения в полном объеме требований исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, что, в свою очередь, указывает на отсутствие на стороне Министерства виновного противоправного бездействия. Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание не явились представитель Минсоцполитки УР, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2).
Указанные нормы направлены на обеспечение своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частями 1, 4 ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
При рассмотрении жалобы установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
На исполнении у судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО4 находится исполнительное производство № от -Дата-, возбужденное на основании выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска УР исполнительного листа № от -Дата-. Предметом исполнения является возложение на Министерство образования и науки УР обязанности предоставить в пользование ФИО3 безвозмездно однократно по договору найма специализированное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Сарапула УР в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м., расположенное на территории г. Сарапула УР.
Начальник отдела – старший судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО5 -Дата- вынес постановление о взыскании с Министерства образования и науки УР исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от -Дата- произведена замена должника по гражданскому делу по иску ФИО3 к Министерству образования и науки УР о предоставлении жилого помещения на Министерство социальной политики и труда УР.
-Дата- врио начальника отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО2 вынесено постановление, которым должник - Министерство социальной политики и труда УР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвержено административному штрафу в размере 30 000 рублей в доход государства.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2). В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч.1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч.2). На основании анализа представленных сведений суд приходит к выводу о том, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о совершении Министерством социальной политики и труда УР после получения постановления о возбуждении исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании административного штрафа действий, направленных на исполнение требование исполнительного документа. Из представленного письма Минсоцполитики УР от -Дата-, адресованного Министерству образования и науки УР, следует, что Министерство лишено возможности исполнить решение суда в установленные законом сроки, поскольку вопрос о передаче жилых помещений, приобретенных в 2019 года Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР, в оперативное управление Министерства до настоящего времени не решен. Убедительно проит незамедлительно организовать работу по передаче указанных жилых помещений в оперативное управление Министерства, а также решить вопрос о передаче 763 жилых помещений, включенных в состав специализированного жилищного фонда УР с 2013 года по 2018 годы, с целью осуществления Министерством переданных полномочий. Из письма Минсоцполитики УР от -Дата- № следует, что Министерство образования и науки УР обратилось в Министерство финансов УР о возможности выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов. В ответ на письмо Министерством финансов УР сообщено о том, что Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты) на 2020 год предусмотрено 348 732,4 тыс.рублей, из них на счет средств бюджета Удмуртской Республики сверх обязательств, установленных Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на предоставление жилых помещений детям-сиротам – 217 019,2 рублей. Кассовое исполнение по состоянию на -Дата- составляет 64 057,1 тыс. рублей (18,4% от плановых назначений). Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР от 03 июня 2020 года №829-р «О согласовании передачи имущества от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики» жилые помещения, приобретенные и включенные в состав специализированного жилищного фонда Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, как уполномоченным органом, были переданы Министерству социальной политики и труда УР в количестве 16 штук. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР от -Дата- №963-р «О согласовании передачи имущества от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики» жилые помещения, приобретенные и включенные в состав специализированного жилищного фонда Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, как уполномоченным органом, были переданы Министерству социальной политики и труда УР в количестве 2 штук. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР от -Дата- № «О согласовании передачи имущества от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики» жилые помещения, приобретенные и включенные в состав специализированного жилищного фонда Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, как уполномоченным органом, были переданы Министерству социальной политики и труда УР в количестве 4 штук. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР от -Дата- № «О согласовании передачи имущества от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики» жилые помещения, приобретенные и включенные в состав специализированного жилищного фонда Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, как уполномоченным органом, были переданы Министерству социальной политики и труда УР в количестве 14 штук. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР от -Дата- № «О согласовании передачи имущества от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики» жилые помещения, приобретенные и включенные в состав специализированного жилищного фонда Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, как уполномоченным органом, были переданы Министерству социальной политики и труда УР в количестве 8 штук. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР от -Дата- № «О согласовании передачи имущества от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики» жилые помещения, приобретенные и включенные в состав специализированного жилищного фонда Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, как уполномоченным органом, были переданы Министерству социальной политики и труда УР в количестве 12 штук. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР от -Дата- № «О согласовании передачи имущества от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики» жилые помещения, приобретенные и включенные в состав специализированного жилищного фонда Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, как уполномоченным органом, были переданы Министерству социальной политики и труда УР в количестве 6 штук. Приказами Министерства социальной политики и труда УР от -Дата- №, от -Дата- №, от -Дата- №, от -Дата- №, от -Дата- №, от -Дата- №, от -Дата- №, от -Дата- № жилые помещения, закрепленные на праве оперативного управления за Министерством социальной политики и труда УР на основании выше обозначенных распоряжений Министерства имущественных отношений УР, предоставлены лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно выписке из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на -Дата- ФИО3 занимает 1056 место в очереди на получение жилого помещения. Таким образом, учитывая, что Министерство социальной политики и труда УР не располагало жилыми помещениями для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочиями на приобретение жилых помещений и их включение в состав специализированного жилищного фонда не обладает, виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа по исполнительному производству не допущено. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство социальной политики и труда УР ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой. Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно, вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Порядок приобретения жилых помещений для указанной категории лиц определен положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предполагает приобретение жилых помещений путем проведения электронного аукциона, контракт на покупку может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона. Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат. Министерство социальной политики и труда УР реализует полномочия лишь по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленной законом процедуры не имеет возможности приобрести жилые помещения в целях исполнения решения суда по независящим от него обстоятельствам. При таких обстоятельствах в действиях Министерства социальной политики и труда УР вина в форме умысла или неосторожности не усматривается. Вышеуказанные меры, предпринятые Министерством социальной политики и труда УР, являются своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О разъяснено что, положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной политики и труда УР состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
С учетом изложенного, а также п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу в отношении Министерства социальной политики и труда УР подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, вины в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.
Отменить постановление № от -Дата-, вынесенное врио. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике лейтенантом внутренней службы ФИО2 о привлечении Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения решения через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Судья Н.А. Сентякова