Дело № 2-203/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2015 года г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Хробуст Н.О.,
При секретаре Аксёновой Н.Е.,
С участием помощника прокурора Завитинского района Антоненко Ю.А., истца Войко С.В., представителя ответчика – администрации Завитинского района Амурской области ФИО10, представителя третьего лица – Отдела образования администрации Завитинского района ФИО9,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Войко Станислава Вячеславовича к администрации Завитинского района Амурской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Войко С.В. обратился в Завитинский районный суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что в прокуратуру Завитинского района Амурской области обратился Войко С.В. с заявлением об отказе в постановке его на учет для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по месту жительства в <***>, в связи с чем, прокуратурой Завитинского района Амурской области была проведена проверка сведений, указанных в заявлении, в ходе которой было установлено, что Войко С.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью родителей. Постановлением главы администрации муниципального образования Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № в возрасте <***> лет Войко С.В. был поставлен на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Согласно диплому о начальном профессиональном образовании №, регистрационный № Войко С.В. закончил государственное образовательное учреждение профессионального образования Амурской области «Профессиональное училище №», решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация электогазосварщик третьего разряда. На основании поданного Войко С.В. заявления в связи с тем, что он желает, чтобы его включили в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по месту проживания и работы в <***>, постановлением главы <***> от ДД.ММ.ГГГГ № Войко С.В. снят с учета на получение жилья и исключен из списков лиц, подлежащих обеспечению жильем на территории <***>. ДД.ММ.ГГГГ Войко С.В. обратился с письменным заявлением в администрацию Завитинского района Амурской области о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с переводом с другого места учета в г. Завитинск Амурской области, однако ДД.ММ.ГГГГ администрацией Завитинского района Амурской области в предоставлении жилого помещения Войко С.В. было отказано в связи с тем, что он обратился за предоставлением жилого помещения в возрасте старше 23 лет, а, следовательно, утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 15, 50, 92, 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 4, 5, 5.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор Завитинского района полагал отказ администрации Завитинского района Амурской области в обеспечения Войко С.В. жилым помещением незаконным, указав, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
На основании изложенного, уточнив в ходе производства по делу предмет исковых требований, прокурор <адрес> просил суд включить Войко С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, которые подлежат обеспечению помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Завитинского района; обязать администрацию Завитинского района предоставить Войко С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте <***> по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, т.е. общей площадью не менее <***> кв.м.; признать незаконным отказ администрации Завитинского района в предоставлении Войко С.В. соответствующего жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района Антоненко Ю.А. поддержала исковые требования, настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Войко С.В. обратился в прокуратуру Завитинского района Амурской области за защитой своих жилищных прав. В связи с тем, что из заявления Войко С.В. не были ясны его требования, от него было дополнительно отобрано объяснение, из которого стало ясно, что Войко С.В. не согласен с отказом администрации Завитинского района в предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Войко С.В., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел закрепленное жилое помещение на территории <***>. Однако в связи с признанием указанного жилого помещения непригодным для постоянного проживания, в ДД.ММ.ГГГГ году в возрасте 20 лет Войко С.В. был поставлен на учет на внеочередное получение жилого помещения. После окончания учебного заведения Войко С.В. избрал своим местом жительства Завитинский район Амурской области, где он проживает и работает. Намереваясь перевестись на учет в Завитинский район Амурской области, будучи необеспеченным к тому времени жилым помещением на территории Октябрьского района, Войко С.В. ДД.ММ.ГГГГ году в возрасте 24 лет обратился по данному вопросу в Отдел образования Завитинского района Амурской области, где ему пояснили, что для того, чтобы встать на учет в Завитинском районе ему необходимо сняться с учета в <***>. В этих целях Войко С.В. в присутствии специалиста Отдела образования администрации Завитинского района было написано заявление о снятии с учета на получение жилья в <***>, в котором указано, что целью подачи данного заявления является желание истца быть обеспеченным жильем в <***>, где он живет и работает. В ДД.ММ.ГГГГ Войко С.В. был снят с учета на получение жилья в Октябрьском районе с целью постановки на учет по месту жительства в <***>. Однако при обращении с подобным заявлением в администрацию Завитинского района Войко С.В. в обеспечении жилым помещением было отказано. Полагает данный отказ незаконным, поскольку за продолжительное время нахождения на учете Войко С.В. жильем на территории <***> обеспечен не был, при этом обладает правом на свободу передвижения и выбор места жительства, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по вновь избранному месту жительства истец не утратил.
Истец Войко С.В. в судебном заседании поддержал предъявленные в его интересах требования, настаивал на их удовлетворении с учетом их уточнения. Суду пояснил, до 4 лет проживал с родителями в <адрес>. После того, как его родители были лишены родительских прав с <***> лет он проживал в детском доме в <адрес>, затем уехал учиться в <адрес>. Он дважды обучался в ПУ № <адрес>, окончил его в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ. И в первый, и во второй раз в процессе его учебы социальный педагог направлял заявления на внеочередное предоставление жилья в отношении всех детей-сирот, в том числе и в отношении него. Однако ему приходили ответы, что у него имеется закрепленное жилое помещение, в связи с чем, он не подлежит обеспечению жильем. В ДД.ММ.ГГГГ году социальный педагог по его просьбе вновь направил заявление в администрацию Октябрьского района о постановке его на учет на внеочередное предоставление жилья. При этом он сам писал заявление в администрацию Октябрьского района о принятии его на учет. Ему пришел ответ о том, что на учет его поставили, поскольку ранее закреплённое за ним жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Пояснил, что в закрепленном за ним жилом помещении, он не проживал, поскольку после окончания учебного заведения жил и работал в <***>. Кроме того, закрепленное за ним жилое помещение было непригодно для проживания в нем. Через некоторое время, уже проживая и работая в <***>, он узнал, что возможен перевод с учета из одного района в другой. С целью уточнения данного вопроса в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отдел образования администрации Завитинского района к специалисту ФИО9, которая в его присутствии позвонила в Отдел образования Октябрьского района с вопросом о том, возможно ли его снять с учета на получение жилья в Октябрьском районе и автоматически поставить на учет в Завитинском районе. Ей дали ответ, что такое возможно, поскольку в <***> он был поставлен на учет до достижения 23 лет и жильем не обеспечен. Об этом специалист ФИО9 сообщила ему и сказала, что ему необходимо написать заявление о снятии с учета в <***>. В ее присутствии им было написано указанное заявление, в котором указана цель снятия с учета в <***>. Данное заявление факсом было передано в Отдел образования Октябрьского района. При этом указал, что при обращении в Отдел образования Завитинского района в ДД.ММ.ГГГГ он пояснял специалисту, которая с ним работала, что ему 24 года, позвонив по данному вопросу в Отдел образования <адрес> специалист ФИО9 ему пояснила, что для того, чтобы встать на учет в <***> ему необходимо сняться с учета в <***>, что он и сделал. О последствиях снятия с учета и наличии препятствий для дальнейшей постановки на учет в <***> он предупрежден не был. Документы о снятии его с учета в <***> были им получены в ДД.ММ.ГГГГ. Получив их, он сразу же обратился в Отдел образования Завитинского района к ФИО9, которая предоставила ему список документов, которые ему необходимо представить для постановки на учет. При этом какие-то сроки их предоставления не оговаривались и не ограничивались. Документы он собирал в течение полугода, поскольку утерял аттестат и долго не мог его найти, принимал меры к его розыску и в итоге обнаружил его по месту жительства сестры. Как только он собрал все документы, он обратился в администрацию Завитинского района с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако в обеспечении жильем ему было незаконно отказано. Указал, что в прокуратуру Завитинского района он обратился, т.к. был не согласен с отказом администрации Завитинского района в принятии его на учет и в предоставлении ему жилого помещения. Просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика – администрации Завитинского района Амурской области ФИО10 в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями, в обоснование возражений указав, что Войко С.В. утратил право на обращение с заявлением о постановке на учет на предоставление жилья, поскольку к моменту обращения в администрацию Завитинского района он достиг возраста 23 лет, проживая на территории <***> на протяжении 7 лет с подобным заявлением ранее в администрацию не обращался. Кроме того, Войко С.В. по собственной инициативе снялся с учета на получение жилья в <***> и только по прошествии длительного времени после этого обратился в администрацию Завитинского района с заявлением о постановке на учет на получение жилья в Завитинском районе. Перевода с учета из одного района в другой не предусмотрено. Каких-либо данных о том, что Войко С.В. состоял в областном реестре лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по которому выделяются денежные средства, не представлено. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица – Отдела образования администрации Завитинского района ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в обоснование возражений указав, что Войко С.В. утратил право на обеспечение жилым помещением, поскольку обратился с соответствующим заявлением после достижения 23 летнего возраста. Кроме того, отсутствуют подтверждающие документы, что Войко С.В. был включен в единый областной реестр в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подтвердила, что действительно Войко С.В. обращался в Отдел образования администрации Завитинского района по вопросу снятия его с учета на получение жилья в <***> и постановки на соответствующий учет в <***>, писал в ее присутствии заявление о снятии с учета в <***>, но уже в ДД.ММ.ГГГГ, когда ему было более 23 лет. Указала, что всем разъясняет о том, что право на получение жилья лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут реализовать только до достижения 23 лет. О том, уточняла ли она возраст Войко С.В. при его обращении в ДД.ММ.ГГГГ, не помнит. Также не помнит, обращался ли Войко С.В. к ней после снятия его с учета в Октябрьском районе, при этом указала, что возможно она действительно давала ему список для предоставления необходимых документов, при этом срок их предоставления не оговаривался. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц – Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, администрации муниципального образования Октябрьский район Амурской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суду не сообщили, имеется ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя администрации муниципального образования Октябрьский район Амурской области. При данных обстоятельствах на основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, администрации муниципального образования Октябрьский район Амурской области.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 года № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ в той же редакции жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица, в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, Федерального закона от 02.07.2013 года N 185-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона в той же редакции дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 10 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи в порядке, установленном статьей 4.1 настоящего Закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч.ч. 1, 4-6 ст. 4.1 указанного Закона Амурской области формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.
Органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган следующую информацию о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи:
1) список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по форме согласно приложению N 4 к настоящему Закону и копии следующих документов:
паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;
документа об окончании (прекращении) обучения в образовательной организации (пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - для подтверждения факта окончания срока пребывания в указанных организациях, а также завершения получения профессионального образования;
военного билета - для подтверждения факта окончания прохождения военной службы по призыву;
справки об отбытии наказания или освобождении от наказания - для подтверждения факта окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях;
2) документы, подтверждающие приобретение детьми-сиротами полной дееспособности до достижения совершеннолетия (решение органа опеки и попечительства, решение суда);
3) документы, подтверждающие, что дети-сироты не являются собственниками жилых помещений (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Информация о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи, включается уполномоченным органом в список не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления.
Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Если дата принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, очередность между ними формируется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).
При этом из положений ст. 1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные статьей 4 настоящего Закона, до 01.01.2015 года осуществлялись исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере образования (Министерством образования и науки Амурской области), с 01.01.2015 года - исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области (Министерством социальной защиты населения Амурской области).
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок в том числе государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договора найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 08.09.2010 года № 59-Г10-7, Закон Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей19 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Как следует из свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением ЗАГС <адрес>, Войко Станислав Вячеславович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями Войко С.В. являются ФИО15 и ФИО3.
Решением Октябрьского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения гражданского дела по иску Отдела образования администрации Октябрьского района к ФИО15. и ФИО3 о лишении родительских прав ФИО3 и ФИО15 лишены родительских прав в отношении сына Войко Станислава Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из свидетельства о смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением ЗАГС по <адрес> <адрес>, следует, что ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти №, выданному ДД.ММ.ГГГГ отделением ЗАГС по <адрес> управления ЗАГС <адрес>, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что действительно, когда Войко С.В. находился в возрасте до 18 лет, он остался без попечения родителей в связи с тем, что оба его родителя были в установленном законом порядке лишены в отношении него родительских прав, а, следовательно, приобрел права на льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов гражданского дела усматривается, что постановлением главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № в том числе за Войко С.В. как ребенком, оставшимся без попечения родителей, было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Из представленной копии аттестата об основном общем образовании В № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Войко С.В. окончил Государственное образовательное учреждение детский дом – школа № <адрес>.
Согласно копии диплома о начальном профессиональном образовании № от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Войко С.В. окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования <адрес> «Профессиональное училище №» <адрес>, ему присвоена квалификация «электрогазосварщик 3 разряда».
Свидетельством об уровне квалификации № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что по результатам обучения в Государственном образовательном автономном учреждении начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный технический лицей №» <адрес> Войко С.В. присвоена квалификация «электромонтер 3 разряда».
Согласно положениям п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3, п. 2 ч. 4 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в том числе в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что с учетом указанных положений закона и в связи с тем, что заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ №, ранее закрепленное за Войко С.В. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по результатам его обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, было признано непригодным для постоянного проживания, постановлением главы Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № Войко Станислав Вячеславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма; постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними ФИО4, ФИО5, ФИО6, Войко Станиславом Вячеславовичем и ФИО7» признано утратившим силу.
Из пояснений истца Войко С.В. следует, не опровергнуто иными лицами, участвующими в деле, путем предоставления допустимых доказательств, что Войко С.В. был соблюден заявительный порядок постановки на учет. При этом постановление главы Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке, установленном действующим законодательством, никем оспорено не было, не отменялось, недействительным не признано.
Справкой Отдела образования администрации Октябрятского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, не опровергнуто путем предоставления иных допустимых доказательств, что будучи поставленным на учет на внеочередное получение жилья на основании постановления главы Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Войко С.В. был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Отделе образования администрации Октябрьского района, исполняющего обязанности по реализации государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что до достижения Войко С.В. возраста 23 лет с соблюдением установленного действующим законодательством порядка он был принят на учет на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду признания непригодным для постоянного проживания ранее закрепленного за ним жилого помещения, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Отделе образования администрации Октябрьского района.
При этом суд полагает несостоятельными доводы представителя администрации Завитинского района Амурской области, представителя Отдела образования администрации Завитинского района о необоснованности заявленных требований ввиду отсутствия сведений о включении Войко С.В. в единый областной список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку указанные доводы допустимыми доказательствами не подтверждены, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству судом выступающему в качестве третьего лица по настоящему гражданскому делу Министерству социальной защиты населения Амурской области, осуществляющему с ДД.ММ.ГГГГ государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, было предложено представить сведения о включении Войко С.В. в формируемый уполномоченным органом список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также об основаниях исключения его из указанного списка, однако указанная информация к моменту рассмотрения настоящего дела суду предоставлена не была. Кроме того, при наличии установленных в ходе производства по делу обстоятельств принятия Войко С.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет на внеочередное получение жилья и включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Октябрьском районе, суд полагает, что сами по себе обстоятельства включения либо невключения его в единый областной список правового значения не имеют, поскольку неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него ст. 4.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанностей по предоставлению в уполномоченный орган информации о детях-сиротах, включенных в соответствующий районный список, на основании которой формируется единый областной список, не может являться основанием для ущемления либо ограничения гарантированных государством мер социальной поддержки указанной категории граждан.
Из пояснений истца следует, что после получения начального профессионального образования он проживает на территории <***>, избрал его в качестве места своего жительства.
Согласно данным паспорта Войко С.В. серии № справке администрации Иннокентьевского сельсовета Завитинского района амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. Из пояснений истца следует, что данное жилое помещение принадлежит матери его друга, которая по просьбе друга зарегистрировала его в указанном жилом помещении в целях трудоустройства, требующего наличие регистрации. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой администрации Иннокентьевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО11, собственностью Войко С.В. не является.
В ходе производства по делу из пояснений истца Войко С.В. установлено, что ввиду отсутствия у него иного жилого помещения для проживания в настоящее время он вынужден фактически проживать в квартире бабушки его сожительницы ФИО12 по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются справкой администрации Иннокентьевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом из справки администрации Иннокентьевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, не опровергнуто уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, что указанное жилое помещение является бесхозным, собственностью Войко С.В. не является, в квартире зарегистрирована ФИО13
Согласно справке индивидуального предпринимателя ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ Войко С.В. работает в ИП ФИО19 в <адрес> в должности сторожа.
Из пояснений помощника прокурора Завитинского района Антоненко Ю.А., истца Войко С.В. установлено, что ввиду того, что Войко С.В. изменил место своего жительства по сравнению с местом его первоначального выявления в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, и поскольку на территории <***> Войко С.В. к тому времени жильем обеспечен не был, в ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Отдел образования администрации Завитинского района Амурской области как уполномоченный орган по вопросу возможности его перевода как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с учета в <***> по месту его жительства в <***> и предоставления ему жилого помещения в <***>. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя Отдела образования администрации Завитинского района ФИО9 При этом из пояснений истца Войко С.В. следует, не опровергнуто пояснениями представителя Отдела образования администрации Завитинского района ФИО9, что при обращении в Отдел образования администрации Завитинского района Амурской области он уточнял специалисту ФИО9, которая работала с ним, что на момент данного обращения ему исполнилось 24 года. После проведенных по телефону консультаций специалиста Отдела образования администрации Завитинского района Амурской области со специалистами Отдела образования администрации Октябрьского района Амурской области специалистом ФИО9 ему было сообщено, что решение поставленного им вопроса возможно, поскольку до достижения 23 лет он был принят на учет и до настоящего времени жилым помещением на территории <***> не обеспечен. При этом ему было указано, что для того, чтобы встать на учет в администрации Завитинского района ему необходимо сняться с учета на получение жилья в <***>, после чего обратиться с соответствующим заявлением в администрацию Завитинского района. В тот же день, а именно ДД.ММ.ГГГГ в присутствии главного специалиста Отдела образования администрации Завитинского района ФИО9 Войко С.В. на имя начальника Отдела образования администрации Октябрьского района было написано заявление, удостоверенное начальником Отдела образования администрации Завитинского района ФИО14, в котором он просил помочь ему решить вопрос о снятии его с учета на получение жилого помещения в <***> в связи с тем, что он желает получить жилье в <***>, т.к. там проживает и работает.
Представленная в материалы гражданского дела Отделом образования администрации Октябрьского района копия указанного заявления от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает изложенные Войко С.В. обстоятельства обращения в Отдел образования администрации Завитинского района и написания данного заявления. При этом из пояснений Войко С.В. следует, не опровергнуто иными лицами, участвующими в деле, путем предоставления допустимых доказательств, что о последствиях снятия с учета на получение жилья в <***> и наличии препятствий для дальнейшей постановки на соответствующий учет в <***> он специалистами Отдела образования администрации Завитинского района при своем обращении ДД.ММ.ГГГГ и написании соответствующего заявления предупрежден не был.
Из материалов гражданского дела следует, что на основании заявления Войко С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с желанием последнего быть включенным в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по месту проживания в <***>, постановлением главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № Войко С.В. был снят с учета на получение жилья, Отделу образования администрации Октябрьского района было предписано исключить Войко С.В. из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес Войко С.В. Отделом образования администрации Октябрьского района было направлено уведомление о снятии с учета, а также копия вышеуказанного постановления главы Октябрьского района.
Справкой Отдела образования администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Войко С.В. исключен из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Отделе образования администрации Октябрьского района, исполняющего обязанности по реализации государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
При этом из ответа Отдела образования администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что за период нахождения на учете Войко С.В. жилым помещением по договору социального найма или по договору специализированного найма на территории <***> обеспечен не был.
Таким образом, с момента издания постановления главы Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Войко С.В., написанного последним ДД.ММ.ГГГГ в Отделе образования администрации Завитинского района Амурской области после проведенных предварительных консультаций с сотрудниками данного Отдела образования, Войко С.В. утратил сохраняющееся за ним по смыслу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» независимо от достижения 23 летнего возраста право на обеспечение жилым помещением на территории <***>, которым до достижения указанного возраста он обеспечен не был. Сведений о восстановлении истца на учете в администрации Октябрьского района на момент рассмотрения настоящего гражданского дела в распоряжении суда не имеется.
Из пояснений истца Войко С.В. следует, не оспаривалось другими лицами, участвующими в деле, не опровергнуто ими путем предоставления допустимых доказательств, что после получения им в ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих снятие его с учета на получение жилья в <***>, в ДД.ММ.ГГГГ года он вновь обратился в Отдел образования администрации Завитинского района как уполномоченный орган по вопросу постановки на учет, где специалистом ФИО9 ему был вручен перечень документов, которые необходимо представить одновременно с заявлением. При этом какие-либо сроки предоставления указанных документов оговорены не были. Поскольку, подготавливая соответствующие документы, он очень долго не мог найти свой аттестат, с соответствующим заявлением в администрацию Завитинского района он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, собрав и приложив к нему все необходимые документы.
Так, из материалов гражданского дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Войко С.В. обратился с заявлением на имя главы Завитинского района Амурской области, в котором просил предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с переводом с другого места учета.
Однако в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Завитинского района Войко С.В. было отказано в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма в связи с тем, что с заявлением о предоставлении жилого помещения он обратился в возрасте старше 23 лет, а, следовательно, утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем суд полагает, что указанный отказ не основан на законе.
При этом судом учитывается, что как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также его ст. 1, положения данного федерального закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Вместе с тем согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 10 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденными Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, само по себе достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.
Частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предусматривает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, не имеющих закрепленного жилья, на обеспечение жильем по месту жительства указанных лиц.
В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом из содержания ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Обязательным помимо прочих условием предоставления жилья является нахождение места жительства лица на территории органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет которого предоставляется жилье, т.е. в рассматриваемом случае на территории Амурской области.
На основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств судом установлено, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что после окончания образовательного учреждения начального профессионального образования, но до достижения 23 летнего возраста Войко С.В. избрал в качестве постоянного места жительства <***>, на территории которого проживает и работает до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, когда предоставление жилого помещения осуществляется за счет средств областного бюджета лицам, включенным в единый областной список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, учитывая, что запрет на внесение каких-либо изменений в указанный список, в том числе в части изменения лицом, подлежащим обеспечению жильем, места своего жительства, действующим законодательством не установлен, исходя из того, что являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ввиду признания непригодным для постоянного проживания ранее закрепленного за ним жилого помещения Войко С.В. в порядке, установленном действующим законодательством, постановлением главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № в возрасте 20 лет был поставлен на учет на внеочередное получение жилья, включен в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до достижения возраста 23 лет жилым помещением обеспечен не был, вместе с тем реализуя предоставленное ему право на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации избрал иное место жительства в пределах Амурской области, отличающееся от места первичного выявления в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, какие-либо связи с которым Войко С.В. были утрачены, в связи с чем, выразил волеизъявление на реализацию своего права на обеспечение жилым помещением, которым ранее по независящим от него обстоятельствам он обеспечен не был, по вновь избранному месту жительства на территории Амурской области, что согласуется с положениями действующего законодательства, принимая во внимание обстоятельства обращения Войко С.В. ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 24 лет в Отдел образования администрации Завитинского района Амурской области как уполномоченный орган по вопросу перевода с учета в <***> на учет по месту жительства в <***>, а также последующие за данным обращением по результатам данных ему сотрудником Отдела образования консультаций и на основании написанного в ее присутствии заявления обстоятельства снятия истца с учета на предоставление жилья в администрации Октябрьского района с целью постановки на соответствующий учет в администрации Завитинского района, суд приходит к выводу, что Войко С.В., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленным в установленном законом порядке на учет на внеочередное предоставление жилого помещения, будучи необеспеченным указанным жилым помещением до достижения 23-летнего возраста, сохранил указанное право по достижению 23 лет, при этом изменив место своего жительства по сравнению с местом первичного выявления в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, выразил волеизъявление о реализации имеющегося у него права по избранному им месту жительства на территории Амурской области, однако в результате недобросовестных действий должностных лиц органов местного самоуправления был лишен возможности реализации своего права на обеспечение жильем во внесудебном порядке. При указанных выше обстоятельствах само по себе достижение Войко С.В., поставленным на учет для получения жилого помещения в 20-летнем возрасте, 23 лет не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного до достижения указанного возраста по независящим от него обстоятельствам права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обращающемуся за защитой своих прав и законных интересов.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №,справкой Завитинского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом администрации городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждается, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, и не опровергнуто ими путем предоставления иных допустимых доказательств, что в собственности либо в пользовании Войко С.В. (на условиях социального либо специализированного найма) отсутствует иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в нем.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу ч.ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
При указанных выше обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Завитинского района в интересах Войко С.В. о признании незаконным отказа администрации Завитинского района в предоставлении Войко С.В жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о возложении на администрацию Завитинского района во исполнение ее полномочий как органа местного самоуправления, предусмотренных Законом Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанности включить Войко С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда <***>, предоставить Войко С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте <***> по договору найма специализированного жилого помещения по установленным органом местного самоуправления нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан, т.е. общей площадью не менее <***> кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ администрации Завитинского района в предоставлении Войко Станиславу Вячеславовичу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать администрацию Завитинского района Амурской области включить Войко Станислава Вячеславовича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда <***>.
Обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить Войко Станиславу Вячеславовичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте <***> по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, т.е. общей площадью не менее <***> кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – с 22.06.2015 года.
Председательствующий: