Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-75/2018 (2-6155/2017;) ~ М-5784/2017 от 17.08.2017

Дело № 2-75/9/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2018 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Быковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Корнилюка С. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Литейный завод «Петрозаводскмаш» о взыскании единовременного пособия,

установил:

Корнилюка С.А. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Литейный завод «Петрозаводскмаш» (далее – ответчик, ООО «ЛЗ «ПЗМ») о взыскании единовременного пособия в размере 663700 руб. 00 коп.

В последующем истец неоднократно изменял исковые требования, окончательно просил о взыскании единовременного пособия в сумме 520500 руб. 00 коп. Изменение исковых требований было принято отдельным определением.

На основании определения суда для участия в деле в качестве третьего лица было привлечено акционерное общество «Инжиринговая компания «АЭМ-технологии» (далее – АО «АЭМ-технологии».

Представитель истца Кабальнова Т.Ю. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и в письменных доводах. Сторона истца считает, что на Корнилюка С.А. на момент несчастного случая на производстве должно распространятся отраслевое соглашение. Срок для обращения в суд не пропущен, так как ранее истец не знал о нарушенном праве, о том, что отраслевое соглашение действует и на работников ООО «ЛЗ «ПЗМ».

Представитель ООО «ЛЗ «ПЗМ» Емельянова Е.М. просила в иске отказать, так как оснований для выплаты истцу пособия не имеется, отраслевое соглашение не распространялось на работников ООО «ЛЗ «ПЗМ». Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой своих прав. Подробную позицию сторона изложила в письменных доводах, представленных в материалы дела.

Представитель АО «АЭМ-технологии» Синцов М.Е. просил в иске отказать, на работников ООО «ЛЗ «ПЗМ» на момент несчастного случая не распространяло своё действие отраслевое соглашение, на основании которого истец просит взыскать пособие.

Корнилюк С.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истца.

Заслушав объяснения сторон и представителя третьего лица, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Корнилюк С.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ООО «ЛЗ «ПЗМ» (в период трудовой деятельности менялось наименование работодателя), занимая должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ произошел несчастный случай на производстве, в результате которого Корнилюк С.А. повредил здоровье, повлекшее установление инвалидности, утрату профессиональной трудоспособности. Корнилюку С.А. назначена ежемесячная страховая выплата.

Сторона истца полагала, что на Корнилюка С.А. как на работника ООО «ЛЗ «ПЗМ» распространяется «Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015 – 2017 годы», утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России», Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, Госкорпорацией «Росатом» 17.12.2014. Либо аналогичное соглашение на 2012-2014 годы. Этими соглашениями предусмотрена выплата единовременного пособия при несчастном случае на производстве в зависимости от наступивших последствий.

В силу статей 20, 41 Конституции Российской Федерации, статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения, и являются неотчуждаемыми.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно абзацу 14 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Как установлено в абзаце 16 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 46 Трудового кодекса Российской Федерации в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам гарантий, компенсаций и льгот работникам.

«Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2012 – 2014 годы» было утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России», Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, Госкорпорацией «Росатом» 10.02.2012 (далее – Отраслевое соглашение на 2012-2014 годы).

На основании пункта 2.3 Отраслевого соглашения на 2012-2014 годы соглашение распространяется:

2.3.1. На работодателей, являющихся членами Союза работодателей или уполномочивших его представлять их интересы в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению Соглашения и осуществлению контроля за его выполнением, либо присоединившихся к Соглашению после его заключения.

Прекращение членства в Союзе работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства.

2.3.2. На всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в части 1 настоящего пункта.

2.3.3. На Госкорпорацию «Росатом» Соглашение распространяется в части взятых на себя обязательств.

Пункт 5.2.14 названного соглашения предусматривал, что при отсутствии в организации добровольного страхования от несчастных случаев на производстве выплачивают единовременное пособие работникам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве, при наличии вины работодателя или получившим профессиональное заболевание и ставшим в результате инвалидом: I группы – равное 100 минимальным месячным тарифным ставкам (окладам) по минимальному уровню должности (грейду) работника, установленным в организации; II группы – равное 50 минимальным месячным тарифным ставкам (окладам) по минимальному уровню должности (грейду) работника, установленным в организации, III группы – равное 10 минимальным месячным тарифным ставкам (окладам) по минимальному уровню должности (грейду) работника, установленным в организации.

В соответствии с пунктом 2.3 «Отраслевого соглашения по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015 – 2017 годы», утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России», Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, Госкорпорацией «Росатом» 17.12.2014 (далее – Отраслевое соглашение на 2015-2017 годы, соглашение), соглашение распространяется:

2.3.1. На работодателей, являющихся членами Союза работодателей или уполномочивших его представлять их интересы в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения и осуществлению контроля за его выполнением, либо присоединившихся к соглашению после его заключения. Прекращение членства в Союзе работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.

2.3.2. На организации Госкорпорации «Росатом», федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные Госкорпорации «Росатом», а также организации, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет Госкорпорация «Росатом», присоединившиеся к соглашению после его заключения в порядке, определяемом Сторонами совместно с Госкорпорацией «Росатом».

2.3.3. На всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в подпунктах 2.3.1 и 2.3.2 настоящего соглашения.

2.3.4. На Госкорпорацию «Росатом» соглашение распространяется в части взятых на себя обязательств.

В пункте 2.4 указано на то, что соглашение открыто для присоединения к нему работодателей, не делегировавших ранее полномочий на его заключение и заявивших о своем согласии присоединиться к нему.

Пункт 5.2.14 Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы предусматривает, что при отсутствии в организации добровольного страхования от несчастных случаев на производстве выплачивают единовременное пособие работникам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве, при наличии вины работодателя или получившим профессиональное заболевание и ставшим в результате инвалидом: I группы – равное 100 минимальным месячным тарифным ставкам (окладам) по минимальному уровню должности (грейду) работника, установленным в организации; II группы – равное 50 минимальным месячным тарифным ставкам (окладам) по минимальному уровню должности (грейду) работника, установленным в организации, III группы – равное 10 минимальным месячным тарифным ставкам (окладам) по минимальному уровню должности (грейду) работника, установленным в организации.

При длительной временной нетрудоспособности (более 60 дней), наступившей непосредственно после и в связи с несчастным случаем на производстве, при наличии вины работодателя работнику выплачивается единовременная компенсация в соответствии с корпоративной программой страхования от несчастного случая.

Как установлено из представленных материалов, ООО «ЛЗ «ПЗМ», в том числе на момент несчастного случая на производстве, не являлось членом Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности, в Госкорпорацию «Росатом» не входило. Лицензия на осуществление деятельности, связанной с изготовлением оборудования для ядерных установок, получена ООО «ЛЗ «ПЗМ» 26.10.2016, то есть после произошедшего несчастного случая. К Отраслевому соглашению на 2012-2014 годы ООО «ЛЗ «ПЗМ» не присоединялось.

Из письменного ответа Госкорпорации «Росатом» ООО «ЛЗ «ПЗМ» не присоединилось Отраслевому соглашению на 2015-2017 годы, членом Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России не является.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований отсутствуют, так как истцу не подлежит начислению и выплате единовременное пособие, предусмотренное Отраслевым соглашением на 2012-2014 годы и Отраслевым соглашением на 2015-2017 годы.

По мнению суда, предметом доказывания являются факты, свидетельствующие об определенных, значимых для дела, обстоятельствах, а не отсутствие таких фактов. Отрицательные факты не подлежат доказыванию, поскольку нельзя доказать то, что не происходило. В связи с этим доказательства, позволяющие признать право истца на получение единовременного пособия на основании Отраслевого соглашением на 2012-2014 годы или Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы, либо иные основания для его получения в заявленном размере, должны быть представлены истом в соответствии с положениями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Истец таких доказательств не представил, то есть не доказал обоснованность предъявляемых требований.

Ответчиком также заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии с частью 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 2) разъяснено, что исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является согласно статьям 152 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, в этом случае фактические обстоятельства спора не исследуются.

Истец сообщил о том, что узнал о своем нарушенном праве непосредственно перед обращением в суд. В суд истец обратился 17.08.2017. Ответчик заявил ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд.

Как следует из абзаца 5 пункта 5 Постановления № 2, в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 03 октября 2016 г.) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки (часть 1). Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (часть 2). При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй данной статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3).

Установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок начинает течь с момента, когда работник узнал о нарушенном праве. По мнению суда, ответчик не опроверг доводы истца о том, что ранее истец не знал о своем нарушенном праве. С учетом состояния здоровья истца, продолжительной тяжелой болезни, что уже является уважительной причиной для пропуска срока, суд также считает, что работник не знал ранее о возможном нарушении его прав.

В тоже время суд считает, что в связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований по иным причинам вопрос о пропуске срока для обращения в суд не является юридически значимым.

При таких обстоятельствах суд признает исковые требования не подтвержденными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований Корнилюка С. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2018 года.

2-75/2018 (2-6155/2017;) ~ М-5784/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корнилюк Сергей Алексеевич
Ответчики
ООО "Литейный завод "Петрозаводскмаш"
Другие
Кабальнова Татьяна Юрьевна
АО "Инжиниринговая компания "АЭМ-Технологии"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
17.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2017Передача материалов судье
21.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.09.2017Предварительное судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
09.11.2017Судебное заседание
30.11.2017Судебное заседание
21.12.2017Судебное заседание
18.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2018Дело оформлено
18.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее