Дело № 2-128/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2017 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре судебных заседаний Труновой В.С.,
с участием помощника прокурора г. Игарки Оленюк Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Игарки в интересах Кучиной С.Н. к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Игарки в интересах в интересах Кучиной С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о взыскании заработной платы. Требования мотивировал тем, что Кучина С.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в учреждении ответчика <данные изъяты> на 1 ставку на условиях внутреннего совместительства. Ссылаясь на положения статей 133, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», указывает, что при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ минимальная заработная плата для Кучиной С.Н. должна составлять не менее 18.000 рублей в месяц. В нарушение указанных норм законодательства работодатель с учетом всех выплат стимулирующего и компенсационного характера выплачивал работнику заработную плату в меньшем размере. Просит взыскать с ответчика в пользу Кучиной С.Н. за выполнение трудовых обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработную плату в общей сумме <данные изъяты> (л.д. 4-6).
Помощник прокурора г. Игарки Оленюк Р.С. в судебном заседании в судебном заседании исковые требования, заявленные в интересах Кучиной С.Н., поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить, взыскав с ответчика в пользу Кучиной С.Н. за выполнение трудовых обязанностей при работе по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не начисленную заработную плату в общей сумме <данные изъяты>.
Истец Кучина С.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом. Представила суду заявление, в котором указывает, что с суммой, расчетом и периодом, за который прокурор в ее интересах просит взыскать не начисленную заработную плату, а также просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 39, 48).
Представитель ответчика муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева,извещенного о месте и времени слушания дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился. Исполняющая обязанности директора учреждения Бабенко М.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, указывая, что возражений против доводов искового заявления не имеет (л.д. 21, 23).
Представитель администрации Туруханского района, извещенной о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился. О причинах неявки своего представителя администрация суд не уведомила, ходатайство об отложении слушания дела не представила (л.д. 16, 19).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ Игарского городского суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление образования администрации Туруханского района (л.д. 15).
Представитель Управления образования администрации Туруханского района, извещенного о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Из представленных возражений на исковые требования видно, что Управление образования исковые требования не признает, указывая, что при начислении истцу заработной платы в 2016 году Управление образования администрации Туруханского района, с которым у ответчика заключен договор о ведении бухгалтерского учета, руководствовалось требованиями части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 15.12.2015 года. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования (л.д. 17, 20, 41-43).
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав и не препятствует рассмотрению дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав истца, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и администрации Туруханского района, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.
Выслушав помощника прокурора г. Игарки, изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пунктов 1, 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствие с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений…
Из материалов дела следует, что заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом иск прокурора заявлен на основании обращения истца в прокуратуру города Игарки о защите нарушенных прав в сфере трудовых правоотношений.
Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав истца в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.
Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1980-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совет СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.
Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда СССР от 23.06.1965 года № 401) в городе Игарке Красноярского края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 01.07.2016 года в размере 7.500 рублей в месяц.
Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в городе Игарке Красноярского края, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда с 01.07.2016 года должна быть не ниже 7.500 рублей без учета районного коэффициента и полярной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, а с учетом указанных компенсационных выплат – не ниже 18.000 рублей 00 копеек в месяц: 7.500 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 4.500 рублей 00 копеек (районный коэффициент 60 %) + 6.000 рублей 00 копеек (максимальная процентная надбавка 80%).
Судом установлено, что Кучина С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> на 1 ставку на условиях внутреннего совместительства в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева. По условиям трудового договора работнику установлен оклад, районный коэффициент 60 %, северная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80 %, за вредные условия труда 12 %. Доплаты и надбавки устанавливаются от размера оклада. Работнику могут производиться выплаты стимулирующего характер (бальная система), установленные в соответствии с Положением об оплате труда учреждения (л.д. 8-9).
С учетом всех компенсационных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу была начислена и выплачена заработная плата за отработанное рабочее время в размере меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда работников, работающих в районах Крайнего Севера (л.д. 10, 11-14).
Доводы истца о том, что минимальный размер заработной платы с учетом выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате должен составлять с 01.07.2016 года не менее 18.000 рублей 00 копеек ежемесячно при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда, суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районах Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 7.500 рублей в месяц с 01.07.2016 года, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Учитывая, что за спорный период 2016 г. Кучиной С.Н. начислена заработная плата за выполнение трудовых обязанностей в размере менее гарантированного законом, суд находит исковые требования о взыскании с ответчика в пользу работника не начисленной заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению
Таким образом, с муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева в пользу Кучиной С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна быть взыскана не начисленная заработная плата в общей сумме <данные изъяты>., в том числе:
1) за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (<данные изъяты> (подлежало начислению (18.000 руб. : 22 дн. (норма рабочего времени) х 20 дн. (фактически отработано)) – <данные изъяты> (фактически начислено));
2) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> (18.000 руб. (подлежало начислению) – 15.313 руб. (фактически начислено) х <данные изъяты> мес.));
3) за <данные изъяты> – <данные изъяты>. (18.000 руб. (подлежало начислению) – 15.313 руб. 00 коп. (фактически начислено (<данные изъяты> – <данные изъяты> (компенсация за неиспользованный отпуск)).
Доводы Управления образования администрации Туруханского района о том, что заработная плата начислялась истцу в соответствии законодательством - Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 15.12.2015 года, согласно которому с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года минимальная заработная плата на территории Туруханского района установлена в размере 15.313 рублей, суд находит несостоятельными, поскольку указанное Региональное соглашение в части установления минимального размера заработной платы на территории Туруханского района севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, что является нарушением требований ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Игарки в интересах Кучиной С.Н. к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева в пользу Кучиной С.Н. не начисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Игарки» им. В.П. Астафьева государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.
Председательствующий О.В. Безрукова