№ 2-145/2012
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
9 апреля 2012 года Каратузский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Борзенко А.Г.
с участием прокурора Порядина О.П.
истцов Абдулаева А.М., Болгова Н.А., Цыплакова А.В.
представителя ответчика Авласенко А.В.
представителя третьего лица Логунова А.П.
при секретаре Улеевой С.Г.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Абдулаева А.М., Болгова Н.А., Цыплакова А.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Каратузская центральная районная больница» (МБУЗ «Каратузская ЦРБ») Каратузского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в сфере соблюдения трудовых прав работников, возложении обязанности и взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каратузского района Красноярского края в интересах
Абдулаева А.М., Болгова Н.А., Цыплакова А.В. обратился в суд с иском к МБУЗ «Каратузская ЦРБ» Каратузского района Красноярского края о признании незаконными бездействия работодателя, возложении обязанности и взыскании заработной платы.
В обоснование иска сослался на то, что истцы Абдулаев А.М., Болгов Н.А., Цыплаков А.В. состоят в трудовых отношениях с МБУЗ «Каратузская ЦРБ», работают в должности кочегаров Моторской участковой больницы. В нарушение требования ст. 21, 22 ТК РФ не в полном размере выплачена заработная плата работникам за ноябрь, декабрь 2011 года, январь 2012 года. В нарушение положений ст. 212 ТК РФ работники не обеспечены работодателем безопасными условиями труда, специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
Просит взыскать в пользу Абдуллева А.М. 2.244 рубля 98 копеек, Болгова Н.А. 2.145 рублей 23 копейки, Цыплакова А.В. 1.364 рубля 15 копеек. Кроме того, просил взыскать с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона.
В судебном заседании истцы Абдулаев А.М., Болгов Н.А., Цыплаков А.В. исковые требования поддержали, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБУЗ «Каратузская ЦРБ»-юрисконсульт Авласенко А.В. (полномочия подтверждены доверенностью) исковые требования признал частично и пояснил, что действительно МБУЗ «Каратузская ЦРБ» состоит в трудовых отношениях с Абдулаевым А.М., Болговым Н.А., Цыплаковым А.В., работающими кочегарами в Моторской участковой больнице. Работникам не выдается специальная одежда, обувь, средства индивидуальной защиты. Однако работники обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами.
Заработная плата кочегарам выплачивается в соответствии с размером, установленным постановлением главы администрации Каратузского района.
Считает, что в удовлетворении иска в этой части следует отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица администрации Каратузского района Красноярского края-главный специалист организационно-правового отдела администрации Логунов А.П. (доверенность имеется) иск признал частично и пояснил, что администрация района осуществляет финансирование Каратузской ЦРБ только в рамках целевых программ. Финансирование расходов на охрану труда, выплату заработной платы работникам осуществляется за счет средств МБУЗ «Каратузская ЦРБ». Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств работодателя.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагающего иск удовлетворить, суд приходит к выводу о том, что иск Абдулаева А.М., Болгова Н.А., Цыплакова А.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте ; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника)-вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 153 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных),работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными трудовыми актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 554 установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316, 317 ТК РФ размер районных коэффициентов и порядок его применения для расчета заработной платы работников, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка за стаж работы в данных местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что МБУЗ «Каратузская ЦРБ» действует на основании Устава (л.д.58-69).
1 июня 2010 года принят Коллективный договор на 2010-2013 годы (л.д.74-86).
Согласно п. 5.9, 5.17 Коллективного договора работодатель принимает на себя обязательство бесплатно обеспечивать сотрудников учреждения средствами защиты в соответствии с Типовыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви и другими средствами спецзащиты, бесплатно выдаются средства индивидуальной зашиты, смывающие и обезвреживающие средства (ст. 221 ТК РФ).
Пунктом 20 приложения № 5 к Коллективному договору установлены нормы снабжения и виды специальной одежды и специальной обуви, а также средств индивидуальной защиты, подлежащих выдаче кочегарам (л.д.94).
Пунктом 8.2 Коллективного договора установлено, что минимальная оплата труда работника должна быть не менее размера, установленного действующим законодательством, обеспечивается работнику при условии и выполнения им своих служебных обязанностей в установленный графиком период времени.
Приказами МБУЗ «Каратузская ЦРБ» от 4 октября 2011 года № 320 Цыплаков А.В. (л.д.14), от 26 сентября 2011 года № 298 Болгов Н.А. (л.д.31), от 26 сентября 2011 года № 299 Абдулаев А.М. (л.д.47) приняты на работу кочегарами в Моторскую участковую больницу на период отопительного сезона.
Факт принятия истцов на работу в судебном заседании подтвержден представителем ответчика МУЗ «Каратузская ЦРБ». Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что стороны находились в трудовых отношениях.
Судом установлено, что работодателем МБУЗ «Каратузская ЦРБ» кочегары Моторской участковой больницы не обеспечиваются в соответствии с нормами специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами. Указанные обстоятельства в судебном заседании не отрицались представителем ответчика МБУЗ «Каратузская ЦРБ».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика МБУЗ «Каратузская ЦРБ» не представлено суду каких-либо доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что работодателем работники Абдулаев А.М., Болгов Н.А., Цыплаков А.В. были обеспечены специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и обезвреживающими средствами. Соответствующая ведомость, в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, являющаяся единственным доказательством получении работниками указанных средств, суду не представлена.
Доводы представителя ответчика о том, что работники обеспечивались моющими средствами, суд находит несостоятельными, поскольку не основаны на доказательствах и материалах настоящего гражданского дела, опровергаются всей совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, приведенных выше.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование истцов о признании незаконным бездействия работодателя в части обеспечения специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику месячный срок для устранения нарушения трудовых прав работников.
Судом установлено, что истцами Абдулаевым А.М., Болговым Н.А., Цыплаковым А.В. в ноябре-декабре 2011 года, а также январе 2012 года в соответствии с графиками выходов отработана норма часов. Вместе с тем, заработная плата работникам начислялась в размере, не соответствующем коллективному договору
Из общего смысла ч. 3 ст. 133, 133.1, 316, 317 ТК РФ в их правовой взаимосвязи следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) и устанавливается с учетом районного коэффициента, а также северных надбавок.
Размер МРОТ в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 1 июня 2011 года № 106-ФЗ, с 1 июля 2011 года сумма минимального размера оплаты труда составляет 4.661 рубль.
Соответственно, заработная плата Абдулаева А.М., с учетом фактически отработанного в соответствии с графиком времени, районного коэффициента и северной надбавки составлять в ноябре и декабре 2011 года по 7.377 рублей 60 копеек, январе 2012 года 8.480 рублей 75 копеек, Болгова Н.А. в ноябре-декабре 2011 года по 7.377 рублей 60 копеек, в январе 2012 года 8.516 рублей 11 копеек, Цыплакова А.В. в ноябре-декабре 2011 года по 7.377 рублей 60 копеек, в январе 2012 года 9.470 рублей 19 копеек. Однако фактически Абдулаеву А.М. выплачено в ноябре 2011 года 5.768 рублей 95 копеек, в декабре 2011 года 5.628 рублей 12 копеек, то есть не доплачено заработной платы в ноябре 1.608 рублей 65 копеек (7.377,60-5.768,95=1.608,65), в декабре 1.749 рублей 48 копеек (7.377,60-5.628,12=1.749,48), а всего 3.358 рублей 13 копеек (1.608,65+1.749,48=3.358,13).
Болгову Н.А. выплачено в ноябре 2011 года 5.714 рублей 82 копейки, декабре 2011 года 5.756 рублей 64 копейки, то есть не доплачено заработной платы в ноябре 1.662 рубля 78 копеек (7.377,60-5.714,82=1.662,78), декабре 1.620 рублей 96 копеек (7.377,60-1.620,96=1.620,96), всего 3.283 рубля 74 копейки (1.662,78+1.620,96=3.283,74).
Цыплакову А.В. в ноябре фактически выплачено 5.850 рублей 20 копеек, декабре 5.448 рублей 26 копеек, не доплачено за ноябрь 1.527 рублей 40 копеек (7.377,60-5.850,20=1.527,40), в декабре 1.929 рублей 34 копейки (7.277,6005.448,26=1.929,34), всего 3.456 рублей,74 копейки (1.527,40+1.929,34=3.456,74).
Указанные суммы, по мнению суда, подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов.
Доводы представителя ответчика о том, что заработная плата работникам начислена исходя из установленного Постановлением администрации Каратузского района минимального размера оплаты труда, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на нормах Трудового законодательства, из которых следует, что МРОТ не может быть ниже установленного ТК РФ, который с 1 июля 2011 года составлял 4.661 рубль.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каратузского района Красноярского края в отношении Абдулаева А.М., Болгова Н.А., Цыплакова А.В. удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Каратузская центральная районная больница» Каратузского района Красноярского края, выразившееся в не обеспечении безопасных условий и охраны труда кочегаров Моторской участковой больницы.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Каратузская центральная районная больница» Каратузского района Красноярского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить кочегаров Моторской участковой больницы специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими обезвреживающими средствами.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Каратузская центральная районная больница» Каратузского района Красноярского края заработную плату в пользу Абдулаева А.М. 3.358 (три тысячи триста пятьдесят восемь) рублей 13 копеек; Болгова Н.А. 3.283 (три тысячи двести восемьдесят три) рубля 74 копейки; Цыплакова А.В. 3.456 (три тысячи четыреста пятьдесят шесть) рублей 74 копейки.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Каратузская центральная районная больница» Каратузского района Красноярского края госпошлину в доход бюджета муниципального образования «Каратузский район» Красноярского края 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок через Каратузский районный суд.
Председательствующий: