Дело № 2-20/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2018 года село Богатое
Судья Богатовского районного суда Самарской области Бугаева В.Н., при секретаре Купаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой И.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) о включении в страховой стаж спорных периодов работы истца и назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Федорова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором оспаривает решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) об отказе заявителю в досрочном назначении страховой пенсии, указывая, что имеет специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения свыше 25 лет. 5 мая 2017 г. Федорова И.А. обратилась в ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением указанной комиссии от 26 октября 2017 г. заявителю Федоровой И.А. в досрочном назначении пенсии было отказано, так как из подсчета специального стажа комиссией пенсионного органа исключены следующие периоды работы: с 02.11.1992 по 11.05.1993 в должности медицинской сестры в приемно-сортировочном взводе <данные изъяты>, поскольку учреждение не поименовано Списками, архивная справка о работе № 22/1906-п, выданная 01.10.2014Филиалом Центрального архива Министерства обороны РФ, не содержит сведения о том, что воинская часть является военным госпиталем или другим лечебным учреждением, поименованным Списками; с 12.05.1993 по 05.09.1996 в должности фельдшера по переливанию крови в отделении анестезиологии и реанимации <данные изъяты>, так как указанное учреждение не поименовано Списками, архивная справка о работе № 22/1906-п, выданная 01.10.2014 Филиалом Центрального архива Министерства обороны РФ, не содержит сведения о том, что воинская часть является военным госпиталем или другим лечебным учреждением, поименованным Списками, также в данное время имел место период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5-3 лет с 01.06.1994 по 05.09.1996; с 01.01.2005 по 11.01.2005 в должности палатной медсестры в ЛОР - отделении <данные изъяты> (военный госпиталь), так как факт работы в данном учреждении не подтвержден сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица; с 01.01.2006 по 31.08.2006 в должности операционной медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения <данные изъяты>, так как факт осуществления лечебной деятельности не подтвержден сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица; время нахождения на курсах повышения квалификации с 08.02.2017 по 10.03.2017. В общий страховой стаж не засчитаны периоды работы с 01.01.2005 по 11.01.2005 в должности палатной медсестры в ЛОР – отделении <данные изъяты> (военный госпиталь), так как факт работы в данном учреждении не подтвержден сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Период работы с 12.01.2005 по 31.12.2005 в должности операционной медицинской сестры в перевязочной отоларингологического отделения <данные изъяты>) и с 01.09.2006 по 31.07.2009 в должности перевязочной медицинской сестры отоларингологического отделения <данные изъяты> засчитан в календарном порядке, а не в исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, так как должность операционная медицинская сестра перевязочной была переименована в должность медицинская сестра перевязочной. Считает отказ незаконным и просит включить указанные периоды в льготный стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет и обязать пенсионный орган назначить досрочную страховую пенсию со дня возникновения права с 05.05.2017.
В судебном заседании истец Федорова И.А. и ее представитель Хайдукова И.Ю. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Показали, что <данные изъяты> являлась № отделением медицинского батальона, о чем иметься архивная справка и в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, действующего до 01.11.1999 года являлось лечебным учреждением, работа в котором предусматривала право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы с 01.01.2006 по 31.08.2006 в должности операционной медицинской сестры в перевязочной отоларингологического отделения <данные изъяты> и с 01.09.2006 по 31.07.2009 в должности перевязочной медицинской сестры отоларингологического отделения <данные изъяты> подлежат исчислению в льготном порядке, при переименовании должности характер работы истца не менялся, что подтверждается должностными инструкциями и отчетом об участии в операциях. Полагают, что возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при предоставлении сведений в Пенсионный фонд работодатель не поставил истцу код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд.
Ответчик ГУ - Управление ПФ РФ в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) предоставило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, предоставили письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого полагают, что решение комиссии обоснованно, у истца отсутствует необходимый специальный стаж для назначения досрочной пенсии, просят в исковых требованиях отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выяснив позицию сторон, изучив представленные доказательства и прочие материалы дела, суд считает исковые требования Федоровой И.А. подлежащими удовлетворению частично.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу части 1 статьи 11 указанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные условия содержал подпункт 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.(ст.30 ч.2 Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусматривает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, в соответствии п. 1 которого предусмотрен льготный порядок исчисления стажа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
По смыслу Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 1 января 2002 года, когда осуществлялась работа истицы в оспариваемый период, основным критерием при назначении пенсии за выслугу лет является характер работы, т.е. деятельность по охране здоровья населения (лечебная деятельность).
Согласно трудовой книжки истца № Федорова И.А. и архивным справкам №22/1906 от 01.10.2014 и №22/4230-п от 21.11.2017 Центрального архива филиал Центрального военного округа г.Самара, истец в период с 02.11.1992 по 11.05.1993 работала в должности медицинской сестры в приемно-сортировочном взводе <данные изъяты>; с 12.05.1993 по 05.09.1996 в должности фельдшера по переливанию крови в отделении анестезиологии и реанимации <данные изъяты>; в период с 01.06.1994 по 22.03.1997 Федорова И.А находилась в отпуске по уходу за ребенком; по исторической справке <данные изъяты> являлась № отдельным медицинским батальоном. (л.д.19,32,35)
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) возможность зачета периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях исключена.
В соответствии с Номенклатурой военно-медицинских учреждений внутренних войск МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 марта 2001 г. № 298, к лечебно-профилактическим учреждениям отнесен отдельный медико-санитарный батальон. В соответствии с Руководством по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-морского флота, введенным в действие приказом заместителя министра обороны СССР - начальника тыла ВС СССР от 31 мая 1989 г. № 64, отдельный медицинский батальон соединения (омедб) - это воинская часть медицинской службы, предназначенная для всестороннего медицинского обеспечения соединения. Для решения возложенных на омедб задач в его штате имеются управление, медицинская рота (в составе приемно-сортировочного, операционно-перевязочного, госпитального взвода, отделения анестезиологии и реанимации, стоматологического и рентгеновского кабинетов, клинической лаборатории), отделение медицинского снабжения и подразделения обеспечения. Силами подразделений омедб развертывается приемное отделение, стационар на 100 коек, в составе терапевтического, хирургического отделений и изолятора, поликлиническое отделение, стоматологический рентгеновский, функциональной диагностики и физиотерапевтический кабинеты, клиническую лабораторию, аптеку, столовую и другие функциональные подразделения. Организация работы омедб по приему, оказанию медицинской помощи, лечению и выписке больных осуществляется в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к военному госпиталю. Должности медицинская сестра, фельдшер отнесены к среднему медицинскому персоналу на основании Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации за № 377 от 15 октября 1999 г.
Следовательно, периоды работы (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.06.1994 по 22.03.1997) истца Федоровой И.А. с 02.11.1992 по 11.05.1993 (6 м. 10 дн.) в должности медицинской сестры в приемно-сортировочном взводе <данные изъяты> ; с 12.05.1993 по 31.05.1994 (1 г. 20 дн.) в должности фельдшера по переливанию крови в отделении анестезиологии и реанимации <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из трудовой книжки № установлено, что истец работала с 01.01.2005 по 11.01.2005 в должности палатной медсестры в ЛОР - отделении <данные изъяты> (военный госпиталь); с 01.01.2006 по 31.08.2006 в должности операционной медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения <данные изъяты>. (л.д.20)
Факт осуществления истцом в указанные периоды лечебной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так же подтвержден Справкой уточняющей занятость предоставленной работодателем <данные изъяты> (л.д.30) и <данные изъяты> (л.д.31) и архивными справками: Центрального архива (ЦВО г.Самара) о переформированию <данные изъяты> от 29.06.2016 (л.д.33); <данные изъяты> от 24.11.2017 (л.д.37); справкой по наблюдательному делу <данные изъяты> №05-36/818 от 17.10.2017 (л.д.34).
Согласно решения пенсионного органа основанием не включения в страховой стаж истца периодов работы с 01.01.2005 по 11.01.2005 и с 01.01.2006 по 31.08.2006, явилось не подтверждение льготного характера сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица, однако доказательств, что характер работы и должностные обязанности истца изменились, по сравнению с иными периодами работы в данных учреждениях ответчиком не предоставлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Из трудовой книжки установлено, что истец работала: <данные изъяты> (военный госпиталь) с 06.09.1996 г., на должность палатной медсестры в ЛОР – отделении переведена с 10.10.2002 года и уволена с указанной должности с 11.01.2005, указанный период в данной должности и учреждении ответчиком включен в льготный стаж (за исключением с 01.01.2005 по 11.01.2005); в <данные изъяты> в должности операционной медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения с 12.01.2005 до перевода с 01.08.2009 на должность медицинской сестры в эндоскопический кабинет, указанный период в данной должности и учреждении ответчиком включен в льготный стаж (за исключением с 01.01.2006 по 31.08.2006).
Факт выполнения работ истцом по указанным профессиям и учреждениях, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение нашел свое подтверждение в судебном заседании указанными выше доказательствами. Невыполнение со стороны работодателя своей обязанности по своевременному предоставлению ежегодно сведений в пенсионные органы о характере и условиях труда работника, повлекшее не отражение сведений о работе истца, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья на индивидуальном лицевом счете работника, не может являться безусловным основанием для лишения последнего права на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляли контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями. Аналогичное положение сохранено в абзаце пятом пункта 1 указанной статьи и после принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ. При этом в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на органы Пенсионного фонда Российской Федерации прямо возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Следовательно, периоды работы истца Федоровой И.А. с 01.01.2005 по 11.01.2005 (11 дн.) в должности палатной медсестры в ЛОР - отделении <данные изъяты>военный госпиталь); с 01.01.2006 по 31.08.2006 (8 м. 01 дн.) в должности операционной медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ссылка пенсионного органа на положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2006 № 516 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», не указывающих, что время нахождения на курсах повышения квалификации засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, не может быть принята во внимание, поскольку данный акт не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета указанного времени в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, период нахождения истца Федоровой И.А. на курсах повышения квалификации с 08.02.2017 по 10.03.2017 подлежит включению в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно Перечню льготное исчисление стажа применяется к следующим должностям: операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом, при условии работы в отделениях хирургического профиля стационаров. В разделе 1 Перечня «Наименование структурных подразделений» приведен исчерпывающий перечень стационаров хирургического профиля, в том числе отоларингологическое.
Из трудовой книжки установлено, что истец с 12.01.2005 принята в отоларингологическое отделение <данные изъяты> на должность операционной медицинской сестры; должность операционной медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения с 01.09.2006 переименована на должность медицинская сестра перевязочной (приказ от 27.09.2006 №106) (л.д.20-21)
Из справки уточняющей занятость № 1/272 от 08.10.2014 года выданной <данные изъяты> установлено, что Федорова И.А. работала с 12.01.2005 по 31.08.2006 в отоларингологическом отделении в должности операционной медицинской сестры; с 01.09.2006 по 31.07.2009 в отоларингологическом отделении в должности медицинской сестры перевязочной; занимала штатную должность и работала полный рабочий день.
Из письменного отзыва и решения пенсионного органа установлено, что период работы истца с 12.01.2005 по 31.12.2005 в должности операционной медицинской сестры в перевязочной отоларингологического отделения войсковой части №61879 включен в льготном порядке исчисления как один год за один год и шесть месяцев, так как факт работы подтвержден в отделении хирургического профиля сведениями индивидуального лицевого счета.
Согласно отчета о проделанной работе перевязочной медицинской сестры отоларингологического отделения за апрель 2008 по апрель 2009, утвержденного 30.04.2009 ВрИО командира войсковой части 61879, установлено, что основная задача отоларингологического отделения, в том числе проведение плановых оперативных вмешательств.
Согласно должностных обязанностей предоставленных <данные изъяты> № 320 от 24.11.2017 и №1/21 от 22.01.2018, установлено, что должностные обязанности Федоровой И.А. идентичны и не изменялись при занятии должности в отоларингологическом отделении «операционная медицинская сестра» и «медицинской сестры перевязочной».
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в период с 01.01.2006 по 31.08.2006 и с 01.09.2006 по 31.07.2009, место работы, характер работы и должностные обязанности истца не изменялись, по сравнению с периодом с 12.01.2005 по 31.12.2005, который включен пенсионным органом в стаж истца в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, работодателем произведено лишь переименование должности истца.
В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого тарифно-квалификационного справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н как самостоятельные предусмотрены должность «медицинская сестра перевязочной и должность «операционная медицинская сестра», должностные обязанности которых отличаются друг от друга.
Вопрос о тождественности выполняемых лицом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Согласно разъяснениям, данным в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Вместе с тем, суд не устанавливал тождественность между должностями «медицинская сестра перевязочной» и должность «операционная медицинская сестра», а пришел к выводу, что Приказ №106 от 27.09.2006 «о переименовании должности» фактически не повлек для истца изменений в осуществлении ею трудовых обязанностей, а также что и после издания данного приказа о переименовании должности, фактически истец продолжала работать в должности «операционной медицинской сестры».
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы истца в отоларингологическом отделении хирургического профиля с 01.01.2006 по 31.08.2006 и с 01.09.2006 по 31.07.2009, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев. Так как переименование работодателем должности истца без изменения трудовой функции, условий и характера деятельности по должности, которая дает право на льготное исчисление стажа, не может являться безусловным основанием для лишения последнего права на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истец осуществлял трудовую деятельность в сельской местности, поэтому соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», право истца на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, возникает при наличие не менее 25 лет страхового стажа.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем
со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно решению пенсионного органа №115 от 26.10.2017 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости на момент обращения 5 мая 2017 года специальный стаж Федоровой И.А. составил 21 год 1 месяц 20 дней (л.д. 12-16).
В стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, судом включены спорные периоды с 02.11.1992 по 11.05.1993 (6 м. 10 дн.); с 12.05.1993 по 31.05.1994 (1 г. 20 дн.); с 01.01.2005 по 11.01.2005 (11 дн.); с 01.01.2006 по 31.08.2006 (8 м. 1 дн.); с 08.02.2017 по 10.03.2017 (1 м.3 дн.) и с учетом продолжительности указанных периодов, а так же периодов подлежащих исчислению в льготном порядке (с 01.01.2006 по 31.08.2006 и с 01.09.2006 по 31.07.2009) зачтенных в специальный стаж истца судом и стажа, включенного пенсионным органом 21 год 1 месяц 20 дней, общая продолжительность специального стажа Федоровой И.А. на момент обращения составляла 25 лет.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом за составление искового заявление и сбора необходимых документов, участие представителя в суде понесены расходы в сумме 8000 рублей, что подтверждается квитанцией №95430, а так же расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. С учетом объема услуг, оказанных представителем истца И.Ю.Хайдуковой, характера заявленного спора, количества состоявшихся судебных заседаний с участием представителя истца, объема совершенных представителем истца юридически значимых действий при подготовки иска в суд и в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер возмещения расходов на представителя в сумме 8000 рублей 00 копеек, подлежит удовлетворению в полном размере, так как является разумным и справедливым, соответствует конкретным обстоятельствам дела и сложности спора, оснований для его снижения не имеется..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федоровой И.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) устранить допущенное нарушение права Федоровой И.А. на назначение досрочной страховой пенсии по старости и засчитать в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы:
- с 02.11.1992 по 11.05.1993 в должности медицинской сестры в приемно-сортировочном взводе <данные изъяты>;
- с 12.05.1993 по 31.05.1994 в должности фельдшера по переливанию крови в отделении анестезиологии и реанимации <данные изъяты>;
- с 01.01.2005 по 11.01.2005 в должности палатной медсестры в ЛОР - отделении <данные изъяты>);
- с 01.01.2006 по 31.08.2006 в должности операционной медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения <данные изъяты>;
- с 08.02.2017 по 10.03.2017- время нахождения на курсах повышения квалификации;
- периоды с 01.01.2006 по 31.08.2006 в должности операционной медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения <данные изъяты> и с 01.09.2006 по 31.07.2009 в отоларингологическом отделении в должности медицинской сестры перевязочной, засчитать в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с применением льготного порядка исчисления – один год работы за один год и шесть месяцев;
- назначить Федоровой И.А., не менее 25 лет осуществлявшей лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 5 мая 2017 года.
В остальной части исковые требования Федоровой И.А. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ
в муниципальном районе Борский (межрайонное) Самарской области в пользу Федоровой И.А. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек и расходы за участие представителя в сумме 8000 (восемь тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию
по гражданским делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы
или представления через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение месяца
со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Н. Бугаева
Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью ПК в совещательной комнате 5 февраля 2018.