Решение по делу № 2-5674/2017 ~ М-5352/2017 от 02.06.2017


Дело № 2-5674/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2017 г. г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,

при секретаре Ткачевой А.И.,

с участием истца Рябикина В.А.,

представителя истца Миловановой Е.Г.,

представителя ответчика Миньковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябикин ВА к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о выдаче жилищного сертификата, -

установил:

истец Рябинин В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением серия Р от ДД.ММ.ГГГГ Удостоверение является бессрочным.

В соответствии с распоряжением Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -р истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договорам социального найма.

В соответствии с распоряжением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» и включен в список граждан на получение сертификата, что подтверждается уведомлением от 28.03.2014г.

21.09.2016 г. администрация Балашовского муниципального района Саратовской области письмом № Р-974/06 от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с выявлением недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, в частности, не указания в качестве члена семьи - сына истца.

Не согласившись с данными выводами, истец направил в адрес Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области письмо с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и дать ответ. Ответа из Министерства строительства и ЖКХ <адрес> не поступило.

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы кроме истца 3 гражданина, а именно: сын - Рябикин О.В., внук - Рябикин К.О., сноха - Рябикина О.В.

Таким образом, состав семьи, который может учитываться при определении размера социальной выплаты жилищного сертификата истцу, составляет 3 человека, в том числе, и внук истца.

Однако, истец просит признать за ним право на получение жилищного сертификата на состав семьи 1 человек.

Истец проживал и зарегистрирован в квартире <адрес>., количество зарегистрированных в данной квартире не изменилось, в квартире фактически проживает 1 семья, а зарегистрировано 2 семьи: жилищные условия истца не изменились, поскольку истец проживает на съемных квартирах.

На момент постановки истца, на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, исходя из количества 3 зарегистрированных человек, на каждого приходилось по 29,3 кв. м. : 3 = 9,76 кв. м., на которое каждый из зарегистрированных имел право пользования.

Учитывая, что все указанные лица остались проживать и зарегистрированы в данной квартире, имеют право пользования данной квартирой, соответственно, истец по сути может распоряжаться приходящимся на его долю 9,76 кв.м.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Учитывая норматив жилой площади на 1 человека 33 кв.м., размер общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, составит 33 кв.м. - 9,76 кв.м. = 23.24 кв.м., что составляет более 18 кв.м., а соответственно, является основанием для выдачи истцу государственного жилищного сертификата.

Таким образом, если бы в настоящее время истец встал на очередь нуждающихся в жилье, он вправе претендовать на жилое помещение, как одиноко проживающий гражданин, не имеющий жилья.

Учитывая, что данные обстоятельства также имели место к моменту формирования списков лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011-2015г., соответственно, расчет социальной выплаты в отношении истца должен производиться как одиноко проживающему участнику подпрограммы, не имеющему жилья для постоянного проживания.

Таким образом, поскольку истец - участник подпрограммы не имеет жилья для постоянного проживания, ранее правом на получение указанного сертификата не пользовался, жилья в целях его улучшения за счет средств государственного, либо муниципального бюджета не получал, истец вправе получить государственный жилищный сертификат по вышеуказанной подпрограмме, в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015г., исходя из состава семьи 1 человек, исходя из норматива 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина.

На основании вышеизложенного, прости признать за собой право на получение государственного жилищного сертификата исходя из состава семьи 1 человек.

Обязать ответчиков предоставить Рябикин ВА жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2017г., исходя из состава семьи 1 человек, исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты 33 кв. м.. взыскать с ответчиков в свою пользу с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, с каждого по 150 рублей.

Истец, представитель истца в судебном заседании поддержали исковые требования, просили иск удовлетворить в полном объеме по снованиям, изложенным в иске, при этом дали объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Ответчик - Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, сославшись на письменные возражения на иск.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в соответствии со ст. 167 ГПК РФ

Суд, заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

По смыслу ст. 11 ГК РФ защита нарушенных прав может быть осуществлена в судебном порядке.

Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.п. «е» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, (далее Правила) государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Данные лица ставятся на учет.

Жилищный кодекс РФ (ст. 49 ЖК РФ), предполагает три категории граждан при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях: малоимущие, иные категории граждан, определенные федеральным законом и иные категории граждан, определенные законом субъекта РФ.

В силу п.п. 16.1 и 16.2 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В судебном заседании установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением серия Р от ДД.ММ.ГГГГ Удостоверение является бессрочным (л.д.9).

В соответствии с распоряжением Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -р истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договорам социального найма (л.д.14).

В соответствии с распоряжением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» и включен в список граждан на получение сертификата, что подтверждается уведомлением от 28.03.2014г. (л.д.56).

Судом установлено, что истец зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 29,3 кв.м., принадлежащем на праве собственности его сыну – Рябинину О.В. (л.д.61-62)

В данной квартире зарегистрированы кроме истца 3 гражданина, а именно: сын - Рябикин ОВ, внук - Рябикин КО, сноха - Рябикин ОВ (л.д.49)

Из материалов дела видно, что истец на праве собственности жилых помещений на территории РФ не имеют.

Истец на основании договора аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении на основании указанного договора аренды (л.д.36-39)

21.09.2016г. Администрация Балашовского муниципального района <адрес> письмом № Р-974/06 от 21.09.2016г. истцу было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с выявлением недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, в частности, не указания в качестве члена семьи - сына истца (л.д.11-13).

Суд не может согласиться с обоснованностью данного вывода Администрация Балашовского муниципального района <адрес>.

При этом, суд, исходит из положений ч.1 ст. 52 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

На момент постановки истца, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, исходя из количества человек 3 зарегистрированных, на каждого приходилось по 29,3 кв. м. : 3 = 9,76 кв. м. на которое каждый из зарегистрированных имел право пользования.

Учитывая, что все указанные лица остались проживать и зарегистрированы в данной квартире, имеют право пользования данной квартирой, соответственно, истец по сути может распоряжаться приходящимся на его долю 9,76 кв.м.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Учитывая норматив жилой площади на 1 человека 33 кв.м., размер общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, составит 33 кв.м. - 9,76 кв.м. = 23.24 кв.м., что составляет более 18 кв.м., а соответственно, является основанием для выдачи истцу государственного жилищного сертификата.

Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, указав, что участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета предписания части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Поскольку истец Рябинин В.А. относится к категории граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, он имеет право на льготы и компенсации, в том числе на однократное обеспечение жилой площадью.

Жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, непосредственно с признанием их малоимущими (ст. 51 ЖК РФ) и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда, но и связывает право на получение жилья участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году лишь с нуждаемостью в жилье, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истец при подаче иска понес расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 3).

Поскольку исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, то данные расходы подлежат взысканию с ответчиков в равных долях с каждого по 150 рублей.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать за Рябинин ВА право на получение государственного жилищного сертификата исходя из состава семьи 1 человек.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области предоставить Рябикин ВА жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2017г., исходя из состава семьи 1 человек, исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты 33 кв. м.,

взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в пользу Рябикин ВА расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, с каждого по 150 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья: Ю.Н. Кравцова

2-5674/2017 ~ М-5352/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рябикин Виктор Алексеевич
Ответчики
Министерство строительства ЖКХ по Саратовской области
Администрация Балашовского МР Саратовской области
Другие
прокуратура г. Балашово
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Кравцова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
02.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2017Передача материалов судье
07.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2017Судебное заседание
21.07.2017Судебное заседание
26.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее