Мировой судья судебного участка №1 №12-53/2018
Медвежьегорского района Республики Карелия
Балашова Ю.С.
Р Е Ш Е Н И Е
09 июля 2018 года г.Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л., рассмотрев жалобу Скальненкова О.А. на постановление мирового судьи Судебного участка №1 Медвежьегорского района Республики Карелия от 17.05.2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи Судебного участка №1 Медвежьегорского района Республики Карелия от 17.05.2018 Скальненков О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Скальненков О.А. с указанным постановлением не согласился, подал жалобу, в которой указывает, что запрос о предоставлении копии документов, подтверждающих выполнение предписания №СЗУ/МЛО-06/2017 от 29.09.2017, содержал срок исполнения до 26.01.2018, то есть представление запрашиваемых документов приходилось на период проведения проверки, определенный с 15.01.2018 по 09.02.2018, таким образом, требования пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», запрещающие требовать от проверяемых юридических лиц документы до даты начала проведения проверки, нарушены не были. Кроме того, указывает на отсутствие законодательно установленного запрета направлять проверяемым юридическим лицам запросы о представлении документов до даты начала проверки. В обоснование своей позиции ссылается на решение Кировского районного суда г.Самары от 26.06.2017.
В судебном заседании Скальненков О.А. поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что 11.01.2018 Медвежьегорским линейным отделом было получено письменное сообщение Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско - Онежского бассейна внутренних водных путей», в котором во исполнение распоряжения о проведении проверки от 10.01.2018 №04 сообщалось об исполнении ранее выданного предписания 29.09.2017 №СЗУ/МЛО-06/2017, проверка выполнения которого являлась предметом назначенной проверки, при этом необходимые подтверждающие документы, указанные в распоряжении о проведении внеплановой документарной проверки, представлены не были. Поскольку письмо Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско - Онежского бассейна внутренних водных путей» не являлось документом, подтверждающим выполнение ранее выданного предписания, для достижения целей проверки учреждению был направлен запрос от 11.01.2018 №СЗУ/МЛО №01 о предоставлении документов при проведении документарной проверки. Полагает, что срок представления истребованных запросом документов был указан как приходящийся на период проведения проверки, направление запроса до начала проведения проверки не противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем нарушений при проведении проверки им не допущено.
В судебном заседании помощник Карельского транспортного прокурора Шумилова А.С. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации в отношении Скальненкова О.А. поддержала в полном объеме, постановление мирового судьи Судебного участка №1 Медвежьегорского района Республики Карелия от 17.05.2018 полагала законным и обоснованным. Дополнительно пояснила, что истребование документов (направление запроса о предоставлении документов) имело место 11.01.2018, то есть до даты начала проверки, установленной с 15.01.2018 по 09.02.2018. Кроме того, о начале выполнения проверочных мероприятий до наступления срока проверки свидетельствует исследование поступившего до даты начала проверки документа (письменного сообщения Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско - Онежского бассейна внутренних водных путей» о том, что ранее выданное предписание исполнено) с оценкой его недостаточности для проведения проверки.
Проверив дело в полном объеме, а также рассмотрев доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В силу статьи 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Как следует из материалов дела распоряжением начальника Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.01.2018 №04 назначена внеплановая документарная проверка Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (далее ФБУ «Администрация «Беломорканал»), срок проведения проверки определен с 15.01.2018 по 09.02.2018.
11.01.2018 начальником Медвежьегорского линейного отдела Скальненковым О.А. подписан запрос в ФБУ «Администрация «Беломорканал» о предоставлении до 26.01.2018 копий документов, подтверждающих выполнение предписания от 29.09.2017 №СЗУ/МЛО-06/2017.
В ходе проведения Карельской транспортной прокуратурой проверки исполнения Медвежьегорским линейным отделом законодательства о защите прав предпринимателей при проведении плановых и внеплановых проверок по данному факту в отношении начальника Медвежьегорского линейного отдела Скальненкова О.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации, по тем основаниям, что указанным должностным лицом нарушены требования пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ), согласно которым при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридических лиц представления документов, информации до даты начала проведения проверки, а также пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона №294-ФЗ, согласно которому при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе превышать установленные сроки проведения проверки, а именно 11.01.2018 направлен запрос о предоставлении документов в ФБУ «Администрация «Беломорканал» до даты начала проведения проверки, период которой определен как с 15.01.2018 по 08.02.2018.
Постановлением мирового судьи Судебного участка №1 Медвежьегорского района Республики Карелия от 17.05.2018 Скальненков О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации, поскольку в его действиях установлено нарушение требований пункта 9 статьи 15 Федерального закона №294-ФЗ, а именно мировой судья пришел к выводу о том, что направление запроса от 11.01.2018 о предоставлении документов является частью проведения проверки, таким образом, должностным лицом нарушен срок проведения проверки.
Вместе с тем, данный вывод судья полагает не основанным на требованиях закона.
Так, организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона №294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается, в том числе перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Как следует из пунктов 6, 13 распоряжения Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.01.2018 №04 «О проведении внеплановой документарной проверки Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско - Онежского бассейна внутренних водных путей» (государственный портовый контроль)» для целей проведения проверки (выполнение предписания от 29.09.2017 №СЗУ/МЛО-06/2017, выданного Медвежьегорским линейным отделом) в Перечне документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки указано «Документы, подтверждающие выполнение ранее выданного предписания».
Частью 4 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ предусмотрено правомочие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Запрос Медвежьегорского линейного отдела от 11.01.2018 №СЗУ/МЛО №01 требованиям части 4 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ соответствует: является мотивированным, приложением к нему указана копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки. Начальник Медвежьегорского линейного отдела Скальненков О.А. указанным выше распоряжением о проведении проверки назначен лицом, уполномоченным на проведение проверки, в силу служебного контракта о прохождении государственной службы по занимаемой должности наделен правом осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о внутреннем ввозном транспорте, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о внутреннем водном транспорте.
Более того, указанный выше запрос Медвежьегорского линейного отдела содержит указание только о предоставлении до 26.01.2018 копий документов, подтверждающих выполнение предписания от 29.09.2017 №СЗУ/МЛО-06/2017, то есть дублирует содержание пункта 13 распоряжения о проведении проверки, иные по сравнению с указанными в распоряжении о проведении проверки документы не истребуются.
В соответствии с ограничениями, установленными пунктом 9 статьи 15 Федерального закона №294-ФЗ при проведении проверки должностные лица не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Изучение представленного до даты начала проверки проверяемым учреждением письма, очевидно не являющегося документом, подтверждающим выполнение предписания от 29.09.2017 №СЗУ/МЛО-06/2017, и последующее направление Медвежьегорским линейным отделом в порядке, определенном частью 4 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ, запроса о представлении документов, ранее уже фактически истребованных в силу распоряжения о проведении проверки, является способом организации документарной проверки и само по себе о начале проведении проверки ранее установленного срока не свидетельствует.
Письмо Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей», сообщающее, что ранее выданное предписание исполнено, в материалы дела не представлено (отсутствует). Его существование и содержание лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Срок представления истребуемых запросом Медвежьегорского линейного отдела от 11.01.2018 №СЗУ/МЛО №01 документов указан до 26.01.2018, то есть приходился на период проведения проверки.
Каких-либо нарушений порядка организации и проведения проверки в отношении ФБУ «Администрация «Беломорканал» судьей не установлено.
Указание в жалобе на судебный акт по аналогичному делу судьей не принимается, поскольку он источником права не является.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Поскольку в действиях Скальненкова О.А. не имеется нарушения требований Федерального закона №294-ФЗ, событие административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации, отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Судебного участка №1 Медвежьегорского района Республики Карелия от 17.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 19.6.1 КоАП Российской Федерации в отношении Скальненкова О.А., подлежит отмене, производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья
р е ш и л :
постановление мирового судьи Судебного участка №1 Медвежьегорского района Республики Карелия от 17.05.2018 отменить, производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2018 года