Дело № 2 – 1364 / 2021 г. УИД: 28RS0017-01-2021-002577-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре Савельевой Л.А.,
с участием прокурора Цапковой А.В., представителя ответчика Николаевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свободненского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Свободный, к Государственному общеобразовательному автономному учреждению Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» о возложении обязанности оборудовать территорию здания по --, в --, ограждением, соответствующим нормативным требованиям, с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении,
установил:
-- Свободненский городской прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела прокурор Цапкова А.В. в обоснование заявленных требований пояснила следующее.
Свободненской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения ГОАУ АО «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В ходе проверки установлено, что школа отнесена к объектам 3 категории опасности. Ограждение здания школы по адресу: --, имеет существенные повреждения, позволяющие проникать на территорию данного образовательного учреждения посторонним лицам.
-- в адрес руководителя школы прокурором было внесено представление.
До настоящего времени нарушения не устранены, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
На момент обращения, прокурор просил суд:
возложить на ответчика обязанность оборудовать территорию здания школы-интерната по --, в г. Свободном Амурской области, ограждением, соответствующим нормативным требованиям, с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
На день вынесения решения, с учётом проделанной работы и погодных условий, просит суд установить ответчику срок один месяц с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – директор ГОУА АО «Специальная (коррекционная) школа-интернат» Николаева О.Б. с иском согласна. Указанные прокурором нарушения действительно имеются. Работа по устранению выявленных нарушений ведётся, но на сегодняшний день недостатки не устранены. Заявленный прокурором срок для устранения недостатков – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу - полагает разумным. Этого времени ответчику будет достаточно для исполнения решения суда.
Представители третьих лиц на стороне ответчика –
Министерства имущественных отношений Амурской области,
Министерства образования и науки Амурской области,
Министерства социальной защиты населения Амурской области
– в судебное заседание не явились. Причины неявки суду не сообщили. Не возразили против удовлетворения требований истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассмотрел дело по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании установлено следующее.
Свободненской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры области была проведена проверка исполнения ГОАУ АО «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В соответствии с паспортом безопасности, школа отнесена к объектам 3 категории опасности.
В нарушение п. 2.2.1 СП ---20, ограждение территории школы-интерната имеет существенные неисправности (бетонный забор имеет крен), представляющие угрозу жизни и здоровью детей, и не исключающие проникновению на территорию данного образовательного учреждения посторонних лиц.
-- в адрес директора школы Николаевой О.Б. прокурором было внесено представление.
До настоящего времени работы по устранению указанных в иске нарушений не проведены. Сведений о том, что ограждение школы отремонтировано или восстановлено – нет.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии с пп. д. п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации», организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму», Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности разрабатывают и обеспечивают реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с передачей указанным Министерствам соответствующих функций.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлениями Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», и от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов массового пребывания людей, к которым отнесены образовательные организации.
В силу п. 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее Требований) настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В соответствии с п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с п. 25 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются мероприятия, предусмотренные пунктом 24 Требований и дополнительно – мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Требований.
В соответствии с пунктом 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В данном случае, ограждение здания школы-интерната по адресу: --, имеет существенные повреждения, которые позволяют беспрепятственно проникать на территорию школы.
Данные нарушения требований, предъявляемых к системам защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, способствуют несвоевременному воспрепятствованию неправомерного проникновения в здание (на территорию) образовательного учреждения посторонних лиц; выявлению нарушителей установленных пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечению попыток совершения террористических актов. И отрицательно сказываются на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд полагает иск подлежащим удовлетворению с учётом срока, заявленного прокурором в процессе.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Кроме того, т.к. прокурор при подаче искового заявления был освобождён от уплаты государственной пошлины, суд, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить иск Свободненского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к Государственному общеобразовательному автономному учреждению Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» о возложении обязанности оборудовать территорию здания по --, в г. Свободном Амурской области, ограждением, соответствующим нормативным требованиям, с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Возложить на Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать территорию здания по --, в --, ограждением, соответствующим нормативным требованиям, с воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Взыскать с Государственного общеобразовательного автономного учреждения Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» в доход бюджета муниципального образования «город Свободный» Амурской области госпошлину в сумме 300 руб. 00 коп..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 13 сентября 2021 года.
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.Ю. Осокина