Дело № 2-728/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 25 августа 2020 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Борисова А.А.
При секретаре Колясниковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Окочинское» о признании бездействия незаконным, обязании заключить договор по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп
У С Т А Н О В И Л :
Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц Товариществу собственников жилья «Окочинское» (далее также – ТСЖ) о признании бездействия незаконным, обязании заключить договор по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп указав в обоснование заявленных исковых требований, что ответчик осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>. В нарушение требований природоохранного и жилищного законодательства ТСЖ не заключен договор по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу попадания вредных химических веществ в природную среду вместе с иными бытовыми отходами. На основании изложенного прокурор просил признать бездействие ответчика незаконным и обязать в срок не позднее 30 дней заключить договор по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-V класса опасности.
От ответчика до судебного заседания возражений относительно иска в письменном виде в суд не поступало.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте его проведения извещался судом надлежащим образом по юридическому адресу, от получения судебной повести уклонился.
Учитывая изложенное, а также мнение прокурора, руководствуясь частями 1,3 и 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор Борисов А.А. исковые требования поддержал, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Изучив материалы дела, обсудив исковые требования, выслушав прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Товарищество собственников жилья «Окочинское» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> в <адрес>.
Ссылаясь на то, что ответчиком в нарушение требований жилищного и природоохранного законодательства не заключен договор по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-V класса опасности, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу попадания вредных химических веществ в природную среду вместе с иными бытовыми отходами, прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском.
Факт отсутствия такого договора подтверждается ответом председателя ТСЖ на запрос прокурора (л.д.21).
Исковые требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
В силу части 2 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 3 этого же Закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее также – Правила), которые устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц (пункт 1 Правил).
В данных Правилах (пункт 2) используются следующие понятия: "отработанные ртутьсодержащие лампы" - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента; "потребители ртутьсодержащих ламп" - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением; "специализированные организации" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них (пункт 6 Правил).
На основании п. 8(1) Правил, у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (пункт 9 Правил).
На основании частей 1, 1.1 и 1.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 этой же статьи).
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491.
В соответствии с подпунктом «д(1)» пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В силу пункта 26.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, к работам по содержанию мест накопления отходов отнесена организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Таким образом, выбрав способ управления домом ТСЖ, собственники многоквартирного дома передали соответствующие функции, в том числе, по передаче отработанных ртутьсодержащих ламп в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов ТСЖ, которое обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона.
При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
До настоящего времени ответчиком договор по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-V класса опасности не заключен, бездействие ответчика по незаключению такого договора является незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Поскольку заключение указанного прокурором договора предусмотрено законом, суд с читает возможным обязать ответчика заключить требуемый прокурором договор.
Основываясь на положениях ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить ответчику указанный прокурором срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение, данный срок является разумным и достаточным.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из судебных издержек и государственной пошлины.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В данном случае в силу попд.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден, в связи с чем с него в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района подлежит взысканию в силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина в размере, установленном подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, то есть в сумме 300 рублей (исходя из субъектного состава лиц, в интересах которого прокурором подан иск).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 198, 199, 103 и 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.
Признать бездействие Товарищества собственников жилья «Окочинское», выразившееся в незаключении договора по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп незаконным.
Обязать Товарищество собственников жилья «Окочинское» в срок 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить договор по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-V класса опасности.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Окочинское» в бюджет муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья подпись К.П. Бугаёв
Копия верна: судья К.П. Бугаёв