Дело № 2-226/2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
В составе председательствующего Юркиной С.И.
При секретаре Петровой А.И.
С участием истицы Антоновой Е.В., представителя ответчика Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» Ахтомской Е.С.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Саранске
25 февраля 2013 года
гражданское дело по иску Антоновой Елены Викторовны к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» о взыскании задолженности по оплате премиального вознаграждения и материальной помощи, и о признании недействительными в части приказов о начислении премиальной оплаты за сентябрь, октябрь 2012 года,
установил:
Антонова Е.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» о взыскании задолженности по оплате премиального вознаграждения и материальной помощи.
В обоснование иска указала, что с 01.12.2008 года находилась в трудовых отношениях с ответчиком, работала в должности инженера 2 категории производственно-технического отдела. Трудовым договором установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада и ежемесячной премии в размере 75% от должностного оклада. Однако ей выплачена премия в сентябре 2012 года в размере 10% от должностного оклада, в октябре в размере 10% от должностного оклада, в ноябре 20% от должностного оклада. При этом работодатель не обосновал уменьшение размера премии. Ей не доплачена премия в следующих размерах: за сентябрь 2012 года - 7 137 руб.45 коп., за октябрь 2012 года - 7 137 руб.45 коп., за ноябрь 2012 года – 6 3 44 руб. 40 коп.
Кроме того, ответчик не выплатил ей материальную помощь за второе полугодие 2012 года в размере одного планового месячного фонда оплаты труда 18 504 руб. 50 коп. Выплата материальной помощи предусмотрена Коллективным договором и Положением об оплате и премировании труда работников.
На основании изложенного просит взыскать с ответчика 39 123 рубля 80 копеек - задолженность по оплате премиального вознаграждения за период с сентября по ноябрь 2012 года и материальной помощи.
В заявлении от 15 февраля 2013 года Антонова Е.В. дополнила исковые требования, а именно, просит признать незаконными приказы директора Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского район» № 62 от 28.09.2012 года, № 66 от 31.10.2012 года, № 75 от 30.11.2012 года в части начисления ей премиального вознаграждения за сентябрь, октябрь, ноябрь 2012 года.
Определением Пролетарского районного суда г. Саранска от 25 февраля 2013 года производство по настоящему делу в части исковых требований Антоновой Е.В. к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействительным в части приказа о начислении премиальной оплаты за ноябрь 2012 года и о взыскании задолженности по оплате премиального вознаграждения за ноябрь 2012 года, прекращено по абзацу 4 статьи 220 ГПК Российской Федерации, в связи с отказом истца от иска и принятия отказа судом.
В судебном заседании истец Антонова Е.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлениях.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» Ахтомская Е.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что премия начислена Антоновой Е.В. с учётом финансовых возможностей предприятия. Представленный стороной истца расчёт суммы иска не оспаривает.
Суд, исследовав доказательства, считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно приказу №140к от 01 декабря 2008 года Антонова Е.В. принята на работу в Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» на должность инженера 2 категории производственно-технического отдела с оплатой согласно штатному расписанию. Приказом №01-пр от 27 декабря 2012 года на основании Постановления Администрации городского округа Саранск №1695 от 10 мая 2012 года, Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» реорганизовано в форме присоединения к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района» с 27 декабря 2012 года. Все работники Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района», в том числе Антонова Е.В. (пункт 15 приказа) зачислены в штат Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Пролетарского района» с 27 декабря 2012 года.
Приказом № 02-пр от 27 декабря 2012 года на основании Распоряжения заместителя Главы Администрации городского округа Саранск №1928-рз от 18.12.2012 года Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района» переименовано в Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» с 27 декабря 2012 года, все работники Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Пролетарского района» зачислены в штат Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» с 27 декабря 2012 года.
Трудовые отношения между Муниципальным предприятием городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» и Антоновой Е.В. прекращены на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 09-лс от 31.01.2013г.).
01 декабря 2008 года с Антоновой Е.В. заключен трудовой договор №69 с дополнениями к нему от 01 сентября 2010 года, согласно которому за выполнение установленных обязанностей, истцу выплачивается:
- должностной оклад;
- премия в размере 75% ежемесячно от должностного оклада.
На основании приказа Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» № 62 от 28 сентября 2012 года «О начислении премиальной оплаты за сентябрь месяц 2012 г.», исходя из финансовых возможностей, Антоновой Е.В. начислена премиальная оплата в размере 10 %.
На основании приказа Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» № 66 от 31 октября 2012 года «О начислении премиальной оплаты за октябрь месяц 2012 г.», исходя из финансовых возможностей, Антоновой Е.В. начислена премиальная оплата в размере 10 %.
Антонова Е.В. оспаривает законность данных приказов. Ответчик не заявил о применении к этим требованиям срока обращения в суд с заявлением за разрешением индивидуального трудового спора.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплата труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1., 4.3., 4.4. Положения об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» заработная плата работников предприятия состоит:
-из должностного оклада;
-премии по результатам работы за месяц.
Премирование работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» производится из фонда оплаты труда по приказу директора Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района», в зависимости от выполнения установленных качественных показателей, определяемых по данным бухгалтерской и статистической отчётности, оперативного учёта и условий премирования; исполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией работника; соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; своевременного рассмотрения жалоб, заявлений и претензий граждан; своевременного исполнения поручений Главы Администрации городского округа Саранск.
Размер премии по итогам работы за месяц не должен превышать 75 % от должностного оклада с учетом всех надбавок. Премия начисляется по итогам работы за месяц и за фактическое отработанное время, в процентах от заработной платы с учетом всех видов надбавок.
Выплата премий осуществляется на основании приказа (распоряжения) директора предприятия с указанием наименования премии, ее размеров и источников финансирования.
Из содержания указанного локального нормативного акта следует, что снижение ежемесячной премии с размера 75 % от должностного оклада с учетом всех надбавок допускается при невыполнении качественных показателей, при этом приказ о снижении размера премии должен содержать основания, послужившие причиной снижения размера премии. Премия является составной частью заработной платы истца, и он имеет право на ее ежемесячное получение независимо от финансового положения предприятия.
Оспариваемые приказы о начислении истцу премии в размерах ниже 75 % от должностного оклада не мотивированы. Ссылка на финансовое положение предприятие является неправомерной, так как локальными актами предприятия, а именно – коллективным договором и положением об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» снижение премии в зависимости от финансовых возможностей предприятия не предусмотрено. В связи с этим данные приказы являются незаконными. Следовательно, исковые требования истца о признании приказов недействительными в части начисления ему премии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, с учетом отработанного времени в сентябре-октябре 2012 года, истице подлежало начисление премии за оспариваемый период в размере 75 % от должностного оклада, что составляет:
за сентябрь 2012 года - 7 930 рублей 50 окоп. (10 574 рубля (оклад) х75%);
за октябрь 2012 года - 7 930 рублей 50 окоп. (10 574 рубля (оклад) х75%).
Из карточки сотрудника Антоновой Е.В. следует, что ей начислена премия в сентябре 2012 года в размере 793 руб. 05 коп., в октябре 2012 года в размере 793 руб. 05 коп.
Следовательно, недоплата составляет 14 274 рубля 90 копеек, из них:
За сентябрь 2012 года - 7 137 руб. 45 коп. (7 930 рублей 50 окоп. - 793 руб. 05 коп.);
За октябрь 2012 года - 7 137 руб. 45 коп. (7 930 рублей 50 окоп. - 793 руб. 05 коп.).
Поэтому, суд приходит к выводу о том, что требования Антоновой Е.В. о взыскании невыплаченной премии за период с 01 сентября 2012 года по 31 октября 2012 года в размере 14 274 рубля 90 копеек обоснованны и подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.11 Коллективного договора Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» на период с 01.10.2010 года по 01.10.2013 года и пунктом 5.1. Положения об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» на работодателя возложена обязанность по ежегодной выплате каждому из работников предприятия материальной помощи в размере двух плановых месячных фондов оплаты труда (должностной оклад и премия в размере 75%, без учета доплат) и выплачивается пропорционально отработанному периоду. Основанием для принятия решения об оказании материальной помощи работникам предприятия является их письменное заявление и приказ директора предприятия.
Заявление о выплате материальной помощи за второе полугодие 2012 года подано Антоновой Е.В. ответчику 24.09.2012 года.
Из сообщения ответчика от 13.02.2013 года № 04/26 следует, что материальная помощь за 2012 год не начислена Антоновой Е.В. в связи с отсутствием приказа директора о начислении материальной помощи.
При таких обстоятельствах суд считает, что Антоновой Е.В. не начислена и не выплачена материальная помощь за второе полугодие 2012 года в размере одного месячного должностного оклада и премии в размере 75% за один месяц, необоснованно. Поэтому её требования о взыскании материальной помощи за второе полугодие 2012 года подлежат удовлетворению в полном объеме. Расчет суммы материальной помощи, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истицы, производится следующим образом: 10 574 рубля (должностной оклад) + 7930 рублей 50 копеек (месячная премия: 10 574 рубля х 75%) = 18 504 рубля 50 копеек.
Таким образом, общая сумма задолженности ответчика перед истцом составляет 32 779 рублей 40 копеек (14 274 рубля 90 копеек + 18 504 рубля 50 копеек).
В соответствии с частью первой статьи 103 ГПК Российской Федерации с ответчика следует взыскать государственную пошлину в бюджет городского округа Саранск в размере 1383 рубля 38 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования Антоновой Елены Викторовны к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» о взыскании задолженности по оплате премиального вознаграждения и материальной помощи, и о признании недействительными в части приказов о начислении премиальной оплаты за сентябрь, октябрь 2012 года.
Признать незаконными приказы Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» в части начисления премиальной оплаты Антоновой Елене Викторовне:
приказ № 62 от 28.09.2012 года «О начислении премиальной оплаты за сентябрь месяц 2012 г.»;
приказ № 66 от 31.10. 2012 года «О начислении премиальной оплаты за октябрь месяц 2012 г.».
Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» в пользу Антоновой Елены Викторовны 14 274 рубля 90 копеек - невыплаченную премию за период с 01 сентября 2012 года по 31 октября 2012 года включительно, 18 504 рубля 50 копеек - материальную помощь за период с 01 июля по 31 декабря 2012 года включительно, а всего 32 779 рублей 40 копеек (тридцать две тысячи семьсот семьдесят девять рублей сорок копеек).
Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» 1 383 рубля 38 копеек (одну тысячу триста восемьдесят три рубля тридцать восемь копеек) – государственную пошлину в бюджет городского округа Саранск в сумме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г. Саранска.
Председательствующий -