Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-213/2019 ~ М-38/2019 от 15.01.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2019 года Чапаевский городской суд Самарской области в составе:председательствующего судьи Законова М.Н.,при секретаре Сергеевой О.Е.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-213/2019 по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Самарской области к Мясникову ФИО6 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - МИФНС России №16 по Самарской области обратился в суд к Мясникову П.В. с вышеуказанным иском, в котором просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 7 054 рубля и пени в размере 132 рубля 85 копеек. В обоснование требований указали, что административный ответчик является налогоплательщиком, поскольку на него зарегистрированы транспортные средства. Мясников П.В. не исполнил надлежащим образом обязанность по уплате налогов, в связи с чем просят взыскать имеющуюся задолженность и пени.

В судебное заседание представитель МИФНС №16 России по Самарской области не явился, извещался надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Мясников П.В. в судебное заседание не явился, представил платежные документы об уплате налогов.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.

Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Судом установлено, что Мясников П.В. является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество, так как не него зарегистрированы транспортные средства и недвижимое имущество.

Инспекцией в адрес Мясникова П.В. было направлено налоговое уведомление 31953912 от 21.09.2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 7 054 рубля, налога на имущество в размере 731 рубль за 2016 год, в срок до 01.12.2017 года.

Также направлено требование №3982 от 13.02.2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 7 054 рубля, налога на имущество в размере 731 рубль и пени, в срок до 21.03.2018 год.

В связи с неоплатой указанных налогов Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика по взысканию указанной задолженности, который определением мирового суда от 10.07.2018 года отменен.

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Исходя из положений ч.2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 48 НК РФ административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Вышеуказанные сроки налоговым органом, с учетом идентификатора почтового отправления, соблюдены.

В обоснование позиции административным ответчиком представлен платежный документ УИН 18<Номер обезличен> об уплате налога 21.12.2017 года в размере 7 054 рубля по сроку уплаты 01.12.2017.

С учетом указанного платежного документа налоговым органом даны пояснения по делу, согласно которым поступившая оплата от 25.12.2017 по транспортному налогу поступила в Инспекцию и разнесена в КРСБ как оплата за 2012 в сумме 3 290 рублей 54 копейки и как оплата за 2013 в сумме 3 763 рублей 46 копеек, в связи с чем по состоянию на 14.03.2019 за Мясниковым П.В. имеется непогашенный остаток задолженности по транспортному налогу в размере 7 054 рубля и пени в размере 134 рубля 85 копеек.

При этом налоговый орган отметил, что, поскольку оплата произведена до вступления в силу ФЗ-436 (28.12.2017), то платежи, сделанные ранее указанной даты, могли быть засчитаны в счет погашения задолженностей по старым периодам.

Суд полагает доводы налогового органа в данной части необоснованными.

Согласно ч. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, приказом Министерства финансов РФ от 12.11.2013 года №107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее – Правила).

Для всех составителей распоряжений Правилами предусмотрено указание в распоряжении уникального идентификатора начисления (далее – УИН).

При этом в качестве УИН в платежном документе (извещении) по форме №ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Налоги физическим лицом могут быть оплачены через любую другую кредитную организацию, которой может быть оформлено полноформатное платежное поручение. В этом случае указывается «0» или индекс документа, присвоенный налоговым органом, при его наличии у физического лица.

Пунктом 7 указанных Правил установлено, что в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

"ТП" - платежи текущего года;

"ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);

"БФ" - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;

"ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

"РС" - погашение рассроченной задолженности;

Из анализа представленного налогового уведомления (требования), к которому приложен бланк платежного документа форма ПД (налог), имеющий сформированный налоговым органом УИН при исчислении налога за 2016, а также кассового чека об оплате налога в размере 7 054 рубля следует, что оплата в пользу МИФНС №16 произведена административным ответчиком через кредитную организацию с указанием реквизитов, содержащихся в бланке платежного документа, по исчисленному налогу за налоговый период, со сроком уплаты 01.12.107 года.

Согласно Правилам один УИН соответствует строго определенному начислению, источником об информации которого выступает установивший его органа для идентификации налоговых поступлений. Также в платежном требовании, направленному административному ответчику, по коду (106) указан ТП – текущий платеж.

Представленный платежный документ позволяет сделать вывод об уплате Мясниковым П.В. транспортного налога за 2016 год в размере 7 054 рубля, в платежном документе указан УИН платежного поручения.

Доводы налогового органа о зачислении данного платежа в счет уплаты задолженности по налогам за 2012 и 2013 год суд полагает необоснованными, неправомерными и нарушающими права налогоплательщика.

Обязанность по уплате налога за 2012,2013 для налогоплательщиков физических лиц установлена до 1 октября 2014 г. Недоимка по налогу возникает после неисполнения обязанности по уплате налога в указанный срок (после 1 октября 2014 г.), то есть имела место быть по состоянию на 01.01.2015 года, в связи с чем на нее распространяются положения Федерального закона N 436-ФЗ о безнадежности ко взысканию.

Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ, вступившего в силу 29 декабря 2017 года, относит к безнадежным к взысканию, подлежащим списанию недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшуюся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам. Такое решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию (части 3 и 4 статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ).

Решение о списании безнадежной ко взысканию задолженности налоговым органом не принято, вместе с тем, зачисление оплаты налога по УИН в 2017 году в счет оплаты задолженности за 2012 и 2013 год нарушает права административного ответчика.

При всей совокупности представленных доказательств, в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд не находит правовых оснований для взыскания с Мясникова П.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 7 054 рубля, полагая обязанность по оплате налога исполненной.

Вместе с тем, согласно платежному документу транспортный налог за 2016 год уплачен 21.12.2017, то есть на 20 дней позднее установленного срока оплаты по платежному требованию, в связи с чем подлежат начислению пени за несвоевременную уплату в размере 38 рублей 33 копейки, рассчитанные по правилам, установленным ст. 75 НК РФ.

Расчет пени, представленный налоговым органом, суд во внимание не принимает, поскольку размер пени рассчитан за период с 02.12.2017 по 13.03.2019.

Поскольку доказательств уплаты налога на имущество за 2016 год в размере 220 рублей административным ответчиком не представлено, указанная задолженность подлежит взысканию в пользу МИФНС №16 России по Самаркой области. Требований о взыскании пени по налогу на имущество не заявлено.

При указанных обстоятельствах административный иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ и ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования МИФНС России №16 по Самарской области к Мясникову ФИО7 о взыскании задолженности по налогам – удовлетворить частично.

Взыскать с Мясникова ФИО8 пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 38 рублей 33 копейки и задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 220 рублей, а всего 258 рублей 33 копейки.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Взыскать с Мясникова ФИО9 в доход государства госпошлину в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

      Судья Чапаевского городского суда                          М.Н. Законов

2а-213/2019 ~ М-38/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 16 по Самарской области
Ответчики
Мясников П.В.
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Законов М. Н.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
15.01.2019Регистрация административного искового заявления
15.01.2019Передача материалов судье
17.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
26.02.2019Судебное заседание
14.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Судебное заседание
03.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2019Дело оформлено
28.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее