<данные изъяты> Дело № 2-583/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2014 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В.,
с участием:
представителя истца - ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области - Эльдарова С.Ш.,
ответчика - истца Жильцовой О.В.,
третьего лица по встречному иску - Луговой Т.А.,
представителя третьего лица по встречному иску - Общества с ограниченной ответственностью «ДеЛЮКС» - Жильцова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарске 28 ноября 2014 года гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области к Жильцовой <данные изъяты> о взыскании земельного налога и пени, и по встречному иску Жильцовой <данные изъяты> к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области об устранении несоответствия в правоустанавливающих документах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> В (кадастровый номер №) путем внесения в особые отметки ГКН, особые отметки 1 подраздела ЕГРП следующего дополнения: «Признать сведения об изменении разрешенного использования земельного участка с «под зданием склада обменного пункта и его обслуживание» на «для сельскохозяйственного производства» актуальными с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием с этой даты здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № №»; рассчитать и взыскать земельный налог по указанному земельному участку согласно устраненного несоответствия, в связи с отсутствием с ДД.ММ.ГГГГ здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № №, считать правомерным для пересчета земельного налога применение измененной постановлением администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № и внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка для сельскохозяйственного производства в размере 10100 рублей 25 копеек,
установил:
Межрайонная инспекция Федерельной налоговой службы № 13 по Саратовской области (далее по тексту - МИФНС России № 13 по Саратовской области) обратилась в Аткарский городской суд Саратовской области с указанным иском к Жильцовой О.В.
Исковые требования обоснованы межрайонной МИФНС России № 13 по Саратовской области тем, что Жильцова О.В. является плательщиком земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц. За Жильцовой О.В. в налоговых периодах числились в собственности: земельные участки: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, 30 В; транспортные средства: №, номерной знак №, мощностью 69 л.с.; № номерной знак №, мощностью 130 л.с.; имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; гараж, расположенный по адресу: <адрес>; склад обменного пункта, расположенный по адресу: <адрес>, промзона. Жильцовой О.В. были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с неуплатой налогов в установленный законодательством срок, МИФНС России № 13 по Саратовской области Жильцовой О.В. было направлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Жильцова О.В. в нарушение требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации не исполнила обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц в общей сумме 180242 рубля. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременную уплату налога были начислены пени в общей сумме 71 рубль 44 копейки. ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № 13 по Саратовской области в связи с неуплатой налогоплательщиком налогов мировому судье судебного участка № <адрес> было направлено заявление на выдачу судебного приказа о взыскании с Жильцовой О.В. транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени за неуплату налогов в установленный законом срок на общую сумму 180313 рублей 54 копейки. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Жильцовой О.В. задолженности по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени в общей сумме 180313 рублей 54 копейки, который впоследствии в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Жильцовой О.В. уплачен транспортный налог за 2012 год в сумме 1783 рубля, налог на имущество физических лиц за 2012 год в сумме 2679 рублей 80 копеек. Задолженности по указанным налогам не имеется. Имеется задолженность по пени: по транспортному налогу в сумме 1 рубль, по налогу на имущество физических лиц в сумме 7 рублей 81 копейка. Оставшаяся задолженность по земельному налогу за 2010-2012 годы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 146627 рублей 26 копеек, из них за 2010 год - 57175 рублей 17 копеек, за 2011 год - 55441 рубль 39 копеек, за 2012 год - 34010 рублей 70 копеек. Задолженности по земельному налогу за 2009 год не имеется. Просит вынести решение о взыскании с Жильцовой О.В. задолженности по земельному налогу за 2010 год в размере 57175 рублей 17 копеек, за 2011 год в размере 55441 рубль 39 копеек, за 2012 год в размере 34010 рублей 70 копеек, пени по транспортному налогу в размере 1 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7 рублей 81 копейка.
Ответчик Жильцова О.В. предъявила встречные исковые требования к МИФНС России № 13 по Саратовской области - об устранении несоответствия в правоустанавливающих документах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> В (кадастровый номер №) путем внесения в особые отметки ГКН, особые отметки 1 подраздела ЕГРП следующих дополнений: «Признать сведения об изменении разрешенного использования земельного участка с «под зданием склада обменного пункта и его обслуживание» на «для сельскохозяйственного производства» актуальными с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием с этой даты здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № №»; рассчитать и взыскать земельный налог по указанному земельному участку согласно устраненного несоответствия.
Встречные исковые требования обоснованы Жильцовой О.В. тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если иное не предусмотрено пунктом 3 указанной статьи. Предоставленные этими органами сведения о спорном земельном участке налоговой инспекции для расчета земельного налога содержат противоречия, не позволяющие однозначным образом рассчитать земельный налог. Противоречия возникли в результате неодновременного внесения изменений, сделанных по земельному участку и зданию, расположенному на нем, и обусловлены следующими обстоятельствами. ДД.ММ.ГГГГ Жильцовым Д.В. было учреждено ООО «ДеЛЮКС» с видами деятельности по производству и переработке сельхозпродукции. Общество арендовало называемое ранее здание склада обменного пункта, расположенное по адресу: <адрес>, Волгоградская промзона, с момента своего возникновения. Указанное здание в разные промежутки времени принадлежало разным собственникам, являющимся по отношению к ООО «ДеЛЮКС» арендодателями, в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Жильцова О.В.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Луговая Т.А.; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - Фомов А.Г. ДД.ММ.ГГГГ Жильцовой О.В. был отмежеван и выкуплен в собственность земельный участок под зданием склада обменного пункта на основании постановления главы администрации Аткарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании выписки из распоряжения главы администрации Аткарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен адрес: <адрес> В. Разрешенное использование земельного участка было установлено «под зданием склада обменного пункта и его обслуживание», выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес>. С этого момента ООО «ДеЛЮКС» стало арендовать не только само здание, но и земельный участок под ним. ДД.ММ.ГГГГ Жильцовой О.В. были внесены изменения в ЕГРП по названию и, соответственно, назначению здания. Название «склад обменного пункта», как устаревшее, было изменено на «нежилое здание» на основании технического паспорта, а также на основании выписки из распоряжения главы администрации Аткарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ зданию, как и земельному участку под ним, был присвоен адрес: <адрес> В, было выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес>. С заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка в связи с произошедшими изменениями здания она вовремя не обратилась. Именно данное обстоятельство и используется налоговым органом для доначисления земельного налога, невзирая на фактические обстоятельства дела. Соответственно период с ДД.ММ.ГГГГ (дата внесения изменения по зданию) до ДД.ММ.ГГГГ (дата приведения в соответствие фактического использования земельного участка его разрешенному использованию) представляет из себя несоответствие разрешенного использования указанного земельного участка расположенному на нем зданию, поскольку здание в виде склада обменного пункта уже отсутствует, что не дает возможности однозначным образом рассчитать земельный налог. Вместе с тем, из закрепленного в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 271 и 552 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости следует, что любые изменения в судьбе здания в обязательном порядке должны повлечь изменения и в судьбе земельного участка, а в случае необходимости - повлечь и изменение характеристик этого земельного участка, в том числе и его разрешенного использования, если происходит изменение функционального назначения здания. В этой связи, как в классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, так и во многих нормативных правовых актах, принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации, устанавливается, что вид разрешенного использования земельного участка включает в себя, в первую очередь, эксплуатацию существующих зданий, сооружений, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства и определяется функциональным назначением данных зданий и сооружений (как существующих, так и застраиваемых). В соответствии с действующими нормативными актами в документе о предоставлении земельного участка в обязательном порядке указывается вид разрешенного использования земельного участка, который, по общему правилу, должен соответствовать фактическому использованию земельного участка. Такое фактическое использование определяется на основании функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке. Налоговым органом не учитывается, что ей от предыдущего обанкротившегося собственника - ОАО «Аткарскремтехпред» (занимавшегося ремонтом сельскохозяйственной техники) досталось здание под специфичным названием «склад обменного пункта», которое никогда не использовалось и не могло использоваться последующими собственниками в соответствии с таким специфичным профессиональным названием, а использовалось для размещения сельскохозяйственного производства по производству круп и отрубей. Здание по факту было перепрофилировано еще в 2004 году. В здании разместилось сельскохозяйственное производство ООО «ДеЛЮКС», основным видом деятельности которого всегда являлась переработка зерновых культур. С 2004 года для осуществления сельскохозяйственного производства в здании было стационарно установлено специальное производственное оборудование, предназначенное для перемола зерновых культур и получения конечного продукта - крупы. С внешней стороны здания был смонтирован и закреплен бункер для приемки побочного продукта помола - отрубей, предназначенных для корма скоту. Изменения в названии и функциональном назначении здания произошли ДД.ММ.ГГГГ, а изменение разрешенного использования произошло ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует и противоречит принципу единства судьбы здания и земельного участка, закрепленному в действующем законодательстве. Вместе с тем, ООО «ДеЛЮКС», являющееся арендатором по отношению к ней, а впоследствии ее матери - Луговой Т.А., своей деятельности по сельскохозяйственному производству в указанный период времени не прекращало, арендовало и здание, и земельный участок под ним. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» определено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % в течение календарного года. В федеральном законе указано - «в том числе на арендованных средствах». К основным средствам относятся и здания, и земельные участки, и оборудование. Соответственно, законодателем признается возможность аренды сельскохозяйственным товаропроизводителем земельных участков, разрешенное использование которых, безусловно должно соответствовать осуществляемой на этих участках деятельности арендаторов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» к сельхозпродукции отнесены: продукция мукомольно-крупяной промышленности, продукция комбикормовой промышленности (отруби). ООО «ДеЛЮКС» является сельскохозяйственным товаропроизводителем крупы ячневой, крупы перловой, крупы пшеничной с момента своего возникновения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ деятельность общества не прекращалась. Никакой иной продукции, кроме крупы, обществом не производилось, поэтому реализация сельскохозяйственной продукции составляет 100 %. Из принципа единства судьбы здания и земельного участка под ним следует, что разрешенное использование рассматриваемого земельного участка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно также, как и после ДД.ММ.ГГГГ, соответствовать разрешенному использованию «для сельскохозяйственного производства» согласно фактическим обстоятельствам дела и постановлению администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от 14 ноября 2012 г. № 1622 «Об изменении характеристики земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> В». Таким образом, противоречия, имеющиеся в ГКН и ЕГРП о земельном участке и здании, расположенном на нем, должны быть устранены путем приведения к единому знаменателю изменений, сделанных в разное время, что будет являться основанием для правомерного расчета земельного налога с учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка включает в себя, в первую очередь, эксплуатацию существующих зданий, судьба здания безусловно первична, а его функциональное назначение и деятельность, осуществляемая в здании, является точкой отсчета для установления разрешенного использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истец по встречному иску Жильцова О.В. дополнила исковые требования; помимо ранее заявленных, просила также в связи с отсутствием с ДД.ММ.ГГГГ здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, считать правомерным для пересчета земельного налога применение измененной постановлением администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка для сельскохозяйственного производства в размере 10100 рублей 25 копеек.
В судебном заседании представитель истца - ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области - Эльдаров С.Ш. исковые требования уменьшил, указав, что пени по транспортному налогу и по налогу на имущество в размере 8 рублей 81 копейка уплачены Жильцовой О.В., просил взыскать с Жильцовой О.В. задолженность по земельному налогу в общей сумме 146627 рублей 26 копеек, в том числе, за 2010 год в размере 57175 рублей 17 копеек, за 2011 год в размере 55441 рубль 39 копеек, за 2012 год в размере 34010 рублей 70 копеек, приведя доводы, аналогичные доводам искового заявления, встречные исковые требования Жильцовой О.В. не признал, при этом пояснил, что налоговый орган не является надлежащим ответчиком по иску Жильцовой О.В.
В судебном заседании ответчик - истец Жильцова О.В. исковые требования МИФНС России № 13 по Саратовской области не признала, встречные исковые требования поддержала, при этом пояснила, что ранее, когда рассматривалось ее исковое заявление об оспаривании налоговой ставки за три истекших налоговых периода, суд, приняв за исходные данные сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах на земельный участок, не запрашивал сведения об объекте недвижимого имущества в виде нежилого здания, расположенного на спорном земельном участке, то есть, рассматривая дело и принимая решение исходя из представленных доказательств, не учитывал, что здание склада обменного пункта прекратило свое существование с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, она обнаружила в правоустанавливающих документах несоответствия, которые следует устранить прежде, чем рассчитывать земельный налог. Сделать это она просит исключительно суд, а не Управление Росреестра по Саратовской области и Федеральную кадастровую палату, так как формировать правоустанавливающие документы будет судебное решение, а указанные организации будут обязаны устранять несоответствия или вносить изменения. В случае устранении несоответствия, описанного ею во встречном иске, измененные сведения в электронном или бумажном виде смогут увидеть все заинтересованные лица, включая налоговый орган для расчета земельного налога. В своих возражениях налоговый орган, ссылаясь на письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2012 г. № 03-05-05-02/101, указывает, что в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а также то, что изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости. Однако в случае устранения судом несоответствия в правоустанавливающих документах и признания сведений об изменении разрешенного использования земельного участка актуальными с ДД.ММ.ГГГГ в связи с функциональным изменением здания, все сопутствующие этому признанию характеристики, а именно налоговая ставка, кадастровая стоимость, установленные именно для сельскохозяйственного производства, также станут актуальными с указанной судом даты, суд такими полномочиями обладает, а налоговый орган при расчете земельного налога будет ими руководствоваться. В настоящее время она оспаривает не налоговую ставку, а причину, приведшую к применению не той налоговой ставки, поскольку не могут одновременно существовать два взаимосвязанных объекта в виде нежилого здания и земельного участка с разрешенным использованием «под зданием склада обменного пункта». При этом, налоговый орган не воспринимает информацию о том, что склада обменного пункта нет с ДД.ММ.ГГГГ и рассчитывать под ним земельный налог неправомерно. Спор между ней и налоговым органом возник по причине перерасчета земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> В (кадастровый номер №) за 2010-2012 годы, согласно налоговому уведомлению № с налоговой ставкой 1,5 % от кадастровой стоимости. С перерасчетом земельного налога указанном в этом уведомлении она не согласна, так как считает, что он сделан неправомерно. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 НК РФ земельный налог является местным налогом. На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 382 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. На основании разрешенного использования земельного участка определяется налоговая ставка земельного налога. В соответствии с Решениями Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №11, от ДД.ММ.ГГГГ № 65, от ДД.ММ.ГГГГ № 122, от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге на территории муниципального образования <адрес>», ставки земельного налога были установлены в следующих размерах, в том числе: 0,3 % - в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 % - в отношении прочих земельных участков, исходя из кадастровой стоимости земельных участков. В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако, предоставленные сведения о спорном земельном участке для расчета земельного налога содержат противоречия, не позволяющие однозначным образом рассчитать земельный налог, связанные с неодновременным внесением изменений, касающихся земельного участка и здания, расположенного на нем. Ранее земельный участок входил в состав территории Волгоградской промзоны <адрес>. На территории этой зоны в период с декабря 2001 года по январь 2003 года собственником единого промышленного комплекса по обслуживанию сельскохозяйственной техники являлось ОАО «Аткарскремтехпред», со времени существования которого здание сохранило название «склад обменного пункта». После банкротства ОАО «Аткарскремтехпред» имущественный комплекс перестал существовать, здания и сооружения были проданы иным лицам, реконструировавшим их. ООО «СКС» и ООО «Логос - Групп», которые владели этими зданиями, свою деятельность в них не осуществляли, а сдавали в аренду. В феврале 2007 года она купила у ООО «Логос - Групп» здание склада обменного пункта, которое на тот момент три года арендовало ООО «ДеЛЮКС». В июле 2008 года ею был куплен земельный участок под зданием, которому был присвоен адрес: <адрес> В, с разрешенным использованием - «под зданием склада обменного пункта и его обслуживание». При этом ни орган местного самоуправления, ни она, ни арендатор земельного участка на тот момент не обратили внимание на несоответствие названия здания его фактическому использованию арендатором для сельскохозяйственного производства, так как здание было перепрофилировано с 2004 года, в нем разместилось сельскохозяйственное производство ООО «ДеЛЮКС», основным видом деятельности которого всегда являлась переработка зерновых культур. ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в ЕГРП, касающиеся названия и назначению здания, а именно название «склад обменного пункта» было изменено на «нежилое здание» на основании технического паспорта, а также на основании выписки из распоряжения главы администрации Аткарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка она вовремя не обратилась, что налоговый орган и использовал для доначисления земельного налога. Поэтому в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ существовало несоответствие разрешенного использования земельного участка расположенному на нем зданию. Вместе с тем, из закрепленного в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 271 и 552 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости следует, что любые изменения в судьбе здания в обязательном порядке должны влечь изменения и в судьбе земельного участка, а в случае необходимости - и изменение характеристик этого земельного участка, в том числе и его разрешенного использования, если происходит изменение функционального назначения здания. В этой связи, как в классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, так и во многих нормативных правовых актах устанавливается, что вид разрешенного использования земельного участка включает в себя, в первую очередь, эксплуатацию существующих зданий, сооружений, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, и определяется функциональным назначением этих зданий и сооружений, как существующих, так и строящихся. В соответствии с действующими нормативными актами в документе о предоставлении земельного участка в обязательном порядке указывается вид разрешенного использования земельного участка, который, по общему правилу, должен соответствовать фактическому использованию земельного участка, которое определяется на основании функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке. Налоговый орган не учитывает, что ей от предыдущего обанкротившегося собственника - ОАО «Аткарскремтехпред» - досталось здание со специфичным названием «склад обменного пункта», которое никогда не использовалось и не могло использоваться последующими собственниками в соответствии с таким специфичным профессиональным названием, обусловленным совсем иным производственным процессом. Изменения в названии и функциональном назначении здания произошли ДД.ММ.ГГГГ, а изменение разрешенного использования земельного участка под ним - ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит принципу единства судьбы здания и земельного участка. ООО «ДеЛЮКС», являющееся арендатором по отношению ко ней, а впоследствии к ее матери - Луговой Т.А., своей деятельности по сельскохозяйственному производству в указанный период времени не прекращало. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» определено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители», к сельскохозяйственной продукции отнесены: за № - продукция мукомольно - крупяной промышленности, за № - продукция комбикормовой промышленности (отруби). ООО «ДеЛЮКС» является сельскохозяйственным товаропроизводителем крупы ячневой, крупы перловой, крупы пшеничной с момента своего возникновения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ эта деятельность общества не прекращалась, никакой иной продукции оно не производило, поэтому реализация сельскохозяйственной продукции составляет 100 %. Из принципа единства судьбы здания и земельного участка под ним следует, что разрешенное использование спорного земельного участка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно также как и после ДД.ММ.ГГГГ соответствовать разрешенному использованию «для сельскохозяйственного производства», как об этом свидетельствуют фактические обстоятельства дела и постановление администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от 14 ноября 2012 г. № 1622 «Об изменении характеристики земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> В». Противоречия, имеющиеся в ГКН и ЕГРП о земельном участке и здании, расположенном на нем, должны быть устранены, что будет являться основанием для правильного расчета земельного налога.
В судебном заседании третье лицо по встречному иску - Луговая Т.А. - поддержала исковые требования Жильцовой О.В., считала их подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица по встречному иску - Общества с ограниченной ответственностью «ДеЛЮКС» - Жильцов Д.В. исковые требования Жильцовой О.В. поддержал, при этом пояснил, что основным видом деятельности ООО «ДеЛЮКС», которое с 2004 года является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>, 30 В, является сельскохозяйственное производство - переработка зерновых культур. Факт осуществления сельскохозяйственного производства подтверждается как сертификатами соответствия, счетами - фактурами за 2010 - 2012 годы, книгами продаж за 2010 - 2012 годы, так и проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где также указано, что ООО «Де ЛЮКС» осуществляет деятельность по приему, хранению, очистке, шелушению и дроблению зерна.
Третье лицо по встречному иску - Фомов А.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица по встречному иску - Управления Росреестра по Саратовской области - в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства.
Представитель третьего лица по встречному иску - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, предоставив письменный отзыв.
Выслушав объяснения представителя истца - ответчика - МИФНС России № 13 по Саратовской области - Эльдарова С.Ш., ответчика - истца Жильцовой О.В., третьего лица Луговой Т.А., представителя третьего лица - ООО «ДеЛЮКС» - Жильцова Д.В., исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, а также материалы гражданского дела № 2-170/2014, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, а также их достаточность и взаимную связь, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 15 НК РФ земельный налог отнесен к категории местных налогов.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ, плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ, применительно к земельному налогу объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
При этом, сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, что предусмотрено пунктом 3 статьи 396 НК РФ.
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 382 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абзац первый пункта 1 статьи 391 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 этой статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из Решений Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 65, от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге на территории муниципального образования <адрес>», и от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге на территории муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>», в период 2010 - 2012 годы действовали ставки земельного налога в следующих размерах: 0,3 % - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5% - в отношении прочих земельных участков, исходя из кадастровой стоимости земельных участков (материалы гражданского дела № 2-170/2014, л.д.33-46).
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. При этом, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 397 НК РФ.
Поскольку первоначально при расчете земельного налога налоговым органом не была применена надлежащая ставка земельного налога, то налоговым органом при исчислении земельного налога за 2010 - 2012 годы в налоговом уведомлении правомерно была применена ставка земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Указанное уведомление было направлено в адрес Жильцовой О.В. с предложением заплатить земельный налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д.20, 21).
Это налоговое уведомление Жильцовой О.В. было проигнорировано, налог уплачен не был.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил Жильцовой О.В. требование № об уплате задолженности по земельному налогу за 2010 - 2012 годы, которое следовало исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д.9, 10).
Это требование в добровольном порядке Жильцова О.В. также не исполнила.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Жильцовой О.В. задолженности по налогам и пени, выданный мировым судьей судебного участка № <адрес> на основании заявления МИФНС России № 13 по Саратовской области, определением мирового судьи судебного участка № 1 Аткарского района Саратовской области от 4 апреля 2014 года был отменен (том 1, л.д.25-27).
Не согласившись с требованием МИФНС России № 13 по Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по земельному налогу за 2010 - 2012 годы, Жильцова О.В. обратилась в Аткарский городской суд <адрес> с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, в котором просила отменить требование № от ДД.ММ.ГГГГ, признать правомерным применение налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости для расчета налоговых платежей за 2009 - 2012 годы по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, №, в соответствии с его фактическим использованием для сельскохозяйственного производства; обязать налоговый орган осуществить перерасчет земельного налога за 2009 - 2012 годы по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, №, с применением налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости.
Решением Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Жильцовой О.В. к МИФНС России № 13 по Саратовской области, УФНС России по <адрес> о признании незаконным вышеуказанного ненормативного правового акта, отмене решения УФНС по <адрес>, отмене требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа; признании правомерным применения налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости для расчета налоговых платежей и возложении на налоговый орган обязанности провести перерасчет налоговых платежей, отказано (гражданское дело № 2-170/2014, л.д.198-204).
Полагая, что решение Аткарского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ преюдициального значения не имеет и его не следует учитывать при разрешении настоящего спора, Жильцова О.В. в предъявленном встречном иске и своих объяснениях довела до суда позицию, исходя из смысла которой, налоговая ставка 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка ставится ею в зависимость от фактического использования ООО «ДеЛЮКС» с 2004 года нежилого помещения (ранее - склад обменного пункта) для производства сельскохозяйственной продукции, что должно определять разрешенное использование земельного участка и, соответственно, ставку земельного налога.
Однако с такими доводами Жильцовой О.В. согласиться нельзя в силу нижеследующего.
Материалы дела свидетельствуют, что по договору купли - продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аткарскремтехпред» продало, а ООО «СкС» приобрело и приняло в собственность, в том числе, объект недвижимости - склад обменного пункта (литер Ж1) площадью 522,7 м.?, расположенный по адресу: <адрес>, Промзона (том 1, л.д.146-149).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности ООО «СкС» на объект недвижимости - склад обменного пункта (литер Ж1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, Промзона (свидетельство о государственной регистрации права серии № (том 1, л.д.162)).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности ООО «Логос - Групп» на объект недвижимости - склад обменного пункта (литер Ж1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, Промзона (свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> (том 1, л.д.191)).
По договору купли - продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Логос - Групп» продало, а Жильцова О.В. приобрела и приняла в собственность, в том числе, объект недвижимости - склад обменного пункта (литер Ж1) площадью 522,7 м.?, расположенный по адресу: <адрес>, Промзона (том 1, л.д.201-206).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности Жильцовой О.В. на объект недвижимости - склад обменного пункта (литер Ж1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, Промзона (свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> (том 1, л.д.68)).
Постановлением главы администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № зданию склада обменного пункта (литер Ж 1) и земельному участку, значившимся ранее по адресу: <адрес>, промзона, присвоен адресный ориентир: <адрес>, № (том 1, л.д.76).
Постановлением главы администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № решено предоставить Жильцовой О.В. в собственность (за плату) земельный участок категории «земли населенных пунктов» площадью: 5025 м.?, расположенный по адресу: <адрес>, 30 В, под здание склада обменного пункта и его обслуживание (том 1, л.д.77).
Из договора купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Аткарского муниципального района <адрес> продала, а Жильцова О.В. приобрела и приняла в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5025 м.? с кадастровым номером 64:39:020305:25, расположенный по адресу: <адрес>, 30 В, предназначенный под здание склада обменного пункта и его обслуживание (том 1, л.д.79, 80).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности Жильцовой О.В. на объект недвижимости - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада обменного пункта и его обслуживание, площадь: 5025 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В, кадастровый номер 64:39:020305:25 (свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> (том 1, л.д.69)).
ДД.ММ.ГГГГ был совершен договор аренды, по которому Жильцова О.В. передала в аренду ООО «ДеЛЮКС» на срок по ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание площадью 522,7 м.? и земельный участок площадью 5025 м.?, расположенные по адресу: <адрес>, 30 В (том 1, л.д.81-84).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности Жильцовой О.В. на объект недвижимости - нежилое здание (литер Ж 1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В (свидетельство о государственной регистрации права серии 64-АВ № (том 1, л.д.70)).
ДД.ММ.ГГГГ был совершен договор аренды, по которому Жильцова О.В. передала в аренду ООО «ДеЛЮКС» на срок по ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание площадью 522,7 м.? и земельный участок площадью 5025 м.?, расположенные по адресу: <адрес>, 30 В (том 1, л.д.85-88).
ДД.ММ.ГГГГ был совершен договор аренды, по которому Жильцова О.В. передала в аренду ООО «ДеЛЮКС» на срок по ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание площадью 522,7 м.? и земельный участок площадью 5025 м.?, расположенные по адресу: <адрес>, 30 В (том 1, л.д.89-92).
ДД.ММ.ГГГГ был совершен договор аренды, по которому Жильцова О.В. передала в аренду ООО «ДеЛЮКС» на срок по ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание площадью 522,7 м.? и земельный участок площадью 5025 м.?, расположенные по адресу: <адрес>, 30 В (том 1, л.д.93-96).
По договору дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Жильцова О.В. подарила, а Луговая Т.А. приняла в собственность объекты недвижимости - нежилое здание (литер Ж 1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.? и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада обменного пункта и его обслуживание, площадь: 5025 м.?, кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес>, 30 В (том 2, л.д.24-26).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности Луговой Т.А. на объекты недвижимости - нежилое здание (литер Ж 1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В (свидетельство о государственной регистрации права серии № № (том 1, л.д.71)), и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада обменного пункта и его обслуживание, площадь: 5025 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В, кадастровый номер 64:39:020305:25 (свидетельство о государственной регистрации права серии 64-АГ № (том 1, л.д.72)).
ДД.ММ.ГГГГ был совершен договор аренды, по которому Луговая Т.А. передала в аренду ООО «ДеЛЮКС» на срок по ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание площадью 522,7 м.? и земельный участок площадью 5025 м.?, расположенные по адресу: <адрес>, 30 В (том 1, л.д.97-100).
Постановлением главы администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Луговой Т.А. решено изменить характеристику земельного участка категории «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес>, 30 В, площадью: 5025 м.?, разрешенное использование - под здание склада обменного пункта и его обслуживание, на разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (том 1, л.д.78).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности Луговой Т.А. на объект недвижимости - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 5025 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В, кадастровый номер № (свидетельство о государственной регистрации права серии № № (том 1, л.д.73)).
По договору купли - продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Луговая Т.А. продала, а Фомов А.Г. приобрел и принял в собственность объекты недвижимости - нежилое здание (литер Ж 1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.? и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 5025 м.?, кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес>, 30 В (том 1, л.д.231-233).
ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности Фомова А.Г. на объекты недвижимости - нежилое здание (литер Ж 1), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В (свидетельство о государственной регистрации права серии 64-АГ № (том 1, л.д.79)), и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь: 5025 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В, кадастровый номер 64:39: 020305:25 (свидетельство о государственной регистрации права серии № № (том 1, л.д.80).
Таким образом, исследованные документы свидетельствуют, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жильцова О.В. являлась собственником объекта недвижимости - нежилого здания (литер Ж 1) (до ДД.ММ.ГГГГ - здание склада обменного пункта), назначение: нежилое, площадь: 522,7 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жильцова О.В. являлась также собственником объекта недвижимости - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада обменного пункта и его обслуживание, площадь: 5025 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В, кадастровый номер №
Разрешенное использование спорного земельного участка было изменено с «под здание склада обменного пункта и его обслуживание» на «для сельскохозяйственного производства» после государственной регистрации перехода права и права собственности на объекты недвижимости от Жильцовой О.В. к Луговой Т.А. и по инициативе последней.
В Земельном кодексе Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (статья 1).
Статья 7 ЗК РФ предусматривает деление земель на категории в зависимости от целевого назначения, перечень категорий земель приведен в пункте 1 этой статьи.
Из содержания пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, при том, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В статье 42 ЗК РФ указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
При этом, в силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки обязательны градостроительные регламенты. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами Главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Исходя из норм статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 ЗК РФ, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Поэтому, вид разрешенного использования выбирается не произвольно, а с учетом правил землепользования и застройки, в которых установлены территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в таких зонах.
В силу части 1 статьи 35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом, в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли (пункт 1); производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду (пункт 2); иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур (пункт 3) (часть 7 статьи 35 ГрК РФ).
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8 статьи 35 ГрК РФ).
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (пункт 1); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (пункт 2) (часть 9 статьи 35 ГрК РФ).
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в части 1 статьи 37 ГрК РФ, к ним относятся: основные виды разрешенного использования (пункт 1); условно разрешенные виды использования (пункт 2); вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 3).
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13 и 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В частности, пункт 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости - разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Поэтому, так как вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик, как объекта недвижимости, изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве требований.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
При этом, пунктом 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы - копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Из содержания пункта 3 части 1 и части 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» следует, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 4 и статьей 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, фактические обстоятельства дела, в частности, объяснения Жильцовой О.В., свидетельствуют, что последняя в период, когда она являлась собственником объекта недвижимости - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада обменного пункта и его обслуживание, площадь: 5025 м.?, адрес (местонахождение): <адрес>, 30 В, кадастровый номер №, в компетентный орган местного самоуправления по вопросу получения решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования не обращалась, такое решение органом местного самоуправления не принималось и в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости не предоставлялось.
При таких обстоятельствах утверждение Жильцовой О.В. о том, что в период с 2009 года по 2012 год она являлась собственником земельного участка, разрешенным использованием которого должен был являться такой вид разрешенного использования, как «для сельскохозяйственного производства», вследствие чего была завышена кадастровая стоимость земельного участка и произошло необоснованное увеличение начисленного земельного налога, - несостоятельно, а ее мнение о том, что судьба земельного участка должна следовать судьбе находящихся на нем сооружений - основано на неверном толковании закона.
Поэтому ссылка Жильцовой О.В. на характер и вид производства, осуществлявшегося ООО «ДеЛЮКС» на спорном земельном участке, а равно представленные в подтверждение этих обстоятельств доказательства в виде санитарно-эпидемиологического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия – ООО «Делюкс» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, налоговой отчетности и первичных документов бухгалтерского учета (том № 2 л.д.112-152, 166-220, том № 3 л.д.1-153) ни на выводы суда, ни на принимаемое решение не влияют, поскольку не свидетельствуют об обстоятельствах, имеющих значение по рассматриваемому делу.
По сути, в своем встречном исковом заявлении Жильцова О.В. фактически просит произвести изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Между тем, как указано выше, действующим законодательством (ЗК РФ, ГрК РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») предусмотрен иной (внесудебный) порядок изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков, при том, что его применение поставлено законодателем в зависимость от инициативы собственника земельного участка, то есть носило и носит заявительный характер.
Однако Жильцова О.В., являясь собственником земельного участка, в уполномоченные органы с заявлением о внесении соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не обращалась при отсутствии тому в силу абзаца второго пункта 2 статьи 7 ЗК РФ каких-либо препятствий.
Помимо изложенного, в соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 5 указанного Положения установлено, что Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с этим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким уполномоченным органом в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с пунктом 5 вышеназванного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе: государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;
Анализ вышеназванных норм свидетельствует, что к полномочиям налоговых органов не относится ни ведение Государственного кадастра недвижимости, ни устранение несоответствий в правоустанавливающих документах, в том числе путем внесения в особые отметки ГКН каких-либо дополнений. Отсутствуют у налогового органа также полномочия и обязанности по проверке достоверности предоставленных в целях исчисления земельного налога сведений о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также правильности расчета кадастровой стоимости земельного участка уполномоченным органом.
В этой связи МИФНС России № 13 по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по требованиям Жильцовой О.В., заявленным во встречном исковом заявлении, об устранении несоответствия в правоустанавливающих документах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 30 В (кадастровый номер №) путем внесения в особые отметки ГКН, особые отметки 1 подраздела ЕГРП следующего дополнения: «Признать сведения об изменении разрешенного использования земельного участка с «под зданием склада обменного пункта и его обслуживание» на «для сельскохозяйственного производства» актуальными с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием с этой даты здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № 64-64-24/022/2009-108».
Касаемо требования Жильцовой О.В. о возложении на МИФНС России № 13 по Саратовской области обязанности рассчитать и взыскать земельный налог по земельному участку согласно устраненного несоответствия, а также в связи с отсутствием с ДД.ММ.ГГГГ здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № 64-64-24/022/2009-108, считать правомерным для пересчета земельного налога применение измененной постановлением администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка для сельскохозяйственного производства в размере 10100 рублей 25 копеек, суд учитывает следующее.
Как указано выше, статья 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
По смыслу этой нормы вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Между тем, Жильцова О.В. в судебном заседании не оспаривала то обстоятельство, что, будучи собственником земельного участка, она не обращалась с соответствующим заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка по адресу: <адрес>, 30 В.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требования о расчете и взыскании земельного налога, согласно устраненного несоответствия, в связи с отсутствием с ДД.ММ.ГГГГ здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № №, считая правомерным для пересчета земельного налога применение измененной постановлением администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка для сельскохозяйственного производства в размере 10100 рублей 25 копеек, также отсутствуют.
При таких обстоятельствах встречные исковые требования Жильцовой О.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме, как безосновательные.
Напротив, учитывая положения части 2 статьи 61 ГПК РФ, решение Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд признает, что расчеты земельного налога правильно произведены налоговым органом по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с требованиями налогового и земельного законодательства, на основании представленных налоговому органу сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а требование МИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Жильцова О.В. была обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить задолженность по земельному налогу за 2010 - 2012 годы, составляющую в общей сумме 146627 рублей 26 копеек, в том числе: за 2010 год - 57175 рублей 17 копеек, за 2011 год - 55441 рубль 39 копеек, за 2012 год - 34010 рублей 70 копеек, - правомерным.
Доказательств исполнения налогового требования, а также доказательств, опровергающих содержащиеся в налоговом уведомлении и требовании сведения и расчеты, Жильцовой О.В. суду не представлено, при том, что ее встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку земельный налог Жильцовой О.В. за 2010, 2011 и 2012 годы полностью не уплачен, обязанность по направлению налогового уведомления и требования об уплате недоимки по земельному налогу МИФНС России № 13 по Саратовской области исполнена, расчет земельного налога за 2010, 2011 и 2012 годы произведен правильно, налоговый орган в предусмотренный законом срок обратился в суд, то исковые требования МИФНС № 13 по Саратовской области о взыскании с Жильцовой О.В. задолженности по земельному налогу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ и статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Аткарского муниципального района Саратовской области государственная пошлина в размере 4132 рубля 54 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области к Жильцовой <данные изъяты> <данные изъяты> о взыскании земельного налога - удовлетворить.
Взыскать с Жильцовой <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области задолженность по земельному налогу за 2010 - 2012 годы в размере 146627 (сто сорок шесть тысяч шестьсот двадцать семь) рублей 26 копеек.
Взыскать с Жильцовой <данные изъяты> в доход бюджета Аткарского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 4132 рубля 54 копейки.
В удовлетворении встречных исковых требований Жильцовой <данные изъяты> к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области об устранении несоответствия в правоустанавливающих документах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> В (кадастровый номер № путем внесения в особые отметки ГКН, особые отметки 1 подраздела ЕГРП следующего дополнения: «Признать сведения об изменении разрешенного использования земельного участка с «под зданием склада обменного пункта и его обслуживание» на «для сельскохозяйственного производства» актуальными с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием с этой даты здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № №»; рассчитать и взыскать земельный налог по указанному земельному участку согласно устраненного несоответствия, в связи с отсутствием с ДД.ММ.ГГГГ здания «склада обменного пункта» и регистрацией «нежилого здания», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, считать правомерным для пересчета земельного налога применение измененной постановлением администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка для сельскохозяйственного производства в размере 10100 рублей 25 копеек, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле через Аткарский городской суд в течение месяца, со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Председательствующий судья: С.В. Васильева
Мотивированное решение составлено 3 декабря 2014 года.
Председательствующий судья: С.В. Васильева