дело № 3а-154/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лобовой С.С.,
с участием административного истца и представителя административных соистцов ФИО3, ФИО2 - ФИО1, представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ставцевой В.С., представителя административного ответчика Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования ФИО8, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО7, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в областной суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - ГУ-ОРО ФСС РФ), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебных актов в разумный срок.
В обоснование заявленных требований о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок ФИО1, ФИО2, ФИО3 указывают на длительное, в течение девяти месяцев, рассмотрение Железнодорожным районным судом города Орла административного дела № 2а-43/2021 (ранее присвоенные номера 2а-847, 2а-1120, 2а-1306/2020) по административному иску ФИО3, ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела-старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - МОСП по ОИП) ФИО10, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области о признании незаконными постановлений об отказе в рассмотрении жалобы, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств, поступившему в районный суд 17 июля 2020 года, а также по административному иску тех же административных истцов, поступившему в тот же районный суд 21 сентября 2020 года, объединенному 13 ноября 2020 года в одно производство с административным иском от 17 июля 2020 года, к и.о. начальника МОСП по ОИП ФИО5, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области) о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в удовлетворении жалобы, об отказе в возбуждении исполнительного производства, о признании незаконным возврата без исполнения исполнительных листов.
По мнению административных истцов, общая продолжительность судопроизводства по административному делу №2а-43/2021, исчисляемая с 17 июля 2020 года по 15 апреля 2021 года, когда решение суда первой инстанции вступило в силу, свидетельствует о чрезмерно длительном его рассмотрении, в связи с чем, ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят оприсуждении каждому из них компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 20000 рублей.
Наряду с этим, ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО13 заявляли требования о присуждении каждому из них компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок.
В процессе судебного разбирательства данного дела определениями суда от 21 июня и 5 июля 2021 года к участию в нем в качестве административных соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Административные истцы ФИО3, ФИО13, ФИО2, представители административных ответчиков ФССП России и ФСС РФ, заинтересованное лицо судебный пристав - исполнитель МОСП по ОИП ФИО6 надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением Орловского областного суда от 18 августа 2021 года производство по данному делу прекращено в части требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО13 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок.
В судебном заседании административный истец, представитель административных соистцов ФИО1 заявленные требования поддержала, уточнив, что компенсацию в размере 20000 рублей в пользу каждого из истцов следует взыскать с Министерства финансов Российской Федерации.
В дополнение к изложенным в иске доводам ФИО1 указала, что о нарушении права на судопроизводство в разумный срок свидетельствует отмена судом апелляционной инстанции решения Железнодорожного районного суда города Орла от 10 августа 2020 года, постановленного по административному делу № 2а-847/2020 по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела-старшему судебному приставу МОСП по ОИП ФИО10, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области о признании незаконными постановлений об отказе в рассмотрении жалобы, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств.
По мнению ФИО1, после возвращения административного дела на новое рассмотрение и его объединения с административным делом № 2а-1120/2020 по административному иску тех же административных истцов к и.о. начальника МОСП по ОИП ФИО5, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области) о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в удовлетворении жалобы, об отказе в возбуждении исполнительного производства, о признании незаконным возврата без исполнения исполнительных листов, суд допускал необоснованное отложение судебных заседаний, вследствие чего решение по делу было постановлено только 11 января 2021 года.
Общая продолжительность судопроизводства по делу, исчисляемая с 17 июля 2020 года до момента вынесения апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Орловского областного суда от 15 апреля 2021 года, которым решение Железнодорожного районного суда города Орла от 11 января 2021 года оставлено без изменения, составило 9 месяцев, что с учетом обстоятельств административного дела, не представлявшего сложности, неэффективных и недостаточных действий суда, свидетельствует о нарушении права административных истцов на судопроизводство в разумный срок.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ставцева В.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований с учетом правовой и фактической сложности дела, эффективности и достаточности действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, что не позволяет сделать вывод о нарушении разумного срока судопроизводства.
Представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области ФИО7, представитель административного ответчика ГУ-ОРО ФСС ФИО8 в судебном заседании поддержали доводы представителя Министерства финансов Российской Федерации.
Изучив административное исковое заявление с уточнениями к нему, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела и административное дело № 2а-43/2021, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании компенсации, по следующим основаниям.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Одним из принципов административного судопроизводства является его осуществление в разумный срок (пункт 4 статьи 6, часть 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу.
Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.
Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 28 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение административного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока административного судопроизводства (части 3 и 4 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья в течение трех дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о принятии его к производству суда (статья 127); после принятия заявления к производству судья выносит определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела (статья 133); в случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала (часть 6 статьи 47); если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца (часть 1 статьи 226).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о сложности административного дела могут свидетельствовать, в частности, такие обстоятельства, как значительное число участников судебного процесса, рассмотрение в рамках одного административного дела нескольких требований, значительный объем исследуемых судом доказательств, а также обстоятельства, влекущие необходимость подготовки административного дела к судебному разбирательству, разбирательство административного дела сначала (часть 4 статьи 28, часть 7 статьи 41, часть 6 статьи 42, часть 3 статьи 43, часть 1 статьи 46, часть 6 статьи 47, часть 7 статьи 136 КАС РФ).
В абзаце первом пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в общую продолжительность судопроизводства по административным делам включается период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня вступления в законную силу последнего судебного акта по рассмотренному делу (часть 5 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», пункт 4 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как видно из материалов административного дела № 2а-43/2021, 17 июля 2020 года в Железнодорожный районный суд города Орла поступило административное исковое заявление ФИО3, ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела-старшему судебному приставу МОСП по ОИП ФИО10, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области о признании незаконными постановлений об отказе в рассмотрении жалобы, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств.
20 июля 2020 года административное исковое заявление было в соответствии с протоколом распределения дел передано для рассмотрения судье Железнодорожного районного суда города Орла ФИО9
22 июля 2020 года административный иск принят к производству суда, по нему возбуждено административное дело № 2а-847/2020, назначены подготовка дела к судебному разбирательству и на 10 августа 2020 года - судебное разбирательство. 10 августа 2020 года по делу вынесено решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Мотивированное решение по делу изготовлено судом 17 августа 2020 года. 18 августа 2020 года копия решения направлена лицам, участвующим в деле.
18 сентября 2020 года через районный суд административными истцами была подана апелляционная жалоба на решение суда.
30 сентября 2020 года по истечении срока, предоставленного для принесения возражений на жалобу, административное дело направлено в Орловский областной суд, куда оно поступило 2 октября 2020 года.
5 октября 2020 года определением судьи Орловского областного суда административное дело с апелляционной жалобой назначено к рассмотрению на 29 октября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 29 октября 2020 года решение Железнодорожного районного суда города Орла от 10 августа 2020 года отменено, административное дело № 2а-847/2020 направлено на новое рассмотрение в тот же районный суд ввиду нарушения норм процессуального права (к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечено УФК по Орловской области, права которого могут быть затронуты при разрешении спора).
10 ноября 2020 года административное дело поступило из Орловского областного суда в Железнодорожный районный суд города Орла, ему был присвоен номер 2а-1306/2020.
12 ноября 2020 года определением судьи Железнодорожного районного суда города Орла к участию в данном административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФК по Орловской области, судебное заседание по делу назначено на 13 ноября 2020 года.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 12 ноября 2020 года в производстве Железнодорожного районного суда города Орла находилось административное дело №2а-1120/2020 по административному иску тех же административных истцов к и.о. начальника МОСП по ОИП ФИО5, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области, УФК по Орловской области о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в удовлетворении жалоб, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств, признании незаконным возврата без исполнения исполнительных листов, которое поступило в суд 21 сентября 2020 года.
По административному делу №2а-1120/2020 была проведена подготовка к разбирательству на основании определения суда от 28 сентября 2020 года, судебное разбирательство было назначено на 15 октября 2020 года.
Определением Железнодорожного районного суда города Орла от 15 октября 2020 года к участию в административном деле №2а-1120/2020 в качестве административного ответчика привлечен старший судебный пристав МОСП по ОИП ФИО10, в связи с чем, рассмотрение дела было назначено на 2 ноября 2020 года, а затем, в связи с поступлением ходатайства УФССП России по Орловской области, судебное заседание было отложено на 12 ноября 2020 года.
12 ноября 2020 года судебное заседание по административному делу № 2а-1120/2020 было отложено на 13 ноября 2020 года для решения вопроса об объединении данного дела в одно производство с административным делом 2а-1306/2020.
Определением Железнодорожного районного суда города Орла от 13 ноября 2020 года было удовлетворено ходатайство административных истцов об объединении административных дел № 2а-1120 и № 2а-1306 в одно производство для совместного рассмотрения, административному делу присвоен номер 2а-1120/2020.
В тот же день административными истцами было подано заявление об уточнении административных исковых требований, которое принято к производству суда; рассмотрение дела было отложено на 2 декабря 2020 года для направления уточненного искового заявления в адрес не явившихся участников процесса.
2 декабря 2020 года определением Железнодорожного районного суда города Орла, принятым в протокольной форме, судебное заседание по административному делу было отложено на 11 декабря 2020 года в связи с ходатайством административного ответчика УФССП России по Орловской области, заявившего о невозможности участия в разбирательстве дела.
11 декабря 2020 года по данному делу состоялось судебное заседание, в котором судом по ходатайству административного ответчика УФССП России по Орловской области к участию в данном административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен врио руководителя УФК по Орловской области ФИО11, осуществивший возврат без исполнения исполнительных документов административным истцам, оспариваемый ими в уточненном административном исковом заявлении.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.
В связи с этим, судебное заседание по делу было назначено на 11 января 2021 года.
11 января 2021 года Железнодорожным районным судом города Орла было постановлено решение по административному делу № 2а-1120/2020, которому присвоен новый номер 2а-43/2021, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Мотивированное решение по делу изготовлено судом 18 января 2021 года, и в тот же день направлено лицам, участвующим в деле.
20 февраля 2021 года через районный суд административными истцами была подана апелляционная жалоба на решение суда.
10 марта 2021 года по истечении срока, предоставленного для принесения возражений на жалобу, административное дело было направлено в Орловский областной суд, куда оно поступило 12 марта 2021 года.
12 марта 2021 года определением судьи Орловского областного суда административное дело назначено к разбирательству на 15 апреля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 15 апреля 2021 года решение Железнодорожного районного суда города Орла от 11 января 2021 года было оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Таким образом, общая продолжительность судопроизводства по административному делу 2а-43/2021, исчисляемая с 17 июля 2020 года по 15 апреля 2021 года, составила 8 месяцев 28 дней, заявления об ускорении рассмотрения дела в указанный период не поступали; действия суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, производимые в целях своевременного рассмотрения дела, являлись достаточными и эффективными.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, принимая во внимание сложность дела, о которой свидетельствует значительное число участников судебного процесса, рассмотрение в рамках одного административного дела десяти требований, значительный объем исследуемых судом доказательств, а также обстоятельства, влекущие необходимость подготовки административного дела к судебному разбирательству, разбирательство административного дела сначала в связи с привлечением административных соответчиков и заинтересованных лиц, достаточность и эффективность действий суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, производимых в целях своевременного рассмотрения дела, общую продолжительность судебного разбирательства по административному делу № 2а-43/2021, суд не усматривает нарушения права ФИО1, ФИО2, ФИО3 на судопроизводство в разумный срок по данному делу.
Доводы административных истцов о необоснованности процессуальных действий суда первой инстанции при рассмотрении административного дела № 2а-43/2021, не могут быть предметом проверки по данному делу в соответствии с Законом о компенсации.
Вопреки доводам административных истцов, факт отмены решения суда первой инстанции, постановленного 10 августа 2020 года, сам по себе не свидетельствует о нарушении права на судопроизводство в разумный срок, поскольку в действиях суда не установлено признаков волокиты и бездействия, повлекших необоснованное затягивание разбирательства дела.
Поскольку приведенные обстоятельства указывают на то, что срок судопроизводства в суде первой и апелляционной инстанций отвечает требованиям разумности и право административных истцов не нарушает, то требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27 августа 2021 года.
Председательствующий: Н.А. Георгинова
дело № 3а-154/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лобовой С.С.,
с участием административного истца и представителя административных соистцов ФИО3, ФИО2 - ФИО1, представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ставцевой В.С., представителя административного ответчика Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования ФИО8, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО7, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в областной суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - ГУ-ОРО ФСС РФ), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебных актов в разумный срок.
В обоснование заявленных требований о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок ФИО1, ФИО2, ФИО3 указывают на длительное, в течение девяти месяцев, рассмотрение Железнодорожным районным судом города Орла административного дела № 2а-43/2021 (ранее присвоенные номера 2а-847, 2а-1120, 2а-1306/2020) по административному иску ФИО3, ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела-старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - МОСП по ОИП) ФИО10, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области о признании незаконными постановлений об отказе в рассмотрении жалобы, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств, поступившему в районный суд 17 июля 2020 года, а также по административному иску тех же административных истцов, поступившему в тот же районный суд 21 сентября 2020 года, объединенному 13 ноября 2020 года в одно производство с административным иском от 17 июля 2020 года, к и.о. начальника МОСП по ОИП ФИО5, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области) о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в удовлетворении жалобы, об отказе в возбуждении исполнительного производства, о признании незаконным возврата без исполнения исполнительных листов.
По мнению административных истцов, общая продолжительность судопроизводства по административному делу №2а-43/2021, исчисляемая с 17 июля 2020 года по 15 апреля 2021 года, когда решение суда первой инстанции вступило в силу, свидетельствует о чрезмерно длительном его рассмотрении, в связи с чем, ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят оприсуждении каждому из них компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 20000 рублей.
Наряду с этим, ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО13 заявляли требования о присуждении каждому из них компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок.
В процессе судебного разбирательства данного дела определениями суда от 21 июня и 5 июля 2021 года к участию в нем в качестве административных соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Административные истцы ФИО3, ФИО13, ФИО2, представители административных ответчиков ФССП России и ФСС РФ, заинтересованное лицо судебный пристав - исполнитель МОСП по ОИП ФИО6 надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением Орловского областного суда от 18 августа 2021 года производство по данному делу прекращено в части требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО13 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок.
В судебном заседании административный истец, представитель административных соистцов ФИО1 заявленные требования поддержала, уточнив, что компенсацию в размере 20000 рублей в пользу каждого из истцов следует взыскать с Министерства финансов Российской Федерации.
В дополнение к изложенным в иске доводам ФИО1 указала, что о нарушении права на судопроизводство в разумный срок свидетельствует отмена судом апелляционной инстанции решения Железнодорожного районного суда города Орла от 10 августа 2020 года, постановленного по административному делу № 2а-847/2020 по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела-старшему судебному приставу МОСП по ОИП ФИО10, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области о признании незаконными постановлений об отказе в рассмотрении жалобы, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств.
По мнению ФИО1, после возвращения административного дела на новое рассмотрение и его объединения с административным делом № 2а-1120/2020 по административному иску тех же административных истцов к и.о. начальника МОСП по ОИП ФИО5, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области) о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в удовлетворении жалобы, об отказе в возбуждении исполнительного производства, о признании незаконным возврата без исполнения исполнительных листов, суд допускал необоснованное отложение судебных заседаний, вследствие чего решение по делу было постановлено только 11 января 2021 года.
Общая продолжительность судопроизводства по делу, исчисляемая с 17 июля 2020 года до момента вынесения апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Орловского областного суда от 15 апреля 2021 года, которым решение Железнодорожного районного суда города Орла от 11 января 2021 года оставлено без изменения, составило 9 месяцев, что с учетом обстоятельств административного дела, не представлявшего сложности, неэффективных и недостаточных действий суда, свидетельствует о нарушении права административных истцов на судопроизводство в разумный срок.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ставцева В.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований с учетом правовой и фактической сложности дела, эффективности и достаточности действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, что не позволяет сделать вывод о нарушении разумного срока судопроизводства.
Представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области ФИО7, представитель административного ответчика ГУ-ОРО ФСС ФИО8 в судебном заседании поддержали доводы представителя Министерства финансов Российской Федерации.
Изучив административное исковое заявление с уточнениями к нему, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела и административное дело № 2а-43/2021, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании компенсации, по следующим основаниям.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Одним из принципов административного судопроизводства является его осуществление в разумный срок (пункт 4 статьи 6, часть 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу.
Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.
Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 28 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение административного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока административного судопроизводства (части 3 и 4 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья в течение трех дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о принятии его к производству суда (статья 127); после принятия заявления к производству судья выносит определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела (статья 133); в случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала (часть 6 статьи 47); если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца (часть 1 статьи 226).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о сложности административного дела могут свидетельствовать, в частности, такие обстоятельства, как значительное число участников судебного процесса, рассмотрение в рамках одного административного дела нескольких требований, значительный объем исследуемых судом доказательств, а также обстоятельства, влекущие необходимость подготовки административного дела к судебному разбирательству, разбирательство административного дела сначала (часть 4 статьи 28, часть 7 статьи 41, часть 6 статьи 42, часть 3 статьи 43, часть 1 статьи 46, часть 6 статьи 47, часть 7 статьи 136 КАС РФ).
В абзаце первом пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в общую продолжительность судопроизводства по административным делам включается период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня вступления в законную силу последнего судебного акта по рассмотренному делу (часть 5 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», пункт 4 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как видно из материалов административного дела № 2а-43/2021, 17 июля 2020 года в Железнодорожный районный суд города Орла поступило административное исковое заявление ФИО3, ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела-старшему судебному приставу МОСП по ОИП ФИО10, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области о признании незаконными постановлений об отказе в рассмотрении жалобы, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств.
20 июля 2020 года административное исковое заявление было в соответствии с протоколом распределения дел передано для рассмотрения судье Железнодорожного районного суда города Орла ФИО9
22 июля 2020 года административный иск принят к производству суда, по нему возбуждено административное дело № 2а-847/2020, назначены подготовка дела к судебному разбирательству и на 10 августа 2020 года - судебное разбирательство. 10 августа 2020 года по делу вынесено решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Мотивированное решение по делу изготовлено судом 17 августа 2020 года. 18 августа 2020 года копия решения направлена лицам, участвующим в деле.
18 сентября 2020 года через районный суд административными истцами была подана апелляционная жалоба на решение суда.
30 сентября 2020 года по истечении срока, предоставленного для принесения возражений на жалобу, административное дело направлено в Орловский областной суд, куда оно поступило 2 октября 2020 года.
5 октября 2020 года определением судьи Орловского областного суда административное дело с апелляционной жалобой назначено к рассмотрению на 29 октября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 29 октября 2020 года решение Железнодорожного районного суда города Орла от 10 августа 2020 года отменено, административное дело № 2а-847/2020 направлено на новое рассмотрение в тот же районный суд ввиду нарушения норм процессуального права (к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечено УФК по Орловской области, права которого могут быть затронуты при разрешении спора).
10 ноября 2020 года административное дело поступило из Орловского областного суда в Железнодорожный районный суд города Орла, ему был присвоен номер 2а-1306/2020.
12 ноября 2020 года определением судьи Железнодорожного районного суда города Орла к участию в данном административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФК по Орловской области, судебное заседание по делу назначено на 13 ноября 2020 года.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 12 ноября 2020 года в производстве Железнодорожного районного суда города Орла находилось административное дело №2а-1120/2020 по административному иску тех же административных истцов к и.о. начальника МОСП по ОИП ФИО5, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ФИО6, УФССП России по Орловской области, УФК по Орловской области о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в удовлетворении жалоб, постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств, признании незаконным возврата без исполнения исполнительных листов, которое поступило в суд 21 сентября 2020 года.
По административному делу №2а-1120/2020 была проведена подготовка к разбирательству на основании определения суда от 28 сентября 2020 года, судебное разбирательство было назначено на 15 октября 2020 года.
Определением Железнодорожного районного суда города Орла от 15 октября 2020 года к участию в административном деле №2а-1120/2020 в качестве административного ответчика привлечен старший судебный пристав МОСП по ОИП ФИО10, в связи с чем, рассмотрение дела было назначено на 2 ноября 2020 года, а затем, в связи с поступлением ходатайства УФССП России по Орловской области, судебное заседание было отложено на 12 ноября 2020 года.
12 ноября 2020 года судебное заседание по административному делу № 2а-1120/2020 было отложено на 13 ноября 2020 года для решения вопроса об объединении данного дела в одно производство с административным делом 2а-1306/2020.
Определением Железнодорожного районного суда города Орла от 13 ноября 2020 года было удовлетворено ходатайство административных истцов об объединении административных дел № 2а-1120 и № 2а-1306 в одно производство для совместного рассмотрения, административному делу присвоен номер 2а-1120/2020.
В тот же день административными истцами было подано заявление об уточнении административных исковых требований, которое принято к производству суда; рассмотрение дела было отложено на 2 декабря 2020 года для направления уточненного искового заявления в адрес не явившихся участников процесса.
2 декабря 2020 года определением Железнодорожного районного суда города Орла, принятым в протокольной форме, судебное заседание по административному делу было отложено на 11 декабря 2020 года в связи с ходатайством административного ответчика УФССП России по Орловской области, заявившего о невозможности участия в разбирательстве дела.
11 декабря 2020 года по данному делу состоялось судебное заседание, в котором судом по ходатайству административного ответчика УФССП России по Орловской области к участию в данном административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен врио руководителя УФК по Орловской области ФИО11, осуществивший возврат без исполнения исполнительных документов административным истцам, оспариваемый ими в уточненном административном исковом заявлении.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.
В связи с этим, судебное заседание по делу было назначено на 11 января 2021 года.
11 января 2021 года Железнодорожным районным судом города Орла было постановлено решение по административному делу № 2а-1120/2020, которому присвоен новый номер 2а-43/2021, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Мотивированное решение по делу изготовлено судом 18 января 2021 года, и в тот же день направлено лицам, участвующим в деле.
20 февраля 2021 года через районный суд административными истцами была подана апелляционная жалоба на решение суда.
10 марта 2021 года по истечении срока, предоставленного для принесения возражений на жалобу, административное дело было направлено в Орловский областной суд, куда оно поступило 12 марта 2021 года.
12 марта 2021 года определением судьи Орловского областного суда административное дело назначено к разбирательству на 15 апреля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 15 апреля 2021 года решение Железнодорожного районного суда города Орла от 11 января 2021 года было оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Таким образом, общая продолжительность судопроизводства по административному делу 2а-43/2021, исчисляемая с 17 июля 2020 года по 15 апреля 2021 года, составила 8 месяцев 28 дней, заявления об ускорении рассмотрения дела в указанный период не поступали; действия суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, производимые в целях своевременного рассмотрения дела, являлись достаточными и эффективными.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, принимая во внимание сложность дела, о которой свидетельствует значительное число участников судебного процесса, рассмотрение в рамках одного административного дела десяти требований, значительный объем исследуемых судом доказательств, а также обстоятельства, влекущие необходимость подготовки административного дела к судебному разбирательству, разбирательство административного дела сначала в связи с привлечением административных соответчиков и заинтересованных лиц, достаточность и эффективность действий суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, производимых в целях своевременного рассмотрения дела, общую продолжительность судебного разбирательства по административному делу № 2а-43/2021, суд не усматривает нарушения права ФИО1, ФИО2, ФИО3 на судопроизводство в разумный срок по данному делу.
Доводы административных истцов о необоснованности процессуальных действий суда первой инстанции при рассмотрении административного дела № 2а-43/2021, не могут быть предметом проверки по данному делу в соответствии с Законом о компенсации.
Вопреки доводам административных истцов, факт отмены решения суда первой инстанции, постановленного 10 августа 2020 года, сам по себе не свидетельствует о нарушении права на судопроизводство в разумный срок, поскольку в действиях суда не установлено признаков волокиты и бездействия, повлекших необоснованное затягивание разбирательства дела.
Поскольку приведенные обстоятельства указывают на то, что срок судопроизводства в суде первой и апелляционной инстанций отвечает требованиям разумности и право административных истцов не нарушает, то требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27 августа 2021 года.
Председательствующий: Н.А. Георгинова