Дело №2-610/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 20 ноября 2013 года.
Хасавюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Хамавова Р.Ш.,
с участием и.о. прокурора Хасавюртовского района Битарова Ю.А.,
представителя администрации МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД Салаватова Р.А.,
при секретаре Идрисовой Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Хасавюртовского района РД в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным по обеспечению безопасности дорожного движения и обязании совершить эти действия.
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Хасавюртовского района РД обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным по обеспечению безопасности дорожного движения и обязании совершить эти действия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района. Установлено, что в соответствии с ч.9. ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ), автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статьей 17 Закона №257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддерживания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст.13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно пп.5 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения. На основании п.3 ст.15 и ст.34 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в том числе, содержание их в надлежащем техническом состоянии) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования. Частью 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Таким образом, на администрацию МО «село Эндирей» Хасавюртовского района возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах поселения, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Межу тем, проверкой установлено, что в районе муниципального казенного образовательного учреждения «Эндирейская средняя общеобразовательная школа №1» Хасавюртовского района РД, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с. Эндирей, на автомобильной дороге общего пользования перед школой, где возможно появление детей, отсутствуют дорожные знаки «Дети», предусмотренные п.1.23 Приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения, утвержденного Постановлением Совета министров - Правительством Российской Федерации о 23.10.1993г. №1090. В целях защиты прав граждан, неопределенного круга лиц требуется применение мер прокурорского реагирования. Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение суд с целью защиты законных прав неопределенного круга лиц, будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона муниципальным образованием «село Эндирей», поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закреп ленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан. Таким образом, исходя из характера правоотношений и из субъектного состава участников, возникший спор рассматривается судом общей юрисдикции. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ и.о. прокурора Хасавюртовского района просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД по исполнению требований ПДД в части установления дорожных знаков 1.23 «Дети» и обязать администрацию муниципального образования МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД установить на участке дороги вблизи МКОУ «Эндирейская СОШ №1» дорожные знаки 1.23 «Дети».
В судебном заседании и.о. прокурора Хасавюртовского района РД Битаров Ю.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их по указанным в нём основаниям.
Представитель ответчика - глава администрации МО «село Эндирей» Хасавюртовского района Салаватов Р.А., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании иск признал и по обстоятельствам дела суду пояснил, что МО «село Эндирей» не имеет возможность установить дорожные знаки в сельском поселении из-за отсутствия денежных средств. МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД является дотационным. Из-за нехватки финансовых средств администрация МО «село Эндирей» не в состоянии выполнять многие пункты вопросов местного значения сельского поселения. О нехватке финансовых средств, необходимых выполнять вопросы местного значения сельского поселения, он обратился в администрацию МО «Хасавюртовский район», однако на данное его обращение администрация МО «Хасавюртовский район» РД не отреагировала. Администрация сельского поселения при наличии денежных средств обязуется выполнить вопросы местного значения, в том числе в первую очередь установить дорожные знаки «Дети» на автомобильной дороге общего пользования перед Эндирейской средней общеобразовательной школой.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.ст.17, 18 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому гражданину от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Конвенцией ООН от 18.11.1968г. «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом Президиума ВС СССР 29.04.1974г. №5939-VIII, предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пересекаемому детьми, как например, выход из школы, используется обозначение А 12, которое может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.101993 №1090 (далее - ПДД) установлено, что дорожный знак «Дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и т.п.), на проезжей части которого возможно появление детей.
В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, предусмотрено, что знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м., повторный - на расстоянии не более 50м от начала опасного участка. Предупреждающие знаки, к числу которых ПДД относит дорожный знак 1.23 «Дети», информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия соответствующих мер. Отсутствие соответствующих дорожных знаков, делает фактически невозможным соблюдение требований п.1.3 ПДД водителями транспортных средств, проезжающих мимо соответствующих детских учреждений, что ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста, которые самостоятельно, в силу своего возраста, не могут отстаивать свои интересы в суде.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района расположено МКОУ «Эндирейская СОШ», адрес местонахождения которого: РД, Хасавюртовский район, с.Эндирей.
К вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения (ст. 14 ч. 1 п. 5 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, обязанность содержания дорог в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных счетов и средств массовой информации, в том числе и установка дорожных знаков, возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования.
Согласно Правил дорожного движения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090) на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительные лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, устанавливается знак 1.23 «ДЕТИ»
Необходимость установки дорожных знаков определяется ГОСТ при обнаружении необходимости установки дорожных знаков.
В соответствии с п. 3.1.4 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120 - ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52289 - 2004), к техническим средствам организации дорожного движения относятся: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Проверкой улично-дорожной сети у школы на предмет соответствия установки дорожных знаков было установлено, что на участке улично-дорожной сети в районе вблизи МКОУ «Эндирейская СОШ», расположенного в с.Эндирей Хасавюртовского района, отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети».
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ссылка главы администрации на отсутствие в бюджете местной администрации достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог и не может быть положена в основу отказа в удовлетворении законного и обоснованного иска прокурора.
Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения вблизи указанного образовательного учреждения может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда несовершеннолетним, а также другим гражданам муниципального образования.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от платы государственной пошлины, в связи с чем государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Хасавюртовского района РД в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД о признании бездействия незаконным по обеспечению безопасности дорожного движения и обязании совершить эти действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД по исполнению требований ПДД в части установления дорожных знаков 1.23 «Дети».
Обязать администрацию МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД установить на участке дороги вблизи МКОУ «Эндирейская средняя общеобразовательная школа», расположенного в с.Эндирей Хасавюртовского района РД, дорожные знаки 1.23 «Дети».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий подпись Хамавов Р.Ш.