РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1974/21 по заявлению Ефремова С. Г. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Ефремов С.Г. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 105 м2 для индивидуального жилищного строительства. Им было подано заявление от 21.01.2020 г. №СП-9/219 в Департамент градостроительства г.о. Самара о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.02.2020 г. №РД-244 в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего ему земельного участка отказано, поскольку образуемый земельный участок расположен в береговой полосе водного, возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 15.07.2020 г. по делу №2а-1703/2020 распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара было признано незаконным. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.02.2021 г. №РД-157 в заключении соглашения о перераспределении земель отказано, указано, что в отношении образуемого земельного участка имеются ограничения, которые не позволяют его использовать в соответствии с разрешённым использованием в целях размещения жилой застройки, а именно, образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне АО «Самаранефтепродукт». Согласно решению Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 8.09.2020 г. №269 «Об установлении размеров санитарно-защитной зоны действующего объекта АО «Самаранефтепродукт»: «Плавучая бункеровочная станция (ПБС-1) по адресу: <адрес>, на земельном участке (кадастровый №)» не допускается использование земельных участков, расположенных в границах санитарной-защитной зоны в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного значения и для ведения дачного хозяйства и садоводства. Согласно информации, содержащейся на публичной кадастровой карте, на земельном участке с кадастровым номером № плавучая бункеровочная станция не находится, на нём расположен проезд. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.02.2021 г. №РД-157 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 7.12.2018 г. Плятнер Е.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 10.03.2021 г. №Д05-01/33 Беришвили В.Р. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 50-51).
Представитель заинтересованного лица АО «Самаранефтепродукт» по доверенности от 7.12.2020 г. №35/289 Сарматина А.А. в судебном заседании полагала требовании заявителя не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, на иск не представило письменный отзыв (л.д. 204-205), в котором полагало исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу с 25.12.2017 г. принадлежит на праве собственности предназначенный для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером № площадью 105 ± 4 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 14-18).
21.01.2020 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/219 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № на основании пп.3 п.1.1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждённого постановлением Главы г.о. Самара от 13.04.2017 г. №268 (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков), т.е. на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (л.д. 65). К заявлению была приложена подготовленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 19), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Согласно представленной схеме в результате перераспределения истец желал присоединить к принадлежащему ему земельному участку территорию площадью 180 м2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением от 19.02.2020 г. №РД-244 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал заявителю в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.9, 11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 15.07.2020 г. по делу №2а-1703/2020 (л.д. 20-23), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16.11.2020 г. (л.д. 24-27) распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.02.2020 г. №РД-244 признано незаконным
Распоряжением от 18.02.2021 г. №РД-157 (л.д. 12-13) Департамент градостроительства г.о. Самара вновь отказал заявителю в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в перераспределении земельных участков закон не устанавливает.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение мотивировано невозможностью утверждения схема расположения земельного участка по основанию, предусмотренному пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, – разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
В оспариваемом решении указано на нарушение при разработке схемы расположения земельного участка требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.
Ответчик указывает, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, частично расположен в границах территории общего пользования, обозначенной красной линией.
Ответчик указывает в оспариваемом решении, что образуемый земельный участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны, установленной решением Управления Роспоребнадзора по Самарской области от 8.09.2020 г. №269 вокруг принадлежащей АО «Самаранефтепродукт» плавучей бункеровочной станции по адресу: <адрес>. Согласно указанному документу в установленной им санитарно-защитной зоне не допускается использование земельных участков для размещения жилой застройки. Между тем, заявитель планирует использовать «присоединяемый» земельный участок для реконструкции жилого дома с увеличением его площади.
Следовательно, испрашиваемый земельный участок не сможет быть использован по предполагаемому назначению.
Оценивая правомерность оспариваемого решения, суд исхожит из следующего.
В соответствии с п.2 ст.12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п.3 ст.20 того же закона проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с п.3, 14, 16, 20, 21 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых постановлением Правительства РФ от 3.03.2018 г. №222, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны. При этом к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. Проект санитарно-защитной зоны содержит, в частности:
- сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
- сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
- обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
- перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.
К решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, указываются в решении об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте санитарно-защитной зоны, на основании которого принято решение.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, а также методы и порядок установления санитарно-защитных зон для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территорий санитарно-защитных зон установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74. Согласно п.4.1-4.3 указанных Правил установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учётом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В силу п.25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых постановлением Правительства РФ от 3.03.2018 г. №222, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в её границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, санитарно-защитная зона устанавливается решением уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора на основании проекта, составляемого всякий раз применительно к конкретному источнику воздействия на окружающую среду и здоровье людей с выполнение расчётов рассеяния атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух в конкретных условиях местности. При этом размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены по сравнению с указанными в разделе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (п.4.5 тех же Правил).
Судом установлено, что решением управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 8.09.2020 г. №269 (л.д. 142-144) установлена санитарно-защитная зона для плавучей бункеровочной станции АО «Самаранефтепродукт» по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № описана граница этой зоны посредством задания координат её характерных точек, определены ограничения использования земельных участков, расположенных в её пределах. В частности, установлен запрет на использование таких земельных участков для жилой застройки.
Из представленной ответчиком выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (л.д. 54, 55), что как принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером № так и испрашиваемая им к перераспределению территория полностью находятся внутри определённой решением управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 8.09.2020 г. №269 границы санитарно-защитной зоны.
Однако на публичной кадастровой карте (pkk5.rosreestr.ru) сведения о какой-либо санитарно-защитной зоне в соответствующем районе, в том числе, о санитарно-защитной зоне, предусмотренной решением управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 8.09.2020 г. №269, отсутствуют.
В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ бремя доказывания соответствия содержания оспариваемого решения органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, лежит на органе (должностном лице), принявшем оспариваемое решение.
Департаментом градостроительства г.о. Самара в ходе разбирательства дела не представлено доказательств внесения сведений о санитарно-защитной зоне, предусмотренной решением управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 8.09.2020 г. №269, в Единый государственный реестр недвижимости.
Напротив, из заключения кадастрового инженера Слободянюк Г.А. от 22.07.2021 г. (л.д. 197-198) следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о санитарно-защитной зоне для плавучей бункеровочной станции АО «Самаранефтепродукт» по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Самарской области не предоставили суду по неоднократным запросам информации о том, вносились ли в Единый государственный реестр недвижимости на основании решения управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 8.09.2020 г. №269 сведения о санитарно-защитной зоне для плавучей бункеровочной станции АО «Самаранефтепродукт» по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания ставить под сомнение заключение кадастрового инженера Слободянюк Г.А., поскольку последняя имеет соответствующий аттестат, уполномочена на осуществление кадастровых работ, сведения о её заинтересованности в исходе дела отсутствуют, а уполномоченный орган государственной власти информацию суду не представил.
Следовательно, границы санитарно-защитной зоны и ограничения использования земельных участков, определённые решением управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 8.09.2020 г. №269, в силу п.25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон на момент принятия Департаментом градостроительства г.о. Самара оспариваемого заявителем решения не были установлены (более того, не считаются установленными и на день рассмотрения настоящего дела).
Ограничения в использовании земельных участков, связанные с режимом санитарно-защитной зоны, вступают в силу только после внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.8 ст.39.29 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ефремова С. Г. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.02.2021 г. №РД-157.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 1 месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 21.01.2020 г. №СП-9/219 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.08.2021 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь