Дело № 2-246/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 19 января 2022 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Муравицкой Л.В.
с участием истца Пастуховой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пастуховой Зинаиды Викторовны к администрации города Енисейска Красноярского края об установлении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Пастухова З.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Енисейска Красноярского края об установлении факта регистрации по месту жительства и фактического проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (в г. Енисейске) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратилась в администрацию города Енисейска с заявлением по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионер» родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Специалист принял у нее документы, но 11 октября 2021 года ей пришел письменный ответ администрации города Енисейска, в котором содержался отказ на получение сертификата для приобретения жилья, в связи с тем, что Пастуховой З.В. необходимо подтвердить в судебном порядке факт проживания в МКС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (доказательства о том, что истец с момента рождения по ДД.ММ.ГГГГ проживала в районах, приравненных к районам Крайнего Севера).
В указанный период истец действительно с момента рождения (с ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время проживала в <адрес>. Пастухова З.В. родилась в <адрес> и проживала по адресу: <адрес>. Ориентировочно в 1985 г. переехала по адресу: <адрес>, где проживала до ДД.ММ.ГГГГ При достижении совершеннолетия и получении паспорта, была зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. Прутовая, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Пастухова (в девичестве Логинова) З.В. обучалась в средней школе № <адрес>. После окончания школы, истец проходила обучение в ГПТУ-13 <адрес> (1991-1992 г.г.).
Факт проживания истца в МКС с момента рождения может быть подтвержден медицинскими документами Енисейской ЦРБ, к которой она была приписана и наблюдалась с момента рождения и по настоящее время, а также информацией школы № <адрес> и ГПТУ-13 <адрес>, свидетельскими показаниями.
Истец Пастухова З.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик администрация г. Енисейска, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, явку представителя в суд не обеспечил. Представитель ФИО3 ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие такового, против удовлетворения иска не возражала.
Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в суд не явился. В представленном суду отзыве министр Рабушко М.С. указал на возможность удовлетворения заявленных требований только при наличии и доказанности указанного истцом факта, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пп. «ж» п. 9 главы II указанного Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства в том числе следующие документы: документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Согласно п. 12 Положения решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан.
Основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Пастухова З.В. обратилась с заявлением в администрацию г. Енисейска о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Письмом главы <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Пастуховой З.В. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи неполным предоставлением документов (ввиду неподтверждения представленными ей документами факта ее пребывания в районе, приравнённом к районам Крайнего Севера (г. Енисейск), в период по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и на дату ДД.ММ.ГГГГ).
Обратившись в суд, истец указала, что с момента рождения (ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время она постоянно проживает на территории <адрес>.
Из материалов дела следует, истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, о чем в Бюро ЗАГС Енисейского райисполкома <адрес> в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись № (свидетельство о рождении серии I-БА №). При рождении фамилия истца – Логинова.
ДД.ММ.ГГГГ Логинова З.В. вступила в брак, после чего ей присвоена фамилия Кривошеева (место регистрации брака – сельская Епишинская администрация <адрес>), что подтверждается свидетельством о заключении брака IV-БА №. ДД.ММ.ГГГГ брак прекращен (свидетельство о расторжении брака I-БА №). ДД.ММ.ГГГГ истец вновь вступила в брака, ей присвоена фамилия ФИО1 (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная Енисейским территориальным отделом агентства ЗАГС <адрес>).
По имеющимся сведениями подразделения по вопросам миграции МО МВД России «Енисейский», Пастухова З.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ) состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>.
Сведений о регистрации истца по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Енисейский» не имеется.
Факт регистрации Пастуховой З.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, подтверждается также выпиской из домовой книги.
Из содержания искового заявления и пояснений истца следует, что с рождения и ориентировочно до 1985 г. она проживала по адресу: <адрес>, затем стала проживать по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
По запросу суда в материалы дела МБОУ «СШ № им. ФИО6» <адрес>, представлены сведения о том, что Пастухова (Логинова) З.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была принята в Среднюю школу № <адрес> края в 1 класс с ДД.ММ.ГГГГ, выбыла ДД.ММ.ГГГГ Во время обучения в МБОУ СШ № проживала по адресу: <адрес>. Ответ на запрос составлен на основании алфавитной книги записи учащихся № Средней школы № <адрес> края (запись №).
Согласно архивной справке, представленной КГКУ по обеспечению исполнения полномочий в области образования, Логинова З.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучалась в профессионально-техническом училище № <адрес> края на дневном отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «Мастер сельского строительства». Информация представлена на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ «о зачислении учащихся», поименной книги за 1989-1991 г.г. (запись №), приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ (о выпуске учащихся).
В материалы дела представлена надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки на имя истца, согласно которой с 1993 г. по настоящее время Пастухова З.В. осуществляла и осуществляет свою трудовую деятельность на территории <адрес> края.
Также по запросу суда представлена медицинская карта № на имя Пастуховой З.В., из содержания которой усматривается, что истец с 2000 г. прикреплена и наблюдается в поликлинике <адрес> (изначально адрес проживания указан: <адрес>).
Оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ все представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт проживания истца Пастуховой З.В. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (на территории г. Енисейска), в связи с чем требование об установления факта проживания в указанной местности в заявленный период подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пастуховой Зинаиды Викторовны удовлетворить.
Установить факт проживания Пастуховой Зинаиды Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера – <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 15 февраля 2022 г.
Судья Н.М. Ларионова