Дело № 2-1-5424/2018
64RS0042-01-2018-005886-84
Решение
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Агеевой Е.Г.,
при секретаре Пресовой К.М.,
с участием представителя истца Зулкарнаева Ж.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каповой С. Ш. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Администрации Красноярского муниципального образования Саратовской области наследства, признании наследника принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования
установил:
09 января 1993 года умер отец истца – Темеров Ш.. Бабушка истца – Тимирова Ш. умерла 4 сентября 1998 года. Согласно свидетельства о смерти в графе дата рождения указан только год рождения – 1913 год и место рождения указано, как <адрес>. При жизни Тимирова Ш. с 06 августа 1952 года состояла в браке с Тиморовым Б., 03 июля 1909 года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака выданным в <адрес>. Муж Тимировой Ш. – Тимиров Б. умер 12 декабря 1977 года, что подтверждается свидетельством о смерти III –РУ № 433720, выданным Администрацией Липовского сельскохозяйственного сельсовета Энгельсского района Саратовской области.
Тимирова Ш., согласно свидетельства о браке датой рождения значится 10 января 1913 года и девичья фамилия записана как – Кибалиева Ш.. По регистрации брака супругами присвоены фамилии - Тимиров и Тимирова.
На момент смерти Тимирова Ш. была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
После смерти Т. Ш. осталось имущество, которое заключается в жилом доме 1960 года постройки, общей площадью 59,20 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом принадлежит на основании договора купли- продажи от 02 августа 1984 года зарегистрирован Липовским сельским советом Энгельсского района Саратовской области (№ 113 от 22 августа 1984 года в похозяйственней книге № 4, лицевой счёт № 676 1983-1985 года.)
От брака Т. Ш. и Тимирова Б. 27 ноября 1938 года родился сын (отец истца) Темеров Ш,. В графе «отец» записан: Темеров Ш. (национальность казак); в графе «мать» указана Тимбалиева Ж. – то есть ошибочно указаны фамилии и имена (национальность казачка) Темеров Ш. умер 09 января 1993 года.
От брака отца и матери истца – Темерова Ш. и матери истца– Шутановой М. родилась (дочь) истец – Темерова С. Ш. и Темеров К. Ш., который умер 28 марта 2011 года.
Фамилию истец поменяла в связи со вступлением в брак на Капову.
В связи с тем, что истец является родной внучкой Т. Ш. (Тимбалиева Ж.), дочерью Темерова Ш.. В связи с вышеизложенным истец просит суд установить факт родственных отношений между бабушкой – Т. Ш. (Тимирова Ж.) и Каповой (Темеровой С. Ш..
Установить факт принятия наследства Каповой С. Ш. после умершей наследодательницы – бабушки Т. Ш..
Признать право собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 58,20 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> за Каповой С. Ш..
В судебном заседание представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении в полном объёме.
Представитель ответчика явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом времени и месте судебного разбирательства. В отзывах на исковое заявление ответчики указали, что возражений относительно, заявленных требований не имею, просят рассмотреть дело в рамках действующего законодательства.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Судом установлено, истец Темерова С. Ш. (после заключения брака Капова, является родной внучкой Т. Ш. (Тимбалиева Ж.) и дочерью Темерова Ш. (отец) и Шутановой М. (мать), что подтверждается свидетельством о рождении II-РУ № 398632 (л.д. 7). Братом истца является Темеров К. Ш., данный факт нашел своё подтверждение в свидетельстве о рождении II – РУ № 642548 (л.д. 8).
Бабушка истца – Тимирова Ш. (Кибалиева) умерла 24 сентября 1998 года (свидетельство о смерти I-РУ № 790078 (л.д. 12).
Дедушка истца – Тимиров Б. умер 13 декабря 1977 года (свидетельство о смерти III-РУ № 613072 (л.д. 13).
От брака бабушки и дедушки (Т. Ш. (Ш.), Тимбалиева Ж.) и Тимирова Б., родился сын, отец истца Темеров Ш.. В свидетельствах о рождении, браке и о смерти допущен ряд ошибок. Однако при жизни указанные лица за их исправлением в соответствующие органы не обращались.
Со слов представителя истца, в написании казахских имен и фамилий ошибки встречаются часто, что усложняет оформление тех или иных документов.
От брака отца и матери истца – Темерова Ш. и матери истца – Шутановой М. родилась (дочь) истец – Темерова С. Ш. и Темеров К. Ш., который умер 28 марта 2011 года.
Фамилию истец поменяла в связи со вступлением в брак на Капову. (л.д. 15).
Представитель истца, в ходе судебного слушания настаивая на исковых требования пояснил, что документальным собственником жилого дома № 8 по ул. Молодежной в селе <адрес> до настоящего времени осталась бабушка истца - Тимирова Ш..
Однако, в записях о свидетельстве о рождении Темерова Ш. в написании фамилии его отца (деда) Темеров Б. (вместо правильного Тимиров Б.) и фамилии и имени его матери (бабушки) Тимбалиева Ж. (вместо правильного Тимирова Ш.) - записана искаженная девичья фамилия Кибалиева.
Эти ошибки в написании связаны с особенностью записей имени и фамилии а также путаницы в казахской национальности: (какзак, казачка и казах), давности даты составления этих документов, отсутствия образования на момент их заполнения, рукописное заполнение, несут черты человеческого фактора. И в последующем указано - фамилия Темеровы.Однако, на момент жизни бабушки Т. Ш., Темеров К. Ш. (внук) и после её смерти 24 сентября 1998 года, истец фактически проживала по адресу: <адрес>, с 01 января 2002 года по 01 января 2006 года, что подтверждается сведениями справки, выданной администрацией Красноярского муниципального образования Энгельсского района на основании записи из п/к № 3, л/с № 228.
Капова С. Ш. (внучка) фактически проживала по адресу: <адрес> "1998 года по 2010 год. Сведения подтверждаются актом опроса соседей о фактически проживающих гражданах в данном домовладении, проведенного 04 октября 2017 года специалистом по работе с населением администрации Красноярского муниципального образования Мукановой А. С..
После смерти бабушки истца это имущество стало наследственным.
Наследницей по закону остались (внучка) Капова С. Ш. и внук Темеров К. Ш., умерший 28 марта 2011 года. Других наследников после умершей Т. Ш. и умершего Темерова К. Ш. в ходе судебного слушания не установлено.
12 августа 2015 года истец обратилась в адрес нотариуса с заявлением о выдаче.свидетельства о праве на наследство по закону, после умершей 24 сентября 1998 года Т. Ш..
12 августа 2015 года нотариусом принято постановление об отказе в совершении нотариального действия, основанием его явилось разночтения в документах и отсутствия сведений о фактическом принятии наследства Каповой С. Ш..
Представитель истца, указал, что Капова С.Ш. фактически приняла наследство: жилой дом вместе со всем содержимым, находящимся в доме после смерти бабушки, за которой ухаживала, проживала вместе с ней и с братом, который умер позже.
Доказательства о фактическом принятии наследства и подтверждения того что Тимирова Ш. является одним и тем же лицом что и Тиморова Ш. (Кибалева) и запись её как Тимбалиева Ж., могут подтвердить свидетели которые проживают в селе Липовка Энгельсского района Саратовской области.
В ходе судебного разбирательства в судебном заседании допрошены свидетели, которые подтвердили своими показаниями о родстве в заявленном исковом заявлении.
В статье 1112 ГК РФ наиболее полным образом раскрывается понятие наследства (наследственной массы), включающего вещи, иное имущество, имущественные права и обязанности. Все вместе это именуется обобщающим термином "наследство" или "наследственное имущество". Одновременно выделяются права и обязанности, которые не входят в состав наследства. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК РФ).
Вещами в гражданском праве признаются материальные, физические осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Ими являются как предметы материальной и духовной культуры, то есть продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности, - земля, полезные ископаемые, растения и т.д. Важнейший признак вещей, благодаря которому они и становятся объектами гражданских прав, заключается в их возможности удовлетворять те или иные потребности людей. Предметы, не обладающие полезными качествами либо полезные свойства которых еще не открыты людьми, а также предметы, не доступные людям на данном этапе развития человеческой цивилизации (например, космические тела), объектами гражданско-правовых, в том числе наследственных, отношений не выступают. Иными словами, статус вещей приобретают лишь материальные блага, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми.
Отдельно в ГК говорится о безналичных денежных средствах и бездокументарных ценных бумагах как объектах гражданских прав. Они более не рассматриваются в качестве вещей. Как следует из определения ст. 128 ГК, они относятся к иному имуществу и, соответственно, могут также наследоваться.
Таким образом, в наследственном праве согласно комментируемой статье имущество понимается максимально широко - как комплекс, состоящий из актива (вещи, имущественные права) и пассива (имущественные обязанности, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства). Другими словами, наследство представляет собой единство прав (актива) и долгов (пассива), принадлежащих наследодателю на день открытия наследства. В частности, в состав наследства может входить предприятие как имущественный комплекс, в состав которого входят вещи, имущественные права и обязанности.
Отсутствие одинаковых записей о фамилии имени бабушки истца является препятствием в установлении факта родственных отношений, необходимого для оформления наследственных прав. Таким образом, документально подтвердить факт родственных отношений между истцом и её бабушкой невозможно, в связи с чем нотариус обязал установить данных факт в судебном порядке.
Согласно показаниям свидетелей, истец выполняет все действия по содержанию и сохранению указанного имущества.
Представитель истца просит суд восстановить пропущенный срок вступления в наследство, так как его доверительница не имела финансовой возможности восстановить нарушенное право.
Суд, находит причину пропуска срока на вступление в наследство уважительной и приходит к выводу об удовлетворении требований заявленных в исковом заявлении.
Руководствуясь ст. 4, 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░░░░░ ░.) 10 ░░░░░░ 1913 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 1998 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░. 08 ░░░░░░░ 1961 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., 08 ░░░░░░░ 1961 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░░░░░ ░.).
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 58,20 ░░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., 24 ░░░░░░░░ 1998 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░