Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1991/2021 ~ М-1109/2021 от 16.03.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2021 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего суди Германовой С.В.,

при помощнике судьи Сапегиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1991/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Гумярову Тельгату Ахметовичу о взыскании недоимки по налогам и пени,

установил:

Административный истец обратился с административным иском в суд к Гумярову Т.А. о взыскании недоимки по налогам и пени, в обоснование иска указав, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, однако ответчиком данное требование оставлено без исполнения.

С учетом изложенного, административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 7 973,10 рублей, а также восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности в судебном порядке.

Представитель административного истца Суздалева Л.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности, а также взыскать недоимку по налогам и пени с ответчика Гумярова Т.А.

Административный ответчик Гумяров Т.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно, причины неявки не сообщил. Ответчику по предоставленному истцом было направлено судебное извещение, которое вернулось в суд с отметкой за истечением срока хранения. Согласно сведений адресно-справочной службы, указанный адрес является местом регистрации административного ответчика.

Ранее направленные ответчику судебные извещения также возвращались в суд с отметкой за истечением срока хранения.

В соответствии со ст. 98 КАС РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

В силу ч. 1 ст. 99 КАС РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Таким образом, применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 221, и ч. 2 ст. 100 КАС РФ Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Доказательств, что административный ответчик не получил почтовое извещение по уважительной причине, а также доказательств, что на момент рассмотрения дела, административный ответчик проживала по иному адресу суду не представлено.

Таким образом судом надлежащим образом исполнена обязанность по извещению административного ответчика о наличии спора в суде и о дате судебного заседания, административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда "Судебное".

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Согласно ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Ставки транспортного налога, сроки, порядок уплаты, а также предоставление льготы по транспортному налогу определяются Федеральным Законом от 06.11.2002г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».

Судом установлено, что налоговым органом в адрес Гумярова Т.А. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором транспортный налог рассчитан за 2018 налоговый период за автомобиль . В размере 434 рубля, срок уплаты налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение закона Гумяров Т.А. не исполнил установленную законом обязанность, в связи с чем, налоговым органом в адрес Гмярова Т.А. направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, которое Гумяровым Т.А. оставлено без исполнения.

В связи с неуплатой налогов Гумярову Т.А. начислены пени в размере 6,10 рублей.

Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Положениями п. 1 ст. 401 НК РФ определено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения. Сооружения, помещения.

Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговым органом по истечению налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, а именно органы осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на недвижимое имущество, органы, осуществляющее регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соотвествующего регистрации, а также ежегодного до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на1 января текущего года.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Ставка применяется в соответствии с Решением Думы г.о.Тольятти Самарской области от 12.11.2014 года № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории г.о.Тольятти»

Из искового заявления следует, что налоговым органом в адрес Гумярова Т.А. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме налога на имущество физических лиц за 2018 г., исходя из суммарной стоимости имущества, находящего в собственности, исчисленный в соответствии со ст. 408 НК РФ по формуле, (%): 12 (мес.)*(количество месяцев владения) – сумма налога за 2014 налоговый период за данный объект * коэффициент к налоговому периоду + сумма налога за 2014 налоговый период за данный объект = сумма к уплате 541 рубль.

Налоговое уведомление оставлено без исполнения в срок, предусмотренный законодательством: до ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение закона Гумяров Т.А. не исполнил установленную законом обязанность в срок, в связи с чем, налоговым органом в адрес Гумярова Т.А. направлено требование об уплате налога срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с несвоевременной уплатой налогов Гумярову Т.А. начислены пени в размере 7,61 рублей.

Недоимка по налогу на имущество Гумяровым Т.А. оплачена полностью ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплати пени по налогу на имущество в размере 7,61 рублей Гумяровым Т.А. оставлено без исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговый органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований

Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На территории городского округа Тольятти применяются налоговые ставки в соответствии со ст. 1 Положения о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Из искового заявления следует, что на основании сведений о зарегистрированных земельных участках и кадастровой стоимости земельных участков в адрес Гумярова Т.А. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме земельного налога за 2018 год в размере 7 421 рубль, срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение закона Гумяров Т.А. не исполнил установленную законом обязанность, в связи с чем, налоговым органом в адрес Гмярова Т.А. направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год с предложением добровольно погасить задолженность, которое Гумяровым Т.А. оставлено без исполнения.

В связи с неуплатой налогов Гумярову Т.А. начислены пени по земельному налогу в размере 104,39 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> <адрес> вынесен судебный приказ однако согласно определения от ДД.ММ.ГГГГ он отменен, поскольку административный ответчик представил возражения.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.

В соответствии с действующим законодательством с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога по указанному требованию налоговый орган должен обратиться в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов, однако фактически обратился к мировому судье с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ.

То обстоятельство, что по направленному налоговым органом с нарушением установленного законом срока мировому судье заявлению о вынесении судебного приказа выдан судебный приказ, отмененный впоследствии, не свидетельствует о том, что срок подачи искового заявления налоговым органом соблюден.

Таким образом, на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки и пени в связи с пропуском установленного законом срока.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение Межрайонной инспекцией ФНС России № 19 по Самарской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Пунктами 1 и 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплату налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе: в случая принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П, изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу п.п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46- 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.

Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, уважительные причины его пропуска отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, ввиду пропуска срока взыскания задолженности, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Гумярову Т.А. о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 07 июня 2021 года.

Председательствующий:                                          С.В. Германова

2а-1991/2021 ~ М-1109/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области
Ответчики
Гумяров Т.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Германова С.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
16.03.2021Регистрация административного искового заявления
16.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
20.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее