2-982/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2013 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Андриенко И.А., при секретаре Сподобаевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой М.В. к ФПС МСЧ России о признании незаконным удержания налога на доходы физических лиц, взыскании суммы удержанного подоходного налога,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьева М.В. обратилась в суд с иском к ФПС МСЧ России о признании незаконным удержания налога на доходы физических лиц, взыскании суммы удержанного подоходного налога. В иске (с учетом дополнений) Воробьева М.В. указывает, что проходит службу в ФПС МСЧ России в должности радиотелефониста СПЧ № 1. Вступивший в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает право сотрудников, проходящих службу в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в учреждениях, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Сибирский федеральный округ, на оплату стоимости проезда к месту проведения основного отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год на себя и одного из членов семьи. Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка возмещения (оплаты) расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации (возмещения) расходов, связанных с оплатой проезда, членам семьи и родителям погибшего (умершего) военнослужащего спасательного воинского формирования МЧС России, сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» устанавливает правила возмещения (оплаты, компенсации) расходов, связанных с проездом.. . Пункт (...) этого документа определяет, что возмещение (оплата, компенсация) осуществляется по фактическим расходам на основании подтверждающих документов. В период очередного ежегодного отпуска она с несовершеннолетней дочерью находилась в санатории, а по возвращении, собрав полный пакет документов, предоставила его в финансово-экономический отдел Специального управления ФПС МСЧ России. Общая сумма расходов на проезд в отпуск, подлежащая компенсации, составляет (...) руб.. При выплате денежного содержания за апрель вместо компенсации фактически произведенных расходов она получила (...) руб.. Разницу в (...) руб. составляет удержанный 13% подоходный налог. Она полагает, что подоходный налог с суммы оплаты проезда удержан с нее незаконно, поскольку согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством физическим лицам в связи с исполняемыми трудовыми обязанностями. Истец просит: признать незаконным удержание налога на доходы физических лиц с суммы компенсации стоимости проезда в отпуск на нее и ее несовершеннолетнюю дочь; взыскать с ФПС МСЧ России сумму удержанного подоходного налога в размере (...) рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель Николаева Е.В. (полномочия на основании заявления в суде, в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ) на иске настаивали, просили его удовлетворить по указанными ими основаниям.
Представители ответчика – Федорова З.В. и Егорова И.К. (полномочия каждой по доверенности) иск не признали, просили в его удовлетворении отказать. При этом пояснили, что налог на доходы физических лиц (далее по тексту – НДФЛ) с суммы возмещения за проезд в отпуск сотрудникам ФПС в рассматриваемом случае был взыскан правомерно. Они не оспаривают право истца и ее несовершеннолетней дочери на бесплатный проезд в отпуск в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также сумму удержанного налога. Суммы возмещения сотруднику расходов на проезд к месту отдыха в фонд денежного довольствия не входят. Эти суммы являются доходом сотрудника. Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в ст. 217 НК РФ. Пункт 1 ст.217 НК РФ на рассматриваемые правоотношения не распространяется, поскольку в нем речь идет о пособиях и компенсациях, выплачиваемых в связи с временной нетрудоспособностью по разным причинам, в том числе, связанным с материнством. Исключением является только пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью работника или его ребенка. Выплата по возмещению оплаты проезда в отпуск сотрудников ФПС таковой не является, так как не предусмотрена Федеральным законом № Только п. 3 ст.217 НК РФ освобождает от налогообложения компенсационные выплаты. Однако, предусмотренный в указанном пункте перечень является исчерпывающим и не содержит освобождения от налога на выплаты по возмещению расходов сотрудников на проезд в отпуск. Ст.325 ТК РФ в данном случае так же применению не подлежит. При принятии решения они руководствовались письмами (...) и (...), копии которых приложили к возражениям на иск.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – Межрайонной ИФНС № по <адрес> в судебном заседании не присутствовал. О дате, времени и месте слушания дела третье лицо было извещено надлежащим образом. При этом в отзыве на иск и.о. начальника Инспекции Орешникова С.В. указала, что относительно применения ст. 217 НК РФ возникают споры. Налоговые органы при рассмотрении данного вопроса руководствуются решениями судов.
В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6(пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14(пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление прав на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании Контракта от ДД.ММ.ГГГГ Воробьева М.В. проходит службу в ФПС МСЧ России в должности радиотелефониста.
Из Устава ФПС МСЧ России следует, что местом его нахождения является <адрес>
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №) регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах ……федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах ….. федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (ст.1).
В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, сотруднику, проходящему службу в учреждениях, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в <адрес>, <адрес> или <адрес> федеральный округ, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Таким образом, федеральным законодательством установлена компенсация сотруднику Государственной противопожарной службы МЧС России стоимости проезда его и одного из членов его семьи по территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно один раз в год.
На основании (...) Порядка возмещения (оплаты) расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, ……сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членам их семей……», утвержденного Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГг. № (далее по тексту – Порядок возмещения расходов), расходы, связанные с проездом, возмещаются (оплачиваются, компенсируются) в пределах стоимости проезда по прямому беспересадочному маршруту, а при отсутствии такого маршрута - с наименьшим количеством пересадок. Возмещение (оплата, компенсация) стоимости проезда осуществляется по фактическим расходам на основании подтверждающих их документов, но не выше стоимости проезда по установленной для военнослужащего, сотрудника или члена его семьи (родителей, близких родственников, лиц, сопровождающих военнослужащего или членов его семьи) категории проезда.
Право Воробьевой М.В. на оплату стоимости ее проезда и проезда ее несовершеннолетней дочери к месту ежегодного ДД.ММ.ГГГГ отпуска и обратно, а также размер понесенных на проезд расходов ((...) и размер полученной истцом компенсации проезда (...) ответчиком не оспариваются, подтверждены материалами дела (Контракт о службе, отпускное удостоверение, рапорт Воробьевой М.В. об оплате фактически понесенных расходов на проезд, справка перевозчика о стоимости проезда, проездные документы).
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
Согласно статье 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.
Вместе с тем, статьей 217 НК РФ установлены доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Так, по части 1 указанной статьи не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Часть 3 статьи 217 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.
Из буквального толкования частей 1, 3 статьи 217 НК РФ следует, что законодатель различает понятия "компенсация" и "компенсационные выплаты", при этом в части 1 указанной статьи речь идет о компенсациях, в части 3 - о компенсационных выплатах, производимых в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсаций (как и определения компенсационных выплат), поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин должен использоваться в том смысле, который придается ему в трудовом законодательстве.
Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ), гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из приведенных правовых норм следует, что компенсационные выплаты являются элементом системы оплаты труда. В то время как компенсация: не входит в систему оплаты труда; выплачивается только при наличии обстоятельств, прямо предусмотренных в законе; в результате выплаты работник не приобретает экономической выгоды, поскольку компенсацией только возмещаются понесенные расходы (убытки).
По смыслу ч.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 ТК РФ, как не входящие в систему оплаты труда. Компенсации, о которых говорится в ст. 164 ТК РФ, не образуют у работника экономической выгоды, которая является объектом обложения НДФЛ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве социальной гарантии предусмотрено право сотрудника и одного из членов его семьи на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно, один раз в год.
Право сотрудника на оплату проезда (предусмотренная законом социальная гарантия) корреспондирует обязанности государства этот проезд оплатить.
Таким образом, по смыслу закона сначала сотрудник несет расходы в связи с реализацией своего права, а затем государство компенсирует сотруднику эти расходы, выполняя тем самым свою обязанность.
Изложенное свидетельствует о том, что денежные выплаты, получаемые сотрудником в счет оплаты проезда, являются компенсацией в смысле ст. 164 ТК РФ.
При этом суд обращает внимание на то, что Порядок возмещения расходов (...) прямо указывает на возмещение (оплату, компенсацию) расходов, которые понес работник. Кроме того, Порядок возмещения расходов распространяется на определенную категорию сотрудников – тех, кто проходит службу в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в учреждениях, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в <адрес> федеральный округ.
Исходя из части 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учитывая, что рассматриваемая денежная компенсация сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России установлена федеральным законодательством, перечень компенсаций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), частью 1 статьи 217 НК РФ не установлен, суд признает обоснованным довод Воробьевой М.В. об отсутствии оснований удержания с вышеуказанной суммы компенсации налога на доходы физических лиц.
При этом ссылка представителей ответчика на письма Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы не влияет на вышеизложенный вывод суда.
Согласно пунктам 1, 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в том числе налоговой деятельности; принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
При этом в соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, указанный орган исполнительной власти издает нормативные правовые акты в виде приказов.
По части 2 статьи 4 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, не имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Документы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, на которые ссылались представители ответчика (письмо ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. №, письмо ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. № письмо ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. № и другие) изданы в форме писем. Они не являются нормативными актами, не могут изменять или дополнять Налоговый кодекс Российской Федерации.
Следовательно, ссылка представителей ответчика на письма указанных органов как на нормативное обоснование своих действий по удержанию с Воробьевой М.В. НДФЛ является неправомерной.
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
ФПС МСЧ России выступая в качестве налогового агента, и в соответствии со ст. 226 НК РФ, обоснованно исчисляет, удерживает у Воробьевой М.В. НДФЛ.
В статье 79 НК РФ определен порядок возврата излишне взысканного налога, в соответствии с которым заявление о возврате излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган. Однако с учетом того, что обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена пунктом 1 статьи 226 НК РФ на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, суд считает, что способ восстановления нарушенного права истца путем взыскания излишне уплаченного налога с налогового агента, удержавшего этот налог, в данном случае не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании с ответчика в пользу Воробьевой М.В. излишне уплаченного налога в размере (...) рублей так же является обоснованным и удовлетворяет иск в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Воробьевой М.В. удовлетворить.
Признать удержание ФПС МСЧ России у Воробьевой М.В. подоходного налога на доходы физических лиц с суммы компенсации стоимости проезда в отпуск и обратно незаконным.
Взыскать с ФПС МСЧ России в пользу Воробьевой М.В. сумму незаконно удержанного подоходного налога на доходы физических лиц в размере (...) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 22 октября 2013 года.
Судья Железногорского городского суда И.А. Андриенко