Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1735/2021 от 18.06.2021

Судья Щербаков А.В. УИД 57RS0022-01-2020-000650-03

в„– 2-663/2021

в„– 33-1735/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 Рі.      Рі. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Дятлова М.В.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной Риты Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями работы, признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 15 апреля 2021 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия,

установила:

Юдина Р.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями работы, признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что при обращении в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии, 9 апреля 2020 г. получила отказ, согласно которому пенсионный орган не засчитал в стаж, на соответствующих видах работ, периоды работы <...> с 2 июня 2003 г. по 4 августа 2006 г. в ООО «Ремстройпроект и К»; с 5 сентября 2007 г. по 28 октября 2011 г. в Гостинице-общежитии УВД, ввиду непредставления документов, подтверждающих занятость на работе, предусмотренной Списком № 2, а также в отсутствие подтверждения работодателем особых условий работы.

Кроме того, указала, что пенсионным органом не был учтен период ее проживания 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в д. <адрес>, территория которой относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г.

Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просила суд включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы <...> с 3 июля 1990 г. по 30 мая 2003 г. в Горремстройуправлении № (ЗАО «Ремстройпроект») за исключением дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на два года в связи с проживанием в период с 26 апреля 1986 по 31 декабря 1990 г. в д. <адрес> в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 30 декабря 2019 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что, не имеется оснований для включения в страховой стаж периодов работы <...> 3 июля 1990 г. по 30 мая 2003 г. в Горремстройуправлении № 2 (ЗАО «Ремстройпроект»), ввиду того, что данная профессия не предусмотрена Списками № 2 от 22 августа 1956 г. и 26 января 1991 г., кроме того, индивидуальные сведения представлены страхователями без указания кода «особые условия труда».

Ссылается на отсутствие документального подтверждения факта проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Полагает, что в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу части 2 статьи 30 вышеназванного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 г.);

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 г.)

Списком № 2 от 22 августа 1956 г. право на льготное пенсионное обеспечение было установлено малярам при работе с нитрокрасками (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений»).

Списком № 2 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение установлено малярам, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (раздел «XXXIII Общие профессии» (код 23200000-13450).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р; с 1 февраля 1998 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582; с 21 октября 2015 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, действовавшем до 1 февраля 1998 г., указан населенный пункт - д. Новоселово, Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 30 декабря 2019 г. Юдина Р.В., <дата> года рождения, обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии за работу с тяжелыми условиями труда и проживанием в зоне с льготно - экономическим статусом.

Решением пенсионного органа от 9 апреля 2020 г. № в назначении досрочной пенсии Юдиной Р.В. отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Принимая указанное решение, пенсионный орган в письме от 10 апреля 2020 г. № указал об отказе включения периода работы с 3 июля 1990 г. по 30 мая 2003 г. в должности <...> в Горремстройуправлении № (ЗАО «Ремстройпроект») в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку наименование профессии не предусмотрено Списками № 2 от 22 августа 1956 г. и 26 января 1991 г., а также, ввиду того, что индивидуальные сведения работодателями представлены без указания кода «особые условия труда». Также, пенсионный орган, указал, что период регистрации на загрязненной территории в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. не подтвержден документально.

Отказ пенсионного органа послужил основанием для обращения Юдиной Р.В. с настоящим иском.

Судом установлено, что Юдиной Р.В. в 1990 г. была принята на работу в Горремстройуправление № (в последующем переименовано в ЗАО «Ремстройпроект»), где проработала до 30 мая 2003 г., что подтверждается записями в трудовой книжке, из которой следует, что 9 января 1990 г. Юдина Р.В. принята на работу <...>, 3 июля 1990 г. ей присвоен третий разряд <...>, 13 января 1994 г. присвоен <...> (л.д. 17)

Согласно архивной справке от 12 апреля 2021 г. № в лицевых счетах Горремстройуправления № по начислениям за период с января 1990 г. по май 2003 г. Юдина Р.В. указана <...>, при этом доплата за вредность и «прочие начисления» не указаны (л.д. 64,66-70).

Согласно копии приказа № от 28 июня 1991г. <...> Юдиной Р.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком (л.д. 64,65).

Допрошенная в судебном заседании ФИО8, работавшая маляром в Горремстройуправлении № (ЗАО «Ремстройпроект»), указала, что работала вместе с Юдиной Р.В., их работа была связана с вредными условиями труда, в связи с чем ей вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г. Орла от 11 июня 2008 г. признано право на досрочную пенсию в связи с работой маляром в ЗАО «Ремстройпроект» с 21 ноября 1977 г. по 30 мая 2003 г.

Разрешая заявленные требования РІ части включения Юдиной Р .Р’. периода работы <...> СЃ 3 июля 1990 Рі. РїРѕ 30 мая 2003 Рі. РІ Горремстройуправлении в„– (Р—РђРћ 2 «Ремстройпроект») Р·Р° исключением дней нахождения РІ отпуске без сохранения заработной платы, РІ специальный стаж работы РїРѕ РЎРїРёСЃРєСѓ в„– 2 производств, работ, профессий, должностей Рё показателей СЃ вредными Рё тяжелыми условиями труда, занятость РІ которых дает право РЅР° пенсию РїРѕ возрасту (РїРѕ старости) РЅР° льготных условиях, Рё удовлетворяя РёС…, СЃСѓРґ первой инстанции РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание обстоятельства сходных правоотношений, установленных вступившим РІ законную силу судебным актом. Так Р¶Рµ пришел Рє выводу, что Юдина Р .Р’. РІ указанны    Р№ период, Р·Р° исключением периодов нахождения РІ отпуске без сохранения заработной платы, работала полный рабочий день маляром, была занята РЅР° работе СЃ тяжелыми условиями труда, предусмотренной РЎРїРёСЃРєРѕРј в„– 2, какой-либо РёРЅРѕР№ деятельностью РІ спорный период РЅРµ занималась.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и находит не влекущими отмену постановленного решения в указанной части доводы апелляционной жалобы.

Поскольку суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства сходных правоотношений, установленных вступившим в законную силу судебным актом в отношении ФИО8, судебной коллегией, с учетом мнения участников процесса, было исследовано гражданское дело № по иску ФИО8 к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в специальный стаж.

Так, судом по указанному выше делу оценивался период работы ФИО8 в ООО « Ремстройпроект и К» в качестве <...> с 01 июля 1976 г. по 28 апреля 2006 г.

Согласно справкам ООО «Ремстройпроект и К» № от 31 марта 2008 г. ФИО8 работала в ООО « Ремстройпроект и К» в качестве <...> с 01 июля 1976 г. по 28 апреля 2006 г., в течение рабочего дня (8 часов: с 8-17) выполняла следующие работы: окраска стен, потолков, дверей, оконных рам. Окраска производилась красками: эмаль ПФ-115 на алкидном лаке, эмаль ПФ-266, нитроэмали, нитрокраски с отвердителями. Работы производились на объектах: областная клиническая больница, ОГУЗ «Орловский противотуберкулезный диспансер», кожно-венерологический диспансер. Работнику выдавалась спецодежда, респираторы.

Согласно заключению судебной экспертизы условий труда № от 2 июня 2008 г. Управления труда Департамента экономической политики Орловской области в период с 1977 по 2006 г. в ООО «Ремстройпроект и К» применялись следующие материалы: нитрокраски, нитроэмали, акриловые краски, лаки, грунтовки, клей КМЦ, алюминевая пудра (серебрянка), эмали ПФ-133,ПФ-266, ПФ-115, ГФ-230,ГФ-92,хС-119, растворители марок 646,647,648, в состав которых входят вещества: ксилол, толуол, этилбензол, метилакрилат, бутилакриат, этилакриат, алюминевая пудра, циклогексан, относящиеся к 3 классу опасности; формальдегид и этилбензол, относящиеся ко 2 классу опасности; свинец и его неорганические соединения - 1 класс опасности; растворители марок 646, 647,648 относящиеся к 3 классу опасности;

клей КМЦ – 3 класс опасности.

Согласно справки ООО «Ремстройпроект и К» № от 30 мая 2008 г. льготы и компенсации малярам за работу во вредных условиях труда ( дополнительный отпуск, доплата) в организации не предоставлялись.

Как следует из протокола судебного заседания Юдина Р.В. была допрошена свидетелем по делу ФИО8, где, будучи предупрежденной об уголовной ответственности, указывала, что с 1990 года работа <...>, затем <...>, маляры полный восьмичасовой рабочий день были заняты на малярных работах, в работе использовались лаки, масляные краски на алкидном лаке, нитроэмали, нитрокраски.

Кроме Юдиной Р.В. по делу ФИО17 в качестве свидетелей были опрошены ФИО18, ФИО19

В суде апелляционной инстанции Юдина Р.В. пояснила, что в спорный период времени вместе с ней работали ФИО10, мастером была ФИО9 Работали с вредными веществами: лаками, нитрокрасками, алкидными красками, нитроэмалями, красками олифы, нитрокрасками, красками Выдавалась спецодежда, респираторы, доплату за работу с вредными веществами не производили, сначала давали молоко, потом перестали давать.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы настоящего гражданского дела доказательств, показаниями допрошенных свидетелей, подтверждается, что в спорный период Юдина Р.В. работала полный рабочий день <...>, то есть была занята на работе с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком № 2. Как правильно указал суд первой инстанции, вопросы документального подтверждения права работников на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особым характером работы решаются на предприятиях и организациях и относятся к исключительной компетенции работодателя, однако само по себе отсутствие документального подтверждения условий труда работодателем, не может ограничивать право истца на досрочное назначение пенсии.

Разрешая требования истца в отношении снижения возраста для получения пенсии в связи с проживанием на территории загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции установил, что Юдина Р.В. с 10 сентября 1998 г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом сведения о других регистрациях отсутствуют.

Между тем, факт проживания и регистрации истца в период с 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в д. <адрес> подтверждается похозяйственней книгой № Неполодского сельского поселения за 1986-1990 годы, в которой значится Юдина (ФИО20 Р.В., проживавшая вместе с отцом, матерью и сестрами.

Согласно справке администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области от 20 марта 2020 г. №, Юдина Р.В. была постоянно зарегистрирована по месту жительства в д. <адрес> с 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г.

Согласно свидетельству о рождении сына Юдиной Р.В. - ФИО11, <дата> года рождения, местом его рождения является <адрес>

Помимо письменных доказательств, указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО12, ФИО13

Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием на территории с льготно – экономическим статусом.

Поскольку право Юдиной Р.В. на досрочную пенсию возникло с момента достижения ею возраста <дата>, при этом истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 30 декабря 2019 г., суд счел необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с 30 декабря 2019 г.

Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным выводы суда первой инстанции о признании за Юдиной Р.В. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на загрязненной территории.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованном признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение, факт постоянного проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обуславливающий досрочное назначение пенсии, подтвержден истцом и не опровергнут ответчиком.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии Юдиной Р.В. ранее момента вступления решения суда в законную силу не может быть принят во внимание ввиду того, что он основан на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 15 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

Судья Щербаков А.В. УИД 57RS0022-01-2020-000650-03

в„– 2-663/2021

в„– 33-1735/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 Рі.      Рі. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Дятлова М.В.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной Риты Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями работы, признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 15 апреля 2021 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия,

установила:

Юдина Р.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями работы, признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что при обращении в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии, 9 апреля 2020 г. получила отказ, согласно которому пенсионный орган не засчитал в стаж, на соответствующих видах работ, периоды работы <...> с 2 июня 2003 г. по 4 августа 2006 г. в ООО «Ремстройпроект и К»; с 5 сентября 2007 г. по 28 октября 2011 г. в Гостинице-общежитии УВД, ввиду непредставления документов, подтверждающих занятость на работе, предусмотренной Списком № 2, а также в отсутствие подтверждения работодателем особых условий работы.

Кроме того, указала, что пенсионным органом не был учтен период ее проживания 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в д. <адрес>, территория которой относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г.

Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просила суд включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы <...> с 3 июля 1990 г. по 30 мая 2003 г. в Горремстройуправлении № (ЗАО «Ремстройпроект») за исключением дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на два года в связи с проживанием в период с 26 апреля 1986 по 31 декабря 1990 г. в д. <адрес> в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 30 декабря 2019 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что, не имеется оснований для включения в страховой стаж периодов работы <...> 3 июля 1990 г. по 30 мая 2003 г. в Горремстройуправлении № 2 (ЗАО «Ремстройпроект»), ввиду того, что данная профессия не предусмотрена Списками № 2 от 22 августа 1956 г. и 26 января 1991 г., кроме того, индивидуальные сведения представлены страхователями без указания кода «особые условия труда».

Ссылается на отсутствие документального подтверждения факта проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Полагает, что в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу части 2 статьи 30 вышеназванного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 г.);

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 г.)

Списком № 2 от 22 августа 1956 г. право на льготное пенсионное обеспечение было установлено малярам при работе с нитрокрасками (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений»).

Списком № 2 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение установлено малярам, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (раздел «XXXIII Общие профессии» (код 23200000-13450).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р; с 1 февраля 1998 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582; с 21 октября 2015 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, действовавшем до 1 февраля 1998 г., указан населенный пункт - д. Новоселово, Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 30 декабря 2019 г. Юдина Р.В., <дата> года рождения, обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии за работу с тяжелыми условиями труда и проживанием в зоне с льготно - экономическим статусом.

Решением пенсионного органа от 9 апреля 2020 г. № в назначении досрочной пенсии Юдиной Р.В. отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Принимая указанное решение, пенсионный орган в письме от 10 апреля 2020 г. № указал об отказе включения периода работы с 3 июля 1990 г. по 30 мая 2003 г. в должности <...> в Горремстройуправлении № (ЗАО «Ремстройпроект») в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку наименование профессии не предусмотрено Списками № 2 от 22 августа 1956 г. и 26 января 1991 г., а также, ввиду того, что индивидуальные сведения работодателями представлены без указания кода «особые условия труда». Также, пенсионный орган, указал, что период регистрации на загрязненной территории в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. не подтвержден документально.

Отказ пенсионного органа послужил основанием для обращения Юдиной Р.В. с настоящим иском.

Судом установлено, что Юдиной Р.В. в 1990 г. была принята на работу в Горремстройуправление № (в последующем переименовано в ЗАО «Ремстройпроект»), где проработала до 30 мая 2003 г., что подтверждается записями в трудовой книжке, из которой следует, что 9 января 1990 г. Юдина Р.В. принята на работу <...>, 3 июля 1990 г. ей присвоен третий разряд <...>, 13 января 1994 г. присвоен <...> (л.д. 17)

Согласно архивной справке от 12 апреля 2021 г. № в лицевых счетах Горремстройуправления № по начислениям за период с января 1990 г. по май 2003 г. Юдина Р.В. указана <...>, при этом доплата за вредность и «прочие начисления» не указаны (л.д. 64,66-70).

Согласно копии приказа № от 28 июня 1991г. <...> Юдиной Р.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком (л.д. 64,65).

Допрошенная в судебном заседании ФИО8, работавшая маляром в Горремстройуправлении № (ЗАО «Ремстройпроект»), указала, что работала вместе с Юдиной Р.В., их работа была связана с вредными условиями труда, в связи с чем ей вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г. Орла от 11 июня 2008 г. признано право на досрочную пенсию в связи с работой маляром в ЗАО «Ремстройпроект» с 21 ноября 1977 г. по 30 мая 2003 г.

Разрешая заявленные требования РІ части включения Юдиной Р .Р’. периода работы <...> СЃ 3 июля 1990 Рі. РїРѕ 30 мая 2003 Рі. РІ Горремстройуправлении в„– (Р—РђРћ 2 «Ремстройпроект») Р·Р° исключением дней нахождения РІ отпуске без сохранения заработной платы, РІ специальный стаж работы РїРѕ РЎРїРёСЃРєСѓ в„– 2 производств, работ, профессий, должностей Рё показателей СЃ вредными Рё тяжелыми условиями труда, занятость РІ которых дает право РЅР° пенсию РїРѕ возрасту (РїРѕ старости) РЅР° льготных условиях, Рё удовлетворяя РёС…, СЃСѓРґ первой инстанции РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание обстоятельства сходных правоотношений, установленных вступившим РІ законную силу судебным актом. Так Р¶Рµ пришел Рє выводу, что Юдина Р .Р’. РІ указанны    Р№ период, Р·Р° исключением периодов нахождения РІ отпуске без сохранения заработной платы, работала полный рабочий день маляром, была занята РЅР° работе СЃ тяжелыми условиями труда, предусмотренной РЎРїРёСЃРєРѕРј в„– 2, какой-либо РёРЅРѕР№ деятельностью РІ спорный период РЅРµ занималась.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и находит не влекущими отмену постановленного решения в указанной части доводы апелляционной жалобы.

Поскольку суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства сходных правоотношений, установленных вступившим в законную силу судебным актом в отношении ФИО8, судебной коллегией, с учетом мнения участников процесса, было исследовано гражданское дело № по иску ФИО8 к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в специальный стаж.

Так, судом по указанному выше делу оценивался период работы ФИО8 в ООО « Ремстройпроект и К» в качестве <...> с 01 июля 1976 г. по 28 апреля 2006 г.

Согласно справкам ООО «Ремстройпроект и К» № от 31 марта 2008 г. ФИО8 работала в ООО « Ремстройпроект и К» в качестве <...> с 01 июля 1976 г. по 28 апреля 2006 г., в течение рабочего дня (8 часов: с 8-17) выполняла следующие работы: окраска стен, потолков, дверей, оконных рам. Окраска производилась красками: эмаль ПФ-115 на алкидном лаке, эмаль ПФ-266, нитроэмали, нитрокраски с отвердителями. Работы производились на объектах: областная клиническая больница, ОГУЗ «Орловский противотуберкулезный диспансер», кожно-венерологический диспансер. Работнику выдавалась спецодежда, респираторы.

Согласно заключению судебной экспертизы условий труда № от 2 июня 2008 г. Управления труда Департамента экономической политики Орловской области в период с 1977 по 2006 г. в ООО «Ремстройпроект и К» применялись следующие материалы: нитрокраски, нитроэмали, акриловые краски, лаки, грунтовки, клей КМЦ, алюминевая пудра (серебрянка), эмали ПФ-133,ПФ-266, ПФ-115, ГФ-230,ГФ-92,хС-119, растворители марок 646,647,648, в состав которых входят вещества: ксилол, толуол, этилбензол, метилакрилат, бутилакриат, этилакриат, алюминевая пудра, циклогексан, относящиеся к 3 классу опасности; формальдегид и этилбензол, относящиеся ко 2 классу опасности; свинец и его неорганические соединения - 1 класс опасности; растворители марок 646, 647,648 относящиеся к 3 классу опасности;

клей КМЦ – 3 класс опасности.

Согласно справки ООО «Ремстройпроект и К» № от 30 мая 2008 г. льготы и компенсации малярам за работу во вредных условиях труда ( дополнительный отпуск, доплата) в организации не предоставлялись.

Как следует из протокола судебного заседания Юдина Р.В. была допрошена свидетелем по делу ФИО8, где, будучи предупрежденной об уголовной ответственности, указывала, что с 1990 года работа <...>, затем <...>, маляры полный восьмичасовой рабочий день были заняты на малярных работах, в работе использовались лаки, масляные краски на алкидном лаке, нитроэмали, нитрокраски.

Кроме Юдиной Р.В. по делу ФИО17 в качестве свидетелей были опрошены ФИО18, ФИО19

В суде апелляционной инстанции Юдина Р.В. пояснила, что в спорный период времени вместе с ней работали ФИО10, мастером была ФИО9 Работали с вредными веществами: лаками, нитрокрасками, алкидными красками, нитроэмалями, красками олифы, нитрокрасками, красками Выдавалась спецодежда, респираторы, доплату за работу с вредными веществами не производили, сначала давали молоко, потом перестали давать.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы настоящего гражданского дела доказательств, показаниями допрошенных свидетелей, подтверждается, что в спорный период Юдина Р.В. работала полный рабочий день <...>, то есть была занята на работе с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком № 2. Как правильно указал суд первой инстанции, вопросы документального подтверждения права работников на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особым характером работы решаются на предприятиях и организациях и относятся к исключительной компетенции работодателя, однако само по себе отсутствие документального подтверждения условий труда работодателем, не может ограничивать право истца на досрочное назначение пенсии.

Разрешая требования истца в отношении снижения возраста для получения пенсии в связи с проживанием на территории загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции установил, что Юдина Р.В. с 10 сентября 1998 г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом сведения о других регистрациях отсутствуют.

Между тем, факт проживания и регистрации истца в период с 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в д. <адрес> подтверждается похозяйственней книгой № Неполодского сельского поселения за 1986-1990 годы, в которой значится Юдина (ФИО20 Р.В., проживавшая вместе с отцом, матерью и сестрами.

Согласно справке администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области от 20 марта 2020 г. №, Юдина Р.В. была постоянно зарегистрирована по месту жительства в д. <адрес> с 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г.

Согласно свидетельству о рождении сына Юдиной Р.В. - ФИО11, <дата> года рождения, местом его рождения является <адрес>

Помимо письменных доказательств, указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО12, ФИО13

Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием на территории с льготно – экономическим статусом.

Поскольку право Юдиной Р.В. на досрочную пенсию возникло с момента достижения ею возраста <дата>, при этом истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 30 декабря 2019 г., суд счел необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с 30 декабря 2019 г.

Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным выводы суда первой инстанции о признании за Юдиной Р.В. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на загрязненной территории.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованном признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение, факт постоянного проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обуславливающий досрочное назначение пенсии, подтвержден истцом и не опровергнут ответчиком.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии Юдиной Р.В. ранее момента вступления решения суда в законную силу не может быть принят во внимание ввиду того, что он основан на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 15 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

1версия для печати

33-1735/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Юдина Рита Васильевна
Ответчики
ГУ УПФР РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Суд
Орловский областной суд
Судья
Коротченкова Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
21.06.2021Передача дела судье
07.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
13.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее