Дело 2-171/2016 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 марта 2016 года <адрес>
Архаринский районный суд ФИО4 <адрес> в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению ФИО4 <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности осуществить компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению ФИО4 <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности осуществить компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ОАО «Сбербанк России» в лице Благовещенского отделения № ОАО «Сбербанк России», заключен кредитный договор № на приобретение недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ФИО4 <адрес>.
На основании долгосрочной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес> на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, он обратился в государственное бюджетное учреждение - управление социальной защиты населения по <адрес> с заявлением и необходимым пакетом документов для получения социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным бюджетным учреждением ФИО4 <адрес> - управлением социальной защиты населения по <адрес> было принято решение № о принятии расходов к компенсации по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №.
Он является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков согласно Постановлению ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Участником государственной программы является Министерство социальной защиты вселения ФИО4 <адрес>.
Источником финансирования является областной бюджет.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению не произведены выплаты в сумме 14 700 рублей 05 копеек, за период с июня 2013 по октябрь 2013 года.
В соответствии с постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретении жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно п.2 постановления №, гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями ФИО2 <адрес>, указанным в п.1 настоящего постановления, до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке. Отсутствие средств по данному виду расходов на счете управления не является основанием, освобождающим ответчика от исполнения обязательств по выплате компенсации.
Согласно абзацу второму п.1, п.2 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах 2-5 п.1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку социальная выплата в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам предусмотрена законодательным актом ФИО4 <адрес>, компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению средствами областного бюджета. Указанные расходы являются расходными обязательствами ФИО4 <адрес>.
Просит возложить обязанность на Государственное казенное учреждение ФИО4 <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес> выплатить компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ задолженность в сумме 14 700 рублей 05 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходов по оказанию юридических услуг.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал.
ФИО2 ответчика - Государственного казенного учреждения ФИО4 <адрес> Управления социальной защиты населения по <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии, в письменном отзыве на иск исковые требования не признала, считает их необоснованными, поскольку механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес> на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения ФИО4 <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес>», предусмотренной государственной программой ФИО4 <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения ФИО4 <адрес> на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ ФИО4 <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств ФИО4 <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».
Согласно Законам ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».
Утвержденные постановлениями ФИО2 <адрес> государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.
Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложения № к Закону ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил 348 422,3 тыс. руб.
В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению № к Закону ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 40000,00 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами ФИО4 <адрес> об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 348 422,30 тыс. рублей (2013 год) и 40 000,00 тыс. рублей (2014 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения ФИО4 <адрес> государственным казенным учреждениям ФИО4 <адрес> - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.
Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 81 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН по <адрес> при условии соблюдения требований Положения.
Считает, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН по <адрес> раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.
В соответствии с Законом ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 40000,00 тыс. рублей, которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки.
На основании вышеизложенного, ГКУ АО УСЗН по <адрес> просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
ФИО2 <адрес> и Министерства финансов ФИО4 <адрес>, Министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес> в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ между ним и Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» заключен кредитный договор №, по условиям которого заемщику предоставлен кредит в сумме 700 000 рублей на срок по ДД.ММ.ГГГГ на приобретение квартиры, расположенной по адресу: ФИО4 <адрес>.
В 2011 году истица обратилась в Государственное учреждение ФИО4 <адрес> - УСЗН по <адрес> с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес> на 2010 - 2012 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения ФИО4 <адрес> на 2012 - 2015 годы» (утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Решением ГКУ ФИО4 <адрес> – УСЗН по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о предоставлении ФИО3 социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору.
Согласно сведениям ГКУ ФИО4 <адрес> за период с июня 2013 года по октябрь 2013 года выплаты истцу не производились, задолженность составила 14 700 рублей 05 копеек.
Отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес> на 2012-2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения ФИО4 <адрес> на 2012-2015 годы» (утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа ФИО4 <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения ФИО4 <адрес> на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес>». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец ФИО3 соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес>» государственная программа ФИО4 <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения ФИО4 <адрес> на 2014-2020 годы».
Из материалов дела также следует, что в период с июня 2013 года по октябрь 2013 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истице не осуществлялась. При этом, истец в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета ФИО4 <адрес>.
В соответствии с приложением № Закона ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тысяч рублей.
Постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п.4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п.п. 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №, № к настоящему Положению.
Согласно п.п. 8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес> путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО4 <адрес>, а также функции государственного казенного учреждения ФИО4 <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес>, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес> на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес>», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО4 <адрес> на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти ФИО4 <адрес>.
В связи с чем, требования истицы подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины также подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение ФИО4 <адрес> – Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность выплатить ФИО3 за счет средств областного бюджета компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2013 года по октябрь 2013 года в размере 14 700 (четырнадцати тысяч семисот) рублей 05 копеек.
Взыскать с Государственного казенного учреждения ФИО4 <адрес> – Управления социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в ФИО4 областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: ЛА. Самойленко