№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 г. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.
при помощнике судьи, ведущего протокол судебного заседания, Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес> о признании незаконным бездействия по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, обязании устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к административным ответчикам ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным бездействия по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, обязании устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кировского района проверено исполнение ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» допущены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 89 Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) эвакуационные выходы учреждения на наружные открытые лестницы со второго этажа организованы через помещения (кабинет педагога, игровая комната), ширина наружных открытых лестниц с второго этажа менее 0,8 м, в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 89 Закона № 123-ФЗ в качестве второго эвакуационного выхода с третьего этажа допущено использование наружной открытой лестницы, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 90 Закона № 123-ФЗ, п. 8.1 СП №4.13130.2013 не обеспечен подъезд для пожарных автомобилей с продольной стороны здания, обращенной к проезжей части ул.Марии Авейде, в нарушение ч. 4 ст. 4 Закона № 123-ФЗ пандус расположенный на пути эвакуации коридора первого этажа оборудован с уклоном менее чем 1:6, в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 89 Закона № 123-ФЗ отсутствует дверь с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах между лестничной клеткой и коридором первого этажа. Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников, может повлечь причинение вреда. По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки в адрес руководителя в ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. Вместе с тем, ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены, в связи с отсутствием финансирования. До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены, финансирование со стороны Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не обеспечено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности; обязать Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области в срок не свыше шести месяцев со дня вступления в силу решения суда по настоящему административному делу обеспечить финансирование закупки, по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», по адресу: г.Самара, ул. Марии Авейде, д.29; обязать ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» не свыше шести месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели выполнить работы по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», по адресу: г.Самара, ул. Марии Авейде, д.29.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Кировского района г. Самара Лисина Е.О. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель административного ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении требований к Министерству отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статьей 20 «Конвенции о правах ребенка» установлено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Статьей 1 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей представляет систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и, форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 16 Закона о пожарной безопасности, к одному из полномочий федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Общим нормативно-правовым актом, регламентирующим правила противопожарного режима, а также содержащим требования пожарной безопасности, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, является Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В случае, если положениями названного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Согласно части 3 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ, выходы являются эвакуационными, если они ведут: 1) из помещений первого, подвального или цокольного этажа наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, холл (рекреационную площадку) и лестничную площадку; 2) из помещений любого этажа, кроме первого, подвального и цокольного: а) непосредственно на лестничную клетку при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности; б) непосредственно наружу или на лестницу 3-го типа; в) в коридор, ведущий непосредственно либо через холл (рекреационную площадку) на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; г) в холл ( на рекреационную площадку), фойе, имеющие выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3–его типа; д) на эксплуатируемую кровлю или специально оборудованный участок кровли, который ведет на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа, в том числе через коридор; 3) соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технического помещения без постоянных рабочих мест в помещении категории А или Б считается эвакуационным, если в техническом помещении размещается оборудование по обслуживанию этого пожароопасного помещения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Прокуратурой Кировского района г.Самары проверено соблюдение ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» требований законодательства о пожарной безопасности.
Проверкой выявлены грубейшие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности Учреждения, а именно:
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ эвакуационные выходы учреждения на наружные открытые лестницы со второго этажа организованы через помещения (кабинет педагога, игровая комната);
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ ширина наружных открытых лестниц с второго этажа менее 0,8 м;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ в качестве второго эвакуационного выхода с третьего этажа допущено использование наружной открытой лестницы;
- в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ, п. 8.1 СП №.13130.2013 не обеспечен подъезд для пожарных автомобилей с продольной стороны здания, обращенной к проезжей части <адрес>,
- в нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ пандус, расположенный на пути эвакуации коридора первого этажа оборудован с уклоном менее чем 1:6;
- в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ отсутствует дверь с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах между лестничной клеткой и коридором первого этажа.
Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников Учреждения, может повлечь причинение вреда.
Ввиду изложенного, прокуратурой района в адрес руководителя ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанные нарушения требований Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иных нормативных актов директор ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» рассмотрев представление признал и удовлетворил.
Вместе с тем, ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены, в связи с отсутствием финансирования, что следует из ответа на представление от 24 июня 2022 г.
Согласно Устава ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» учредителем Учреждения и собственником его имущества является Самарская область. Полномочия учредителя в отношении деятельности учреждения, осуществляет от имени Самарской области Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Самарской области и на основании бюджетной сметы.
Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 № 289 утверждено Положение о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Положение).
В силу п. 27 раздела 2 Положения Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области осуществляет функции и полномочия учредителя государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания, государственных учреждений здравоохранения (домов ребенка специализированных) и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения и демографического развития, в соответствии с законодательством Самарской области.
Согласно п. 29.1 раздела 2 Положения Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области организует в рамках своей компетенции выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Министерстве и подведомственных ему учреждениях.
В соответствии с Положением Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций. Обеспечивает подготовку и реализацию мероприятий по развитию, совершенствованию подведомственных Министерству учреждений и укреплению их материально-технической базы.
До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены, финансирование со стороны Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области не обеспечено.
ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» неоднократно обращалось с просьбой о выделении денежных средств с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности. Данный факт административным ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не оспаривался.
Таким образом имеет место бездействие Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Неисполнение законодательства о пожарной безопасности влечет существенные нарушения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. При дальнейшем функционировании ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» с нарушением требований пожарной безопасности, создаются предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Согласно статье 41 Конституции РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» каждый гражданин, в том числе ребенок, имеет право на охрану здоровья. Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие. Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность виновных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
С учетом изложенного, требования подлежат удовлетворению.
В случае невозможности исполнить решение суда в установленные сроки, административные ответчики не лишены возможности в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кировского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным бездействия по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Обязать Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области обеспечить финансирование закупки, по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», по адресу: <адрес> срок не свыше шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» в срок не свыше шести месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели выполнить работы по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья <данные изъяты> Е.С. Пудовкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>