дело № 2-571/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2014 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действия и.о. главы г. Сковородино ФИО3 незаконными,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась с заявлением о признании действия и.о. главы г. Сковородино ФИО3 незаконными, в обоснование которого указала, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с необходимостью перепланировки указанного помещения ею было организовано и проведено общее собрание собственников жилья в многоквартирном доме, что было оформлено протоколом от 25 июля 2014 года в форме заочного голосования. По результатам голосования 68,47 % голосов от общего числа голосов собственников приняли решение согласовать перепланировку принадлежащего ей помещения согласно проектного решения ООО «Компания Блок» - устройство выхода на улицу. В связи с чем, она обратилась в администрацию г. Сковородино с заявлением о выдаче ей соответствующего разрешения. 12 августа 2014 года и.о. главы г. Сковородино ФИО3 подписал уведомление об отказе в выдаче разрешения не перепланировку принадлежащего ей нежилого помещения на основании п. 2 ст. 40 Ж.К.РФ, указав, что отсутствует согласие всех собственников многоквартирного дома. Считает, что указанным отказом нарушаются ее права на пользование личной собственностью, в данном случае она не может использовать помещение для осуществления предпринимательской деятельности, если не будет согласован выход на улицу, так как без данного согласования не возможна предпринимательская деятельность (нарушаются требования пожарнадзора, затруднительно посещение покупателей и т.д.). Имеется судебная практика по разрешению указанных споров, где указано, что согласие всех собственников не требуется, а требуется только получение решения большинства собственников. На основании изложенного просит признать действия и.о. главы г. Сковородино ФИО3, которые заключаются в отказе в выдаче разрешения на перепланировку нежилого помещения - <адрес> ФИО1 незаконными.
Заявитель ФИО1, должностное лицо, действия которого обжалуются – и.о. главы г. Сковородино ФИО3, представители заинтересованных лиц – администрации г. Сковородино, Отдела по управлению муниципальной собственность и землепользованию администрации г. Сковородино в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Заявитель просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения <адрес> на основании договора купли-продажи от 27 декабря 2013 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 декабря 2013 года.
Также установлено, что заявитель обратилась с заявлением о выдаче разрешения на перепланировку нежилого помещения <адрес> и 12 августа 2014 года и.о. главы города Сковородино ФИО3 выдал ФИО1 уведомление об отказе в выдаче разрешения на перепланировку нежилого помещения в связи с отсутствием согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Ст. 26 ЖК РФ установлены основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в том числе указано, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
Вместе с тем, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ст. 26 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома при решении вопроса о перепланировке или переустройстве нежилого помещения, если переустройство или перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то в данном случае положения ст. 26 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку, в соответствии со ст. 289 ГК РФ и п. 1 ст. 290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, к которому относятся общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу положений ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Судом установлено, что ФИО1 обратилась в администрацию г. Сковородино с заявлением о разрешении проведения перепланировки нежилого помещения – устройство выхода на улицу, приложив необходимый пакет документов, в том числе протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25 июля 2014 года, проведенного в форме заочного голосования.
Согласно данному протоколу собственники помещений в многоквартирном жилом доме <адрес> большинством голосов (68,47 %) приняли решение о даче собственнику нежилого помещения <адрес> согласие на производство перепланировки согласно проектного решения ООО «Компании Блок».
Однако, несмотря на приложенный протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого <адрес>, органом местного самоуправления выдан отказ в разрешении на перепланировку данного помещения, поскольку отсутствует согласие всех собственников многоквартирного дома.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
П. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ предусматривает, что защита жилищных прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует, из представленного суду протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого <адрес> в форме заочного голосования от 25 июля 2014 года ФИО1 получено подавляющее большинство голосов собственников указанного дома на проведение перепланировки – устройство выхода на улицу из нежилого помещения <адрес>.
Представленный ФИО1 протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома соответствует требованиям законодательства, а именно ст. ст. 45 и 47 ЖК РФ, в нем указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание; дата, место, время окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестку дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Поскольку, ФИО1 получено согласие подавляющего большинства собственников указанного дома, оформленное в форме протокола заочного голосования собственников многоквартирного дома, которое является одной из форм согласия собственников многоквартирного дома, требуемое законодательством, то суд приходит к выводу, что действия и.о. главы г. Сковородино, заключающиеся в выдаче отказа на разрешение перепланировки нежилого помещения <адрес> ФИО1, являются незаконными, требование о получении собственником нежилого помещения согласия всех собственников является необоснованным и незаконным.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Так как, отказом и.о. главы г. Сковородино ФИО3 в выдаче разрешения на перепланировку нежилого помещения нарушаются права собственника нежилого помещения ФИО1, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и о возложении обязанности выдать разрешение о согласовании перепланировки нежилого помещения <адрес> на администрацию г. Сковородино, поскольку, в соответствии со ст. 26 ЖК РФ решение о выдаче разрешения на проведение перепланировки выдается органом местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования ФИО1 о признании действий и.о. главы г. Сковородино ФИО3 незаконными - удовлетворить.
Признать действия и.о. главы г. Сковородино ФИО3, заключающиеся в выдаче отказа на разрешение перепланировки нежилого помещения - <адрес> ФИО1 незаконными.
Обязать орган местного самоуправления – администрацию г. Сковородино выдать разрешение на перепланировку нежилого помещения <адрес> – устройство выхода на улицу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течении месяца.
Председательствующий Н.Б. Федорчук