Дело № 2-423/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кочанова Л.А.,
при секретаре Кныш Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 16 октября 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельское поселение «Объячево» об обязании произвести паспортизацию дороги по ул. Октябрьская с. Объячево
установил:
Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к АМО СП «Объячево» с заявлением об обязании произвести паспортизацию дороги по ул. Октябрьская с. Объячево в срок до 01 декабря 2013 года. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Прилузского района была проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение «Объячево» находится дорога, расположенная по ул. Октябрьская, отнесенная к дорогам местного значения поселения, на которую отсутствует технический паспорт. Поскольку выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований прокурор настаивает.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в т.ч. с правом на признание иска, требования прокурора признал в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Ст.ст. 1, 5 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).
В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3).
В силу ч. 9 ст. 5, ч. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к муниципальной собственности поселений (городского округа) относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Материалами дела установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение «Объячево» находится дорога, расположенная по ул. Октябрьская, не отнесенная в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также к частным автомобильным дорогам. Следовательно, указанная дорога в силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является дорогой местного значения поселения.
В соответствии с подп. 5 ч. 1 ст. 14 закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время, государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационного состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Прилузского района РК.
Учет дорожной сети предусматривает: составление перечней автомобильных дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой дороги; балансовую стоимость и износ каждой автомобильной дороги; ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информации, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.
Согласно требованиям п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР в 1983, технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Из требований п. 1.2 ВСН 1-83 следует, что техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности.
Пункт 1.3 ВСН 1-83 предусматривает, что элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы.
Несмотря на то, что ВСН 1-83 были приняты во время, когда все автомобильные дороги находились в государственной собственности, с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности на автомобильные дороги, в связи с чем указанная инструкция применяется к дорогам, находящимся в собственности органов местного самоуправления.
На основании п. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава МО СП «Объячево», содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Более того, п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Между тем, как следует из письменных материалов дела, и это не оспаривалось представителем ответчика, на дорогу по ул. Октябрьская, расположенную в с. Объячево, технический паспорт в администрации сельского поселения отсутствует.
В то же время, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация –социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное и безопасное развитие человека (ст. 7). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей.
Верховный Суд РФ в Определении от 17.12.2008 № 67-Впр08-9 указал, что неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.
Следовательно, выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо и нарушает один из основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
При этом, по мнению суда, срок, испрашиваемый прокурором для совершения ответчиком определенных действий в рамках настоящего спора (до 01.12.2013) является разумным и достаточным для выполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.
Таким образом, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд находит требования прокурора Прилузского района законными и обоснованными.
В то же время, в силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании представитель ответчика иск признает в полном объеме. Прокурор полагает возможным принять признание иска ответчиком.
Поскольку последствия признания иска были представителю ответчика разъяснены судом, о чем внесена соответствующая запись в протокол судебного заседания, учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска и вынести решение об удовлетворении заявленных требований.
В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Принять признание иска ответчиком.
Заявление прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельское поселение «Объячево» об обязании произвести паспортизацию дороги по ул. Октябрьская с. Объячево - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Объячево» в срок до 01 декабря 2013 года произвести паспортизацию автомобильной дороги по ул. Октябрьская внутри населенного пункта с. Объячево Прилузского района Республики Коми в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».
Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий - Л.А. Кочанов