Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1946/2012 ~ М-1594/2012 от 21.05.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                     г.Самара

Самарский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Дерунова Д.А., при секретаре Кочановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абызов А.А. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области о взыскании единовременного пособия при увольнении, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Самарской области о взыскании единовременного пособия при увольнении, компенсации морального вреда, в обосновании требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе России в должности старшего инспектора отдела безопасности <данные изъяты> и имел звание <данные изъяты>

В июле 2011 года он почувствовал ухудшение своего здоровья, в связи с чем он обратился в госпиталь «ФКУЗ МСЧ МВД ФИО1 по С/о, где ему был поставлен диагноз: <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ года он был направлен на обследование в Самарский филиал ВВК ФКУ «ФИО1 по <адрес>» и согласно Свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, ему был установлен диагноз: <данные изъяты> Заболевание получено в период военной службы. На основании расписания болезней - <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ он был уволен из УИС по п. 3 ст. 58 данного Положения ( по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствием возможности перемещения по службе в связи с отсутствием согласия сотрудника на перемещение).

При увольнении ему не было доплачено единовременное пособие увольнении в размере, равном 60-кратному размеру оклад денежного содержания, установленного на день выплаты пособия. Считает отказ в выплате данного пособия не законным и необоснованным, противоречащим ст. 34.1 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1(в редакции от 06.11.2011 N 298-ФЗ) «Об учреждениях органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы».

Также истец считает, что при увольнении, с него незаконно было удержано единовременное пособие увольнении с мотивацией «с учетом ранее выплаченно пособия при увольнении из ФСКН в 2009г.»

Кроме того, незаконными действиями должностных лиц ему был причинен моральный вред, который он оценивает в 500 000 руб. Также просит взыскать с ответчика судебные расходы на юридические услуги в размере 3 000 руб.

В судебном заседании истец свои требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что отказ ответчика не обоснован и ошибочен. Инструкция не содержит ограничений по выплате пособия, а лишь устанавливает бесспорные основания для возникновения права на выплату. Согласно Постановления Верховного суда РФ военно-врачебная комиссия выносить решение о наличие или отсутствие причинной связи. Также Верховный суд указал, что право на выплату не зависит от формулировки военно-врачебной комиссии. Полагает, что при возникновении противоречий следует применять правила Федерального закона, а не положение о военно-врачебной комиссии.

Представители ответчика - Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что требуемые истцом выплаты, установлены законодательством только для случаев получения телесных повреждений при осуществлении служебной деятельности, и могут быть ему назначены при предоставлении истцом ряда документов и в частности свидетельства о болезни с заключением военно-врачебно комиссии и акта освидетельствования государственной медико-социальной экспертной комиссии о причинной связи телесного повреждения в редакции «военная травма». Таких документов истец ответчику не предоставил.

Представитель третьего лица Управления Федерального Казначейства по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав мнение сторон истца, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Как достоверно установлено, истец проходил службу в органах исполнительной системы Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ, был уволен приказом начальника ГУФСИН по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ по ограниченному состоянию здоровья в соответствии с п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, на основании свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно указанного свидетельства, по результатам освидетельствования истца военно-врачебной комиссией Самарского филиала ФКУ «<данные изъяты> ему был установлен диагноз: <данные изъяты>

Истец неоднократно письменно обращался к ответчикам о возмещении вреда, причиненного его здоровью, на что получал ответы об отсутствии на то законных оснований в связи с отсутствием причинной связи между полученным заболеванием и служебными обязанностями (л.д. 9,10).

Суд считает необходимым применение к спору положений следующего законодательства.

На основании ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В соответствии со статьей 34.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", при получении сотрудником уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, ему выплачивается единовременное пособие в размере, равном 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.

В соответствии с Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ , возмещение ущерба производится в случаях получения сотрудником увечья или заболевания при осуществлении служебной деятельности (исполнении служебных обязанностей), отнесенных военно-врачебной комиссией к военной травме.

Согласно п. 18 Инструкции, основанием для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания являются: исключение возможности дальнейшего прохождения службы сотрудником при вынесении ВВК заключения о категории его годности к военной службе в формулировке "негоден к военной службе" или "ограниченно годен к военной службе", установление причинной связи телесного повреждения в редакции "военная травма" и приказ об увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья.

В соответствии с п.40 Положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, при медицинском освидетельствовании должностных лиц органов, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний.

Согласно п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе" от 25 февраля 2003 года N 123, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "военная травма"; "заболевание получено в период военной службы"; "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"; "общее заболевание".

При этом формулировка "заболевание получено в период военной службы" выносится, в том числе, если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.

Согласно указанным формулировкам заключений военно-врачебных комиссий, а также основаниям, при которых они выносятся, "военная травма" и "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", безусловно, свидетельствуют о совпадении установленных федеральным законом условий для выплаты единовременного пособия.

Из содержания других формулировок, например, "заболевание получено в период военной службы", усматривается, что при установлении причинной связи между увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием и негодностью военнослужащего к военной службе, произошедшей при исполнении им обязанностей военной службы, военнослужащий не лишается права на получение единовременного пособия.

Аналогичная правовая позиция нашла подтверждение в решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВКПИ05-89.

Диспозиция статьи 34.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" также устанавливает связь получения сотрудником уголовно-исполнительной системы увечья или иного повреждения здоровья с выполнением служебных обязанностей.

Таким образом, законодатель связывает право на получение указанной выплаты с установлением причинной связи между увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием и негодностью военнослужащего к военной службе, произошедшей при исполнении им обязанностей военной службы.

Согласно свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Самарским филиалом ВВК ФКУ «ФИО1 по <адрес>» заболевание истцом получено в период военной службы. Приведенные в свидетельстве обстоятельства заболевания, перечень исследованных документов, подтверждают правомерность вывода комиссии об отсутствии связи между установленным у истца заболеванием и исполнением им служебных обязанностей.

Свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ сторонами не оспорено, с выводами военное-врачебной комиссии истец согласен, от назначения и проведения по делу судебной медико-социальной экспертизы отказался.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО5 пояснила, что она работает начальником военно-врачебной комиссии ГУФСИН ФИО1, где истец проходил освидетельствование. На основании представленных документов, было принято решение, что у истца имеется заболевание. Также была установлена причинно-следственная связь между заболеванием и прохождением воинской службы и вынесено решение, что истец является ограниченно годным к военной службе. При заполнении акта всеми врачами проводится анализ всех представленных документов. Жалоб и несогласий у истца не было. Имеются три формулировки – заболевания, поученные в период прохождения военной службы, общие заболевания и военная травма. В каждом силовом ведомстве имеются свои приказы, на основании которых и выноситься решение. Также имеется трактовка, что такое увечье и заболевание, а такое определение, как иное повреждение здоровья является отдельным понятием. Это регламентируется пояснениями от 2004 года, утвержденными постановлением правительства . Именно в этом документе дается определение иного повреждения здоровья. Заключение свое поддерживает, считает его законным и обоснованным.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений

Других доказательств, подтверждающих связь между обнаруженными у истца заболеваниями и исполнением служебных обязанностей, суду представлено не было.

При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика ГУФСИН по Самарской области единовременного пособия при увольнении равного 60-кратному размеру оклада денежного содержания не основано на законе, а потому удовлетворению не подлежит.

Не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика недополученной суммы единовременного пособия при увольнении, удержанной в связи с ранее выплаченным пособием при увольнении из ФСКН в 2009 году.

Согласно ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 01.04.2012) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", сотрудникам уголовно-исполнительной системы при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности службы: менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 №254, п.1, на лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих звание полиции распространяется действие постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствий с пунктом 17б Постановления от 22.09.1993 №941, в случае повторного определения на службу военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, учреждений и с уголовно-исполнительной системы единовременное пособие последующем увольнении их со службы выплачивается исходя из выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания (пункт 19 постановления).

Согласно приказу Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -л/с при увольнении истцу выплачено единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания (л.д. 24).

При таких обстоятельствах, при увольнении из уголовно-исполнительной системы истцу обоснованно выплачено пособие с учетом ранее выплаченного в размере 3 окладов денежного содержания.

Доводы истца о противоречии постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» с положениями ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 01.04.2012) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и необходимости применения закона имеющего большую юридическую силу, признаются судом ошибочными, основанными на неправильном толковании норм права, поскольку каких-либо противоречий указанные выше нормативно-правовые акты не содержат. Статья 36 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 содержит общие нормы предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы выплат единовременного пособия, в то время как постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 определяет порядок и условия предоставления таких выплат.

Принимая во внимание отсутствие законных оснований для удовлетворения иска, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Абызов А.А. отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1946/2012 ~ М-1594/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Абызов А.А.
Ответчики
ФСИН ГУ по Самарской области
Другие
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Дерунов Д. А.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
21.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2012Передача материалов судье
23.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.06.2012Предварительное судебное заседание
29.06.2012Судебное заседание
19.07.2012Судебное заседание
02.08.2012Судебное заседание
12.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее