РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Асабаевой Д.Т.
при секретаре Петиной А.А.,
с участием помощника прокурора Никитиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №№... по административному исковому заявлению Соловьева А.С. об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 07 августа 2020 г. №43/01 Соловьеву А.С., выдвинутому избирательным объединением Региональным отделением в Самарской области политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на основании пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
По мнению административного истца у Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку им представлены все необходимые для регистрации документы в установленный законом срок, в том числе и сведения об изменении данных о кандидате.
Ссылаясь на нарушение своих прав, Соловьев А.С. просит суд признать решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 07 августа 2020 г. №43/01 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Соловьева А.С.» незаконным; обязать Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва зарегистрировать Соловьева А.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании административный истец Соловьев А.С. и его представитель ФИО4, по устному ходатайству требования, заявленные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Председатель территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о. Самары Самарской области ФИО5 в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявленные требования. Пояснил, что 29 июля 2020 г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Соловьевым А.С. в территориальную избирательную комиссии представлен следующий пакет документов на регистрацию, о чем имеется письменное подтверждение приема документов для регистрации кандидата:
1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, либо уведомление кандидата об отсутствии изменений в указанных данных;
3) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвинутого кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в папки;
4) протокол об итогах сбора подписей избирателей в подлегло-, выдвижения кандидата на бумажном носителе;
5) протокол об итогах сбора подписей избирателей в подлегло-" выдвижения кандидата в машиночитаемом виде;
6) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов. После осуществления проверки поданных документов установлено следующее: в комиссию предоставлено уведомление с новым заявлением о согласии баллотироваться, в котором изменено наименование избирательного объединения, выдвинувшего настоящего кандидата, а именно вместо слов «региональное отделение» указано «региональное объединение». Согласно части 3 статьи 37 Закона Самарской области не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. К сведениям о кандидате согласно части 4 статьи 33 Закона Самарской области относятся: фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; адрес места жительства; серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); гражданство; сведения о профессиональном образовании (при наличии); сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - роде занятий) кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Из представленного Соловьевым А.С. в Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Самары с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 уведомления явствует, что изменений в сведениях о кандидате, первоначально представленных Соловьевым А.С., не было. Таким образом, в пакете документов, представленных административным истцом для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области отсутствует следующий документ: сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, либо уведомление кандидата об отсутствии изменений в указанных данных. Часть 3 статьи 37 Закона Самарской области обязует избирательную комиссию уведомлять кандидатов о выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствии каких-либо документов, предоставляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации или несоблюдении требований Закона Самарской области к оформлению документов. Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Самары с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14, установив факт непредставления сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, либо уведомления кандидата об отсутствии изменений в указанных данных приняла решение от 04.08.2020 года № 40/16 «Об извещении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Соловьева А.С., Региональное отделение в Самарской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», выдвинувшего данного кандидата по одномандатному избирательному округу № 14 на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, о выявленных недостатках в представленных для уведомления о его выдвижении и (или) регистрации документах». Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона Самарской области документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Согласно части 3 статьи 37 Закона Самарской области не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить изменения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 Закона Самарской области, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Вышеназванные части статей Закона Самарской области содержат перечень документов, предоставляемых кандидатом для уведомления окружной комиссии о своем выдвижении: заявление о согласии баллотироваться; сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; копия паспорта; копия документов, подтверждающих сведения об образовании кандидата; документ, подтверждающий сведения о партийной принадлежности (если данная информация указана в заявлении о согласии баллотироваться). Также в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которого предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2-5 части 1 статьи 35 Закона Самарской области, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Данная норма также предусматривает перечень документов, предоставляемых кандидатом для уведомления окружной комиссии о своем выдвижении. Как явствует из указанной нормы, на документы, указанные в пункте 2 статьи 37 Закона Самарской области (документы, необходимые для регистрации кандидата) она не распространяется. Соответственно, дополнительное предоставление документов, перечисленных в части 2 статьи 37 Закона Самарской области противоречит вышеперечисленным нормам Закона Самарской области, и не может быть принято во внимание Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района города Самары Самарской области при решении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области. В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области, отсутствие документа, необходимого в соответствии с Законом Самарской области для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации данного кандидата. На основании вышеизложенного Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Самары Самарской области просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель Избирательной комиссии Самарской области – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель избирательного объединения Регионального отделения в Самарской области политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» ФИО7, действующий на основании доверенности, административные исковые требования Соловьева А.С. поддержал.
Заслушав пояснения участников процесса, помощника прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования, не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со статьей 2 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Главой 24 КАС РФ регламентируется производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, в отношении которого вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 КАС РФ).
При этом такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4 и 7 статьи 240 КАС РФ, пункт 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме").
На основании части 6 статьи 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежит решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса. К немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в г. Самаре, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».
Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
В силу пункта 13 статьи 20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. N "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Из анализа приведенных законоположений и разъяснений по их применению следует, что избирательная комиссия должна располагать документами, необходимыми для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, позволяющими ей довести до избирателей достоверные сведения о кандидате, представленные при его выдвижении, в полном объеме.
Основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата являются установленные на основании исследованных документов, которыми располагала избирательная комиссия на момент принятия указанного решения, обстоятельства, исключающие в силу п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрацию кандидата.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 23 июня 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу №14 на 13 сентября 2020 г.
Данное решение опубликовано 27 июня 2020 г. в «Самарской газете» №130 (6567).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», выдвижение кандидатов политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями осуществляется на съезде политической партии (конференции или общем собрании ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Постановлением конференции избирательного объединения регионального отделения в Самарской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» от 03 июля 2020 г. Соловьев А.С. выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №14.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Статьей 34 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» предусмотрено, что одновременно со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам уполномоченный представитель избирательного объединения представляет:
1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, или его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом - также решение о его создании;
2) решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам, оформленное в соответствии с частью 4 статьи 32 настоящего Закона;3) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого лица, назначенного уполномоченным представителем избирательного объединения;
4) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
5) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения;
6) сведения о наименовании избирательного объединения в соответствии с частью 4 настоящей статьи (пункт 3).
Одновременно с документами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, уполномоченный представитель представляет заявление каждого кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а в случае, если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если кандидат указал свою принадлежность к иному общественному объединению, наименование данного общественного объединения используется в избирательных документах на выборах депутатов в соответствии с требованиями части 5 статьи 33 настоящего Закона, при этом предусмотренное согласование наименования данного общественного объединения осуществляется кандидатом или избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, непосредственно с одним из указанных органов общественного объединения и избирательной комиссией муниципального образования (пункт 5 статьи 34).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный избирательной комиссией муниципального образования список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:
1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону;
2) копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенную кандидатом;
3) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом;
4) документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, предусмотренный частью 5 статьи 34 настоящего Закона (в случае указания кандидатом соответствующих сведений в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу);
5) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В пункте 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
14 июля 2020 г. избирательным объединением Региональным отделением политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» представлены документы на выдвижение списка кандидатов, в котором по округу №14 значился Соловьев А.С.
В перечень документов входило заявление Соловьева А.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
Согласно подтверждению Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области, 29 июля 2020 г. Соловьевым А.С. единовременно в Комиссию представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, выдвинутого избирательным объединением Региональным отделением политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по одномандатному избирательному округу №14, согласно перечню, установленному частью 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», а именно:
документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своём выдвижении, либо уведомление кандидата об отсутствии изменений в указанных данных;
подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок;
протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на бумажном носителе;
протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в машиночитаемом виде;
копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Указанные обстоятельства, лицами, участвующими в деле не оспаривались.
Проверка представленных на выдвижение и регистрацию документов на их соответствие требованиям Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» непосредственно при приеме данных документов от кандидатов окружной комиссией не осуществлялась.
После осуществления проверки представленных документов, Комиссией установлено, что представленное Соловьевым А.С. в Комиссию 29 июля 2020 г. на 3 листах в 1 экземпляре вместе с иными документами для регистрации кандидата, уведомление об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своём выдвижении, либо уведомление кандидата об отсутствии изменений в указанных данных, не подтверждает наличие каких-либо изменений в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о его выдвижении, а содержит изменения в наименовании избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, а именно вместо слов «региональное отделение» указано «региональное объединение». Справка с основного места работы не подтверждает данные о занимаемом должности, указанные в заявлении о согласии баллотироваться. Ввиду чего, Комиссия пришла к выводу, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» Соловьевым А.С. не представлено уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».
Таким образом, факт предоставления Соловьевым А.С. сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своём выдвижении, либо уведомление кандидата об отсутствии изменений в указанных данных, административным ответчиком не оспаривался.
04 августа 2020 г. Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района г. Самары Самарской области принято решение №40/16 «Об извещении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Соловьева А.С., Региональное отделение в Самарской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», о выявленных недостатках в представленных для уведомления и его выдвижении и (или) регистрации документах», приложением к которому является извещение кандидата о выявленных недостатках в представленных документах и сроке устранения выявленных недостатков.
Извещение вместе с копией решения вручены Соловьеву А.С. под роспись 04 августа 2020 г.
Решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 07 августа 2020 г. №43/01 Соловьеву А.С., отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на основании пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрены аналогичные положения.
Установлено, подтверждено материалами дела, что 04 августа 2020 г. кандидат Соловьев А.С. представил в Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а именно: справку с места работы, подтверждающую занимаемую должность, уведомление об отсутствии изменений в представленных им документах.
Такие действия в полной мере соответствуют положениям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным истцом единовременно в Комиссию представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, выдвинутого избирательным объединением Региональным отделением политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по одномандатному избирательному округу №14, согласно перечню, установленному частью 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», суд приходит к выводу об отсутствии у Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва оснований для принятия оспариваемого решения и отказа Соловьеву А.С. в регистрации кандидатом в депутаты в связи с отсутствием среди документов, необходимых для регистрации кандидата, сведений об изменениях в сведениях о кандидате, представленных ранее, либо заявления об отсутствии изменений, в связи с чем решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области от 07 августа 2020 г. об отказе в регистрации его кандидатом нельзя признать законным.
Доводы председателя Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области о том, что предоставленные Соловьевым А.С. 29 июля 2020 г. сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своём выдвижении, по содержанию не соответствовали положениям части 4 статьи 33 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», ввиду того, что не содержали непосредственно данные о кандидате, с учетом, установленных по делу обстоятельств, а именно, предоставленных 04 августа 2020 г. уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о нем, правового значения не имеют.
Полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что, в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата.
Какие-либо недочеты, допущенные кандидатом при указании сведений, не свидетельствуют о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата при условии, что к заявлению прилагались подтверждающие указанные сведения документы, то есть не допущено искажений либо неполноты тех сведений о кандидате, которые необходимы для его регистрации.
Доводы председателя Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области о том, что положения части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» на спорные правоотношения не распространяются, и у кандидата отсутствует возможность дополнительного предоставления документов, указанных в пункте 2 статьи 37 Закона Самарской области, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Как указано выше, в силу части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
В целях восстановления прав административного истца и учитывая отсутствие иных оснований для отказа в его регистрации кандидатом, суд полагает необходимым обязать избирательную комиссию зарегистрировать Соловьева АС. кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №14 выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Самарской области политической партии «Новые люди».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Соловьева А.С. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, возложении обязанности зарегистрировать Соловьева Алексея Сергеевича в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №14, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Самарской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 07 августа 2020 г. №43/01 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Соловьёва ФИО1.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва зарегистрировать Соловьёва ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №14 выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Самарской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18 августа 2020 г.
Судья подпись Д.Т. Асабаева
Копия верна
Судья
Секретарь