ДЕЛО № 2-2018/2020
УИД 50RS0046-01-2020-004784-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 08 декабря 2020 года
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2020 года
г.Ступино Московской области
08 декабря 2020 года
Ступинский городской суд Московской области в составе
председательствующего федерального судьи Ильиной О.И.,
при секретаре Шуваеве С.А.,
с участием истца Яценко О.Ю., представителя ответчика Климченковой Р.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яценко Оксаны Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области о восстановлении в праве на дополнительные меры государственной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ступинский городской суд Московской области с иском к Сторожевой Елене Сергеевне, в котором просит восстановить ее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в размере 376 362.40 рублей на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 09.12.2009 года серии №, с зачислением поступивших денежных средств на ее лицевой счет.
Свои требования истец обосновывает тем, что решением суда от 20.05.2019 года был удовлетворен ее иск к ЗАО «ФинТрастОйл» о расторжении договора долевого участия в строительстве и взыскании денежных средств, оплаченных ею за счет Государственного сертификата на материнский капитал в размере 376 362 рубля. Впоследствии на стадии исполнения данного решения суда между ней и ЗАО «ФинТрастОйл» было заключено мировое соглашение, и ей выплачена указанная сумма, которую она 23.08.2020 года перевела на счет ГУ-УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области для зачисления на ее лицевой счет и восстановления ее права на распоряжение материнским капиталом, в чем ей было отказано, поскольку такой процесс нормативно не урегулирован, и рекомендовано обратиться в суд.
В судебном заседании истица требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика не возражала против удовлетворения иска, подтвердив изложенные истцом доводы.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и проверив материалы дела, нашел исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно пункту 1 части 1 статьи 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 г., независимо от места их жительства.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения ГУ-УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области от 08.12.2009 года № на имя Яценко О.Ю. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-III №, дата выдачи – 09.12.2009 года, на сумму 312 162.50 рублей.
14.12.2016 года между застройщиком ЗАО «ФинТрастОйл» и участником долевого строительства Яценко О.Ю. был заключен договор № № о долевом участии в строительстве жилого дома, по условиям которого застройщик обязался передать последней однокомнатную <адрес>, расположенную в секции 2.7 на 8 этаже 12-ти секционного 17-ти этажного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, общей проектной площадью 46.06 кв.м, в срок не позднее 12.06.2018 года.
Часть денежных средств в счет оплаты цены ДДУ были внесены истицей за счет средств материнского капитала в размере 376 362.40 рублей, что подтверждается решением ГУ-УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Ступинского городского суда от 20.05.2019 года по делу № 2-672/2019, договор о долевом участии в строительстве жилого дома расторгнут.
Вступившим в законную силу определением Ступинского городского суда от 17.08.2020 года между ЗАО «ФинТрастОйл» и Яценко О.Ю. утверждено мировое соглашение, которым стороны определили окончательную сумму и порядок ее возврата Яценко О.Ю.
23.08.2020 года Яценко О.Ю. денежные средства в размере 376 362.40 рублей перевела на счет ГУ-УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области, что подтверждается выпиской по операции.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ).
Пунктом 51 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки" предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.
В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (пункт 52 Распоряжения).
Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что предоставление средств материнского (семейного) капитала носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки семьей, имеющих детей, направленной, в том числе, и на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище путем распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в целях улучшения жилищных условий. Из этого следует, что с помощью данной меры государственной поддержки право на улучшение жилищных условий семьей, имеющих детей, действительно должно быть реализовано. Более того, право на получение указанной меры государственной поддержки лицам, ранее воспользовавшимся ею, может быть восстановлено на основании решения суда.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и о восстановлении права на данные дополнительные меры государственной поддержки является установление обстоятельств, свидетельствующих об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства свидетельствуют о том, что определенные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ цели создания государством условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, достигнуты не были, Яценко О.Ю. не реализовала право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала она не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила при отсутствии ее вины в этом. Следовательно, истец не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В этой связи суд приходит к выводу, что Яценко О.Ю. должна быть восстановлена в праве на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку такое правовое регулирование не противоречит существу действующих мер государственной поддержки лиц, имеющих детей, и является средством восстановления прав истца и ее семьи на дополнительную меру государственной поддержки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Яценко Оксаны Юрьевны удовлетворить:
- Восстановить право Яценко Оксаны Юрьевны на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в размере 376 362 (триста семьдесят шесть тысяч триста шестьдесят два) рубля 40 (сорок) копеек на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 09.12.2009 года серии №, что является основанием для зачисления поступивших денежных средств на лицевой счет на имя Яценко Оксаны Юрьевны.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца.
Федеральный судья О.И.Ильина