РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2015 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Карельской Л.Н.,
с участием:
истцов Б. В.В., Б. Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. Т, Б. к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, федеральному государственном учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, администрации г.Ачинска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании проживающими в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Б. В.В., Б. Т.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, администрации г.Ачинска, ТУФА по управлению госимуществом в Забайкальском крае, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании проживающими их в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым, мотивируя свои требования тем, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 Б. В.В. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д., в которой он проживает до настоящего времени совместно с супругой Б. Т.А., выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения. Ранее данная квартира ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, на основании распоряжения Правительства от 01 июня 2000 г. № 752-р была исключена из состава данного жилищного фонда. Обращения истцов в различные учреждения по вопросу установления собственника занимаемого ими жилого помещения не дали никаких результатов, в связи с чем в настоящее время они лишены возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации и вынуждены обратиться в суд. Просят признать их проживающими в спорном жилом помещении на условиях социального найма и признать за ними право собственности на квартиру в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым (л.д.2-3).
В судебном заседании истец Б. В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, по аналогичным основаниям, суду пояснил, что спорная квартира была представлена ему в 1984 году, в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью 74008, на состав семьи из пяти человек: он, супруга и трое детей: два сына В. и А. и дочь О. С момента предоставления вся его семья вселилась в данную квартиру, зарегистрировалась в ней по месту жительства и стала проживать. Никаких документов на право вселения в спорную квартиру выдано не было. В 2005 году со всеми жителями военного городка, в том числе и с ним, был заключен договор служебного найма жилого помещения на квартиру. Не смотря на то, что их квартира никогда не относилась к числу служебных, он подписал договор найма, поскольку это был единственный документ, подтверждающий законность проживания его семьи в квартире. По прошествии времени старший сын и дочь выписались из квартиры и выехали из нее на другое постоянное место жительство. Второй сын был выписан из квартиры, в связи с осуждением к реальному лишению свободы, в приватизации квартиры он участвовать не желает, выдал на мать доверенность на оформление от его имени отказа от приватизации. Просит признать его и супругу проживающими в квартире на условиях социального найма и признать за ними право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации, по 1/2 доли за каждым.
Истец Б. Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, по аналогичным основаниям.
Третье лицо на стороне истца М. О.В., извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.126), в судебное заседание не явилась, согласно поступившему письменному заявлению, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, по иску не возражает, от участия в приватизации спорной квартиры отказывается (л.д.123).
Третье лицо на стороне истца Б. А.В., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.183), в судебное заседание не явился, согласно поступившему письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями согласен, от участия в приватизации отказывается (л.д.187).
Третье лицо на стороне истца Б. В.В., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.180), в судебное заседание не явился, согласно поступившему письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями согласен, от участия в приватизации отказывается (л.д.193).
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.182), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу, заявленных требованиям возражал в полном объеме, указав, что спорное жилое помещение является служебным жильем, принадлежащим Министерству обороны РФ и может быть исключено из него только на основании решения Правительства РФ (л.д.86-96).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.184), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, по существу заявленных требований возражал, представил письменные возражения, аналогичные возражениям представителя Министерства обороны РФ (л.д.93-96).
Представитель ответчика ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.130), в судебное заседание не явился, согласно представленному письменному отзыву по иску возражал, просил признать ФГКУ «Специальное ТУИО» не надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу (л.д.151-154).
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.147), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований возражал в полном объеме, указал, что спорная квартира отнесена к числу служебных, что подтверждается договором найма служебной квартиры и предоставлена Б. В.В. на период трудовых отношений с войсковой частью, поэтому не может быть передана в собственность истцу в порядке приватизации (л.д.79-81).
Представитель ответчика администрации г.Ачинска, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.131), в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, по заявленным требованиям не возражает (л.д.54).
Представитель ответчика администрации Ачинского района, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.131), в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, по заявленным требованиям не возражает (л.д.56).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом (л.д.120), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.113), отзыва по существу иска не представил.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.179), в судебное заседание не явился, уважительность причины своей неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.
Представитель третьего лица войсковой части 58661-49, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.136), в судебное заседание не явился, согласно поступившего письменного отзыва просил рассмотреть дело в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда (л.д.185).
Представитель третьего лица федерального Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.129), в суд не явился, уважительность причины своей неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.
Представитель третьего лица 3-ий отдел ФГУ «Центральное региональное управление, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.129), в суд не явился, уважительность причины своей неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.178), в судебное заседание не явился, отзыва по существу иска не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1984 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу:, состоящая из четырех комнат, общей площадью 58,3 кв.м, в том числе жилой площадью 42,8 кв.м, является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ, до 11 октября 2011 года относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа.
На основании протокола жилищной комиссии войсковой части 74008 от 26 декабря 1984 года № 11, вышеуказанная квартира была предоставлена Б. В.В. (л.д.9), в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью 74008 (л.д.4-6), на состав семьи из пяти человек, в том числе супругу и троих детей.
Указанные лица вселились в спорную квартиру, зарегистрировались в ней по месту жительства, приняли на себя все обязанности нанимателей жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивали коммунальные платежи (л.д. 11, 12, 20,63)
Впоследствии дети истцов - сын Б. В.В. и дочь М. О.В. выехали из спорного жилого помещения, снялись с регистрационного учета и в настоящее время постоянно проживают по другим адресам места жительства. Сын истцов Б. А.В. был снят с регистрационного учета из спорной квартиры, в связи с осуждением, в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы.
07 февраля 2005 года войсковой частью 74008 с Б. В.В. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 10, в который в качестве члена семьи нанимателя была включена супруга Б. Т.А., сыновья – Б. В.В. и Б. А.В., дочь – Б. О.В. (л.д.9-10).
Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Б. В.В. в 1984 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1984 году статуса служебной, а также о предоставлении Б. В.В. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Как следует из представленных по запросу суда администрациями г.Ачинска и Ачинского района копий постановлений, спорная квартира к числу служебных отнесена не была (л.д.21-48), в реестре муниципальной собственности Ачинского района не числится (л.д. 15).
В реестре федерального имущества отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимости (л.д.143).
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Б. В.В. и членам его семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
До 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
Право на приватизацию жилого помещения Б. В.В., Б. Т.А. ранее не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.16,17).
Право собственности на спорный объект недвижимости, согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю и Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не зарегистрировано (л.д.49,62).
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что истцами ранее не было использовано свое право на приватизацию жилого помещения, что Б. В.В., Б. А.В., М. О.В. отказались от участия в приватизации, суд приходит к выводу об удовлетворения исковых требований Б. В.В., Б. Т.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░., ░.░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░., ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░,, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░. ░ ░., ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░,, ░░░░░ ░░░░░░░░ 58,3 ░░.░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 42,8 ░░.░., ░░ 1/2 ░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░