Решение по делу № 2-528/2019 ~ М-327/2019 от 15.04.2019

66RS0020-01-2019-000464-22

Дело № 2-528/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2019 года                                    п.Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Курбатовой Н.Л., при секретаре судебного заседания Патрушевой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева С. А. к КУМИ администрации Белоярского городского округа о возложении обязанности определить кадастровую стоимость земельного участка, передать земельный участок в собственность путем заключения договора купли-продажи, освобождении от уплаты арендной платы,

установил:

Горбачев С.А. обратился в суд с иском к КУМИ Администрации Белоярского городского округа, который просит обязать установить кадастровую стоимость земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, произвести расчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с кадастровым номером <номер>, площадью 2271 кв.м. и расположенного на нем нежилого здания – гаража, с кадастровым номером <номер>, обязать заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем нежилого здания – гаража, исключить, отказать в необоснованном начислении арендной платы на вышеуказанный земельный участок и расположенный на нем гараж в период с 01.01.2019 года по настоящее время.

В обоснование иска указано, что истец является арендатором вышеуказанного земельного участка, на котором возведен гараж. 11.10.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении этого земельного участка в собственность. В виду умышленных действий и халатного отношения работников КУМИ к своим служебным и должностным обязанностям в период с 11.10.2018 года по настоящее время не установлена кадастровая стоимость земельного участка не подготовлен проект договора его купли-продажи, не произведен расчет выкупной цены, земельный участок не предоставлен в собственность, тем самым нарушаются права истца.

В письменном отзыве КУМИ имеются возражения против удовлетворения заявленного иска, согласно которым при рассмотрении заявления истца о предоставлении земельного участка в собственность было выявлено отсутствие кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка. Для определения кадастровой стоимости специалистами КУМИ была заполнена декларация о характеристиках соответствующих объектов недвижимости, 14.05.2019 года из ФГБУ «ФКП Росреестра» получен ответ, согласно которому в данный момент определить кадастровую стоимость указанного земельного участка не представляется возможным. Вместе с тем, выкупная стоимость земельного участка рассчитывается исходя из кадастровой, в ее отсутствие заключение договора купли-продажи невозможно. Начисление арендной платы истцу является законным и обоснованным, поскольку договор аренды заключен, арендная плата в нем определена, истец использует арендованный земельный участок.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск по изложенным в нем доводам, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва, дополнительно пояснив, что КУМИ не определяет кадастровую стоимость земельных участков.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 6 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Как установлено вышеуказанными судебными актами, обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность осуществлено истцом в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть, как собственником расположенного на земельном участке жилого дома.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2015 № 759-ПП утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов.

Согласно пункту 2 названного постановления цена земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, если иное не предусмотрено федеральными законами, определяется в размере его кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с кадастровым номером <номер>, площадью 2271 кв.м.

10.10.2018 года истец обратился к Главе Белоярского городского округа с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность на основании подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 12.11.2018 года Глава Белоярского городского округа уведомил истца о приостановлении рассмотрения его обращения до момента установления кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> действительно отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, или в случае принятия решения таким органом о наделении полномочиями по определению кадастровой стоимости в соответствии с частью третьей статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - уполномоченными лицами подведомственного такому органу бюджетного учреждения (далее - уполномоченные лица).

Исходя из анализа приведенных выше положений законодательства, КУМИ не является уполномоченным органом по определению кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем в удовлетворении иска Горбачева С.А. в данной части следует отказать.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что ответчиком совершены действия, направленные на получение сведений о кадастровой стоимости земельного участка, получен ответ Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу от 24.05.2019 года о невозможности определения кадастровой стоимости земельного участка.

Поскольку цена является существенным условием договора купли-продажи земельного участка, невозможность определения данного существенного условия в предусмотренном Земельном кодексом Российской Федерации порядке исключает возможность заключения данного договора.

При таких обстоятельствах, бездействие КУМИ по заключению с истцом договора купли-продажи земельного участка является законным и не может нарушать прав истца.

Законность бездействия уполномоченных органов по определению кадастровой стоимости земельного участка предметом настоящего судебного спора не является.

В удовлетворении требования истца об освобождении его от арендной платы за период с 01.01.2019 года по настоящее время также следует отказать, поскольку им не указано конкретное, предусмотренное законом основание, указывающее на незаконность начисления арендной платы, не представлены в нарушение положений ст. 56 ГПК Российской Федерации доказательства, подтверждающие наличие данного основания, при том что договор аренды земельного участка с кадастровым номером <номер> является действующим, не расторгнут и не оспорен, а истец осуществляет пользование арендованным земельным участком.

Таким образом, в удовлетворении иска Горбачева С.А. следует отказать в полном объеме за необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    В удовлетворении исковых требований Горбачева С. А. отказать в полном объеме за необоснованностью.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Председательствующий:                        Н.Л. Курбатова.

     Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2019 года.

    

2-528/2019 ~ М-327/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбачев Сергей Александрович
Ответчики
Администрация Белоярского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом
Суд
Белоярский районный суд Свердловской области
Судья
Курбатова Надежда Леонидовна
Дело на странице суда
beloyarsky--svd.sudrf.ru
15.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2019Передача материалов судье
19.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2019Судебное заседание
13.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2019Дело оформлено
06.08.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее