ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 марта 2015 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Судья Центрального районного суда г. Тулы Свинцова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-80/2015 в отношении Открытого акционерного общества «Киреевский завод легких металлоконструкций», юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, ранее привлекавшегося к административной ответственности, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ,
установил:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в отношении Открытого акционерного общества «Киреевский завод легких металлоконструкций» (далее – ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, а именно: за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В протоколе об административном правонарушении указано, что по состоянию на <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ при проведении административного расследования установлено, что ОАО «Киреевский завод лёгких металлоконструкций» по юридическому и фактическому адресу: <адрес> допущены нарушения санитарного законодательства в части не выполнения установленных санитарными правилами требований к обеспечению безопасных для человека условий труда, к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников (СИЗ), а именно: рабочие места сварщиков не отделены защитными экранами, изолирующими сварщиков друг от друга, используемое для проведения работ по изготовлению строительных металлоконструкций оборудование и рабочие места сварщиков не имеют встроенных местных отсосов, обеспечивающих улавливание сварочного аэрозоля непосредственно у места его образования.
ДД.ММ.ГГГГ параметры микроклимата на рабочем месте электросварщика цеха № (сборо-варки) ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» не соответствовали установленным гигиеническим нормативам (согласно полученного ДД.ММ.ГГГГ экспертного заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № температура воздуха ДД.ММ.ГГГГ была на <данные изъяты> ниже гигиенического норматива (+15...+22 °С ) и составляла <данные изъяты>, а скорость движения воздуха в <данные изъяты> раза превышала допустимую величину, при этом сварщики цеха № работают в не отапливаемом производственном пролёте без утеплённой спецодежды. Тогда же в воздухе рабочей зоны в цехе № имелись превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК), установленных гигиеническими нормативами по диЖелезо триоксиду в <данные изъяты> раза, по марганцу в <данные изъяты> раза, по оксиду углерода в <данные изъяты> раза, а производственный шум превышал предельно-допустимый уровень звука (ПДУ), установленный санитарными нормами на <данные изъяты> дБА (СИЗ для защиты от шума сварщикам не выдаются, при работе не используются), что подтверждается экспертными заключениями <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, № (вх. ДД.ММ.ГГГГ года). Таким образом, ОАО «Киреевский завод лёгких металлоконструкций» не выполняются требования санитарных правил по обеспечению безопасных для человека условий труда с целью предупреждения профессиональных заболеваний, что подтверждается наличием извещения <данные изъяты> об установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания у электросварщика цеха № ФИО1 с указанием вредного производственного фактора и причин, вызвавших заболевание - работа в условиях воздействия сварочного аэрозоля.
Указанные в протоколе факты являются нарушением требований ст. 11, 20, 25, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.1, 2.5, 2.8, 2.12, 7.27 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», пунктов 1, 21, 22, 39, 41, 42 «Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов» № 1009-73, пунктов 1.5, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенности Лесников Г.М. поддержал обвинение, полагая, что привлечение ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» к административной ответственности является правомерным.
В судебном заседании представитель ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» по доверенности Будрина Т.В. не возражали против изложенных в протоколе нарушений, дополнительно указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Тулы было вынесено постановление о привлечении ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. Несмотря на то, что правонарушения установлены в различных цехах общества, полагала, что совершение административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, распространяется на все общество. Указывая на то, что никто не может быть привлечен за одно и то же правонарушение дважды, просила производство по делу прекратить. Также сослалась на то, что к административной ответственности должно быть привлечено не юридическое лицо, а должностное лицо, ответственное за допущенные нарушения.
Суд, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Лесникова Г.М., представителя ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» по доверенности Будрину Т.В., исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 КоАП РФ, установившей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статья 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно ст. 25 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Статья 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
При проведении осмотра ДД.ММ.ГГГГ года, в рамках административного расследования, установлено, что цех № ОАО «Киреевский ЗЛМК» располагается в первом производственном корпусе завода в центральной части здания. В цехе № проводятся работы по промышленному, изготовлению крупногабаритных строительных металлоконструкций с применением ручной полуавтоматической сварки в среде углекислого газа и аргона на стационарных стеллажах. Освещение естественное через не открывающиеся стеновые светопроёмы, искусственное выполнено светильниками с лампами ДРЛ. Отопление в производственном пролёте цеха №, где выполняются электросварочные работы отсутствует, для обогрева работников установлен вагончик с установкой электрического отопления. Система общеобменной приточной вентиляции в цехе № имеется, но на момент осмотра приточная вентиляция не работала, калориферы для подогрева приточного воздуха отсутствуют. В цехе № в кровле корпуса здания находятся установки механической вытяжной вентиляции (вентканалы), обеспечивающие вытяжку загрязнённой воздуха из верхней зоны воздушной среды помещения цеха, данные установки находятся в рабочем состоянии.
Рабочие места сварщиков не отделены друг от друга защитными экранами, изолирующими сварщиков друг от друга, используемое для проведения работ по изготовлению строительных металлоконструкций, оборудование и рабочие места сварщиков не имеют встроенных местных отсосов, обеспечивающих улавливание сварочного аэрозоля непосредственно у места образования.
При проведении осмотра ДД.ММ.ГГГГ в цехе № специалистами <данные изъяты> проведён отбор проб воздушной среды на рабочем месте электросварщика ФИО1 при выполнении им электросварки в среде углекислого газа с применением технологического сварочного полуавтомата, также проведены измерения показателей производственных микроклимата, шума, локальной вибрации, искусственного освещения.
Питьевой режим в цехе организован (питьевая вода привозится в цех в специальной автомобильной ёмкости, у которой имеется кран для разбора воды). Из бытовых помещений в цехе № имеется туалет с раковиной для мытья рук, к которой подаётся только холодная вода. Гардеробные и душевые помещения размещены в отдельно стоящем бытовом корпусе.
При рассмотрении представленных документов установлено: периодический медицинский осмотры электросварщик цеха № ФИО1 проходил <данные изъяты>, последний раз в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно личной карточки выдачи спецодежды получал в ДД.ММ.ГГГГ костюм сварщика и ботинки кожаные с защитным подноском, кроме этого, выданы щиток сварщика, рукавицы брезентовые, имеет и использует при работе респиратор типа ЗМ 9332 - выдавались последний, по словам ФИО1, в декабре <данные изъяты>, но регистрационный учётный журнал выдачи СИЗ в цехе до ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал, имеется журнал выдачи СИЗ начиная с ДД.ММ.ГГГГ, средства защиты органов слуха и тёплая одежда сварщикам не выдаются. Спецпитание (молоко) выдаётся работникам <данные изъяты> раза в неделю.
Данные обстоятельства подтверждены протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ года, представленными фотоматериалами.
Согласно выводам экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного <данные изъяты> на основании поручения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области о проведении лабораторно-инструментальных исследований на рабочем месте ФИО1, работающего электросварщиком в цехе № (цех сборо-сварки) ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций», температура воздуха и. скорость движения воздуха, измеренные на рабочем месте электросварщика цеха № (цех сборо-сварки) ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» ФИО1, не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.
Согласно выводам экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного <данные изъяты> на основании поручения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области о проведении лабораторно-инструментальных исследований на рабочем месте ФИО1, работающего электросварщиком в цехе № (цех сборо-сварки) ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций», эквивалентный уровень звука, измеренный на рабочем месте электросварщика ФИО1 соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилы, общественных зданий и на территории жилой застройки». Максимальный уровень звука на рабочем месте электросварщика ФИО1 соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного <данные изъяты> на основании поручения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области о проведении лабораторно-инструментальных исследований следует, что на рабочем месте ФИО1, работающего электросварщиком в цехе № (цех сборо-сварки) ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций», состояние воздушной среды на рабочем месте электросварщика ФИО1 по содержанию марганца, диЖелезо триоксида, углерод оксида не соответствует требованиям ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», а по содержанию Хром триоксида, ди-Хром триоксида, никеля соответствуют требованиям ГН 2.2.5.1313-03.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, существенных нарушений, влекущих его отмену, не содержат, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, судья признает их допустимыми доказательствами по делу.
С учетом изложенного в действиях ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Доказательств тому, что ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций», зная о несоблюдении санитарных норм и правил, принимало какие-либо действенные меры к их соблюдению, суду не представлено, не содержат таковых и материалы дела.
К числу обстоятельств, смягчающих ответственность ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» суд относит раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций», суд относит повторное совершение однородного административного правонарушения.
На деятельность ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» не был наложен временный запрет деятельности.
Согласно санкции ст. 6.3 КоАП РФ ответственность за указанное правонарушение для юридических лиц установлена в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом общественной опасности правонарушения, характера выявленных в деятельности ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» нарушений санитарных норм и правил, необходимости устранения допущенного нарушения, суд считает возможным применить наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты>.
Доводы представителя ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» о привлечении к административной ответственности дважды по одному и тому же факту бездействия, не основаны на материалах дела.
Из копии постановления Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. При этом Общество привлечено к ответственности за нарушения санитарного законодательства, выявленных ДД.ММ.ГГГГ года, в части организации производственного контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов, а именно за отсутствие контроля за своевременной выдачей рабочим, выполняющим электросварочные работы, предусмотренных нормативами средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ), отсутствие организации производственного лабораторного контроля параметров микроклимата на рабочих местах в холодный и переходный периоды года, несоответствие параметров микроклимата установленным нормативам в помещении цеха №, отсутствие периодических осмотров сварщиков цеха №.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что основанием для привлечения ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ послужили иные обстоятельства, выявленные в результате другой проверки по обращению <данные изъяты> в отношении сварщика цеха №, работающего в том же Обществе. Кроме того, в ходе названной проверки установлены нарушения иного характера. Таким образом, основания для прекращения настоящего производства по п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствуют.
Также судья находит необоснованными доводы представителя ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций» о том, что к административной ответственности должно привлекаться не юридическое лицо, а должностное лицо, ответственное за данное правонарушение.
Так субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ являются как должностные лица, так и юридические лица.
В силу ч. 3 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП субъекты административной ответственности за совершение правонарушений являются юридические и должностные лица, причем привлечение к административной ответственности юридических лиц не исключает возможности одновременного привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц.
Таким образом, в данном случае, право определять какое конкретно лицо необходимо привлекать к административной ответственности имеет должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 6.3, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░ №, ░░░░ №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.3 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░ ░░░░░░░░░ ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: