Петрозаводский городской суд Дело № 10RS0011-01-2021-001400-93
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 (5-1044/2021)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е23.01.2021 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В., при секретаре Куценко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
МАКАРОВА Кирилла Сергеевича, <данные изъяты>
установил:
Макаров К.С. по адресу г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 34, кв. 1, осуществил организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в виде предварительной агитации публичных призывов к неопределенному кругу лиц на участие 23.01.2021 года в 14 часов 00 минут в публичном мероприятии в форме митинга на пл. Кирова в г. Петрозаводске в поддержку Навального А.А, путем размещения указанной информации:
20.01.2021 года в 01 ч. 51 мин. в сети Интернет, а именно на сайте <данные изъяты> через страницу пользователя под псевдонимом <данные изъяты>, зарегистрированную на Макарова Кирилла Сергеевича, <данные изъяты>, в группе «<данные изъяты>,
20.01.2021 года в 01 ч. 21 мин. на сайте <данные изъяты> через страницу пользователя по псевдонимом <данные изъяты>, зарегистрированную на Макарова Кирилла Сергеевича, <данные изъяты>,
в период времени с 20.01.2021 года 02 ч. 07 мин. по 22.01.2021 года 02 ч. 19 мин. на сайте <данные изъяты> через аккаунт пользователя <данные изъяты>, зарегистрированный на Макарова Кирилла Сергеевича, <данные изъяты>.,
чем нарушил положения ст. 5, ст. 7, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Макаров К.С. первоначально вину в совершении инкриминируемого правонарушения признал частично, пояснив, что лично не осуществлял никаких призывов к участию планируемом мероприятии, а только скопировал информацию о мероприятии в средствах массовой информации. Впоследствии вину признал полностью, указав, что намерен удалить всю информацию со своих электронных источников, связанную с проведением мероприятия, впредь подобных правонарушений не допускать.
Представитель административного органа (он же должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении), действующий на основании доверенности, Кокурин А.А. поддержал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагая о доказанным событие административного правонарушения и наличия состава административного правонарушения по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в действиях Макарова К.С.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Статья 31 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который регламентирует процедуру и порядок проведения публичных мероприятий.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ( далее- Закон № 54-ФЗ), публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В силу ст. 3 Закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Виды (формы) публичных мероприятий указаны в статье 2 Закона № 54-ФЗ, одним из которых является митинг (пункт 3), т.е. массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с чч.4,5 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона. При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
С целью проведения публичного мероприятия в форме митинга согласно п.1 ст. 7 Закона ФЗ № 54-ФЗ подается уведомление. Порядок подачи уведомления также регламентирован указанной нормой (ст. 7 Закона № 54-ФЗ).
Элементом организации публичного мероприятия является предварительная агитация (п.2 ст. 4 Закон № 54-ФЗ), под которой понимается информация о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иная информация, связанная с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии (ч.1 ст. 10 Закона № 54-ФЗ).
Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона (пункты 3-5 ст. 10 Закона № 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (Определение от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О), Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2).
Согласно ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Событие административного правонарушения и виновность Макарова К.С. в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств:
протоколом об административном правонарушении от 22.01.2021, который содержит необходимое описание события правонарушения и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, вследствие чего, данный протокол является допустимым доказательством по делу
протоколами об административном задержании и доставлении от 22.01.2021,
объяснениями Макарова К.С. от 22.01.2021, из которых усматривается, что последний подтвердил факт размещения информации о проведении публичного мероприятия 23.01.2021 в 14-00 часов в г. Петрозаводск, на пл. Кирова, указав его тематику. При этом в судебном заседании Макаров К.С. подтвердил правильность содержания пояснений, отраженных в указанном объяснении,
протоколом осмотра места происшествия от 22.01.2021 и фототаблицей к указанному протоколу, согласно которым зафиксирована информация, указанная в установочной части настоящего постановления, с указанием призывов на участие в публичном мероприятии,
актом осмотра электронного ресурса (интернет-страницы в мессенджере <данные изъяты>), согласно которому зафиксирована переписка, осуществляемая привлекаемым лицом по поводу проведения публичного мероприятия, содержащая, в частности, его мнение относительно необходимости игнорирования факта отсутствия надлежаще поданного уведомления о проведении публичного мероприятия, необходимости нарушения установленного порядка проведения публичного мероприятия, призывы принять участие в публичном мероприятии,
справками Администрации Петрозаводского городского округа и Государственного Комитета РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения об отсутствии уведомлений о проведении публичного мероприятия 23.01.2021 в 14-00 часов на площади Кирова в г. Петрозаводске.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины Макарова К.С. в инкриминируемом правонарушении и квалифицирует его действия по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ – организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Обстоятельств, установленных ст.2.7, ст.2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
В данном случае характер совершенного правонарушения, объектом посягательства которого является общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого вытекает из обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере, в связи с чем, оснований для признания совершенного Макаровым К.С. правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания, судьей принимается во внимание характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность является признание вины. Иные смягчающие административную ответственность обстоятельства, объективно материалами дела не подтверждаются.
Суд в силу ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ не признает отягчающим административную ответственность повторное совершение однородного административного правонарушения (по фактам привлечения Макарова К.С. к административной ответственности в 2019-2020 гг за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ в 2020 году), поскольку правонарушения были совершены в несовершеннолетнем возрасте. Иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Совокупность указанных обстоятельств, позволяет прийти к выводу об исключительности настоящего случая, в связи с чем судья приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного ареста.
Определяясь с мерой наказания, также учитываю, что привлекаемое лицо официально не трудоустроен, стабильно гарантированного источника дохода не имеет, совершенное правонарушение посягает на общественный порядок и общественную безопасность, связано с призывом к неопределенному кругу лиц совершать действия в нарушение действующего законодательства.
Оснований, установленных ст. 3.9 КоАП РФ и исключающих возможность применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наказания в виде административного ареста, не установлено.
Поскольку привлекаемое лицо было фактически ограничено в свободе перемещения с момента выявления правонарушения, что следует из протокола об административном правонарушении и протокола о задержании, принимая во внимания конституционно-правовое толкование термина «административное задержание», содержащееся в абзаце 8 пункта 5 Постановления Конституционного суда РФ от 16.06.2009 № 9-П, прихожу к выводу о включении срока задержания в срок административного ареста.
Требований о возмещении имущественного ущерба в порядке ч.1 ст.4.7 КоАП РФ не заявлено.
Судебных издержек и вещественных доказательств по делу не имеется.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Макарова Кирилла Сергеевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного ареста сроком на 2 суток.
Срок административного ареста исчислять с 11:00 час. 23.01.2021.
Включить в срок административного ареста срок административного задержания с 14-00 часов 22.01.2021 до 10:59 часов 23.01.2021.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня его вручения либо получения.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья: Е.В. Лазарева