Дело № 2-133/12 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Калач 16.02.2012 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Гиренко А.Л.
при секретаре Тимошиловой Т.И.,
с участием истцов Пятницкой Л.А., Конникова А.А.
представителя истцов Иванова М.О.
представителей ответчика Администрации Калачеевского муниципального
района Воронежской области Шишкиной М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Пятницкой Людмилы Александровны и Конникова Александра Александровича к Администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области и Правительству Воронежской области о признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности на выплату материальной помощи
УСТАНОВИЛ:
Истцы просят суд признать за ними право на получение материальной помощи в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № за счет средств бюджета Воронежской области в сумме 1 379 630 руб. согласно п.7 и п.11 указанного порядка, исходя из общей площади 54 кв.м. и следующего расчета: 25 700 руб. (среднерыночная стоимость 1 кв. м. жилья) х 54 кв.м. х 0,85 + 200000 руб. (за утрату движимого имущества) = 1379 630 руб.
В ходе рассмотрения дела истцы изменили свои исковые требования и просят суд признать недействительным отказ администрации Калачеевского муниципального района оказать им материальную помощь в связи с утратой жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчиков выплатить им материальную помощи в размере 1379 630 рублей по 689 815 рублей каждому.
В обоснование своих требований истцы указали на следующее, что ДД.ММ.ГГГГ в результате ландшафтного пожара на <адрес> огнем был уничтожен жилой дом с надворными постройками, находившийся по адресу: <адрес>, собственником которого в равных долях они являются как принявшие наследство, но не оформившие своих наследственных прав, после смерти бывшего собственника ФИО1, их матери, умершей ДД.ММ.ГГГГ и в котором они периодически проживали. Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации такого права.
Решением рабочей группы по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров Калачеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ протокол № им было отказано в признании пострадавшими в связи с утратой жилого дома. Этим же протоколом был утвержден список граждан, пострадавших во время ландшафтного пожара на территории населенного пункта <адрес>. На основании решения, рабочей группы администрацией Калачеевского муниципального района было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан на возмещение ущерба в связи с утратой недвижимого имущества», о чем им было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ В данном списке они отсутствуют. Считают решение рабочей группы об отказе им в признании пострадавшими и бездействие администрации Калачеевского муниципального района, не включившей их в список граждан на возмещение ущерба незаконными по следующим причинам. Постановлением Правительства Воронежской области от 06 августа 2010 г. № 645 «Об оказании материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в 2010 году» был утвержден Порядок оказания такой помощи. В п. 2 указанного Порядка перечислены категории граждан, имеющих право на получение такой помощи. К ним относятся четыре категории:- собственники жилых помещении, дачных строений, хозяйственных построек: - граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;- граждане, зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;- граждане, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях.
Согласно п. 4 указанного Порядка, материальная помощь оказывается за утрату следующих видов имущества: - за одно утраченное (поврежденное) жилое помещение; - за одно утраченное дачное строение; - за одну утраченную хозяйственную постройку (гараж или сарай, согласно п.9 указанного Порядка); - за иное утраченное имущество каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области. Размер предоставляемой материальной помощи установлен п. 7, п. 8, п. 9 и п. 11 указанного Порядка и составляет 50 % или 85 % стоимости общей площади утраченного помещения (в зависимости от того, утрачено жилое помещение или дачное строение) или, для хозяйственной постройки, из расчета площади утраченной хозяйственной постройки, а размер материальной помощи за утрату иного имущества составляет 200000 рублей каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения. Именно п. 5 указанного Порядка установлено создание в муниципальных районах Воронежской области рабочих групп для рассмотрения и решения вопросов, связанных с получением материальной помощи пострадавшим гражданам. При этом указанный Порядок конкретизирует, уточняет и дополняет распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1286-р «О выделении субъектам Российской Федерации средств для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 г.», так как данное распоряжение устанавливает только размеры дотаций Правительства РФ субъектам Федерации на указанные цели и не устанавливает каких-либо ограничений для субъектов Федерации в определении ими условий и Порядка оказания помощи гражданам.
Пунктом 19 указанного Порядка предусмотрена обязанность рабочей группы признать или отказать в признании гражданина пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров. Рабочая группа приняла решение не об отказе в признании их пострадавшими, а об отказе в признании пострадавшими только в связи с утратой жилого дома. Тем самым рабочая группа не в полном объеме выполнила свою обязанность в решении вопроса о признании их пострадавшими и по другим, установленным указанным Порядком, причинам, в связи с чем, данное решение рабочей группы противоречит указанному Порядку. Основанием для отказа рабочей группы в признании их пострадавшими в связи с утратой жилого помещения послужило то обстоятельство, что, по свидетельству председателя уличного комитета <адрес> ФИО2 они с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в данном домовладении не проживали. Однако, в соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Согласно имеющимся документам, данное помещение является жилым. Указанный выше Порядок также не содержит какого-либо иного определения жилого помещения. Более того, указанный Порядок и не требует обязательного проживания для признания гражданина пострадавшим, для этого достаточно либо владения жилым помещением на праве собственности, либо регистрации в данном жилом помещении, а для дачных строений и хозяйственных построек и регистрации не требуется. Уже одно это делает решение рабочей группы противоречащим указанному Порядку и, следовательно, незаконным. Кроме того, что они являлись собственниками данного жилого помещения, они периодически проживали в данном жилом помещении, что делает решение рабочей группы незаконным. На основании данного незаконного, противоречащего указанному Порядку, решения рабочей группы они также незаконно не были включены администрацией Калачеевского муниципального района в список граждан на возмещение ущерба, тем более, что утвержден был список граждан, в связи с утратой недвижимого имущества, а рабочая группа приняла решение только по жилому помещению, но не по недвижимому имуществу в целом. Неправомерное бездействие администрации Калачеевского муниципального района, выразившееся в не включении их в список граждан на возмещение ущерба в связи с утратой недвижимого имущества, нарушает их право на получение предусмотренной указанным Постановлением Правительства Воронежской области материальной помощи. Считают, что постановление Правительства Воронежской области от 17.01.2011 г. № 14, которым признано утратившим силу постановление Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г, № 645 (принятое в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010 г. «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасностью»), не подлежит применению в данном деле, так как постановление № 14 противоречит п. 7 Указа Президента РФ от 02.08.2010 г. «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасностью», который продолжает действовать в настоящее время и которым органы государственной власти обязаны выплатить в установленном порядке компенсации за утраченные жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате пожаров. Указанное постановление № 14, отменяя порядок предоставления помощи гражданам, пострадавшим в результате пожаров в 2010 году, без установления иного порядка предоставления помощи, фактически прекращает исполнение действующего Указа Президента РФ на территории Воронежской области, что является незаконным. Согласно п. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В данном случае наибольшую силу имеет Указ Президента РФ, обязывающий субъекты РФ иметь порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим от пожаров. Такой порядок и был установлен Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08 2010 г. № 645. Кроме того, право на возмещение причиненного пожаром ущерба возникло у них во время действия данного Постановления № 645.
В связи с принятием Правительством Воронежской области Постановления от 10.10.2011 г. № 875 «Об утверждении порядка предоставления в 2011 г. иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня в части оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в 2010 г.», которым установлен Порядок предоставления средств гражданам, пострадавшим в результате указанных пожаров.
В соответствии с п. 3, п.п. 3.1 указанного Порядка, право на получение материальной помощи имеют граждане, обратившиеся за оказанием материальной помощи в период действия Постановления Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г. № 645, в отношении которых местной администрацией было принято решение об отказе в оказании материальной помощи и указанный отказ признан недействительным на основании решения суда.
В соответствии с п. п. 5.1, абзацем 7 п. 7 указанного Порядка материальная помощь предоставляется за одно утраченное (поврежденное) жилое помещение независимо от количества членов семьи и может быть оказана гражданину, имеющему в собственности иное жилое помещение или зарегистрированному в ином жилом помещении.
В соответствии с абзацами 9 и 11 п. 7 указанного Порядка размер материальной помощи определяется как 85 % от произведения общей площади утраченного жилого помещения и стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 23.06.2011 г. № 299, что составляет для Воронежской области 25700 рублей за 1 квадратный метр.
Исходя из размера общей площади утраченного ими жилого помещения 54 кв. м., размер причитающейся им материальной помощи за утрату жилого помещения составляет: 54 кв. м. х 25700 руб. х 85% = 1 179 630 руб.
В соответствии с абзацем 15 п. 7 указанного Порядка материальная помощь в размере 200000 рублей в связи с утратой иного имущества оказывается в размере 200000 рублей каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области. В связи с этим общий размер причитающейся им материальной помощи составляет 1 179 630 руб. + 200000 руб. = 1379630 руб.
Истцы Конников А.А., Пятницкая Л.А. исковые требования поддержали по изложенным основаниям, при этом пояснить какое иное имущество ими было утрачено, пояснить не смогли.
Представитель истцов Конникова А.А., Пятницкой Л.А. - Иванов М.О. исковые требования доверителей поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и суду пояснил, что в ст. 12 ГК РФ указаны способы защиты гражданских прав. Среди этих способов указан и такой как признание права. Поэтому предъявление доверителями иска о признании права является правомерным. Вопрос о том, являются ли законными и обоснованными решение рабочей группы и администрации Калачеевского района, входит в предмет доказывания по данному делу и подлежит выяснению в рамках заявленного доверителями иска, а также истцы ссылались на незаконность этих решений как на одно из оснований иска. Также ответчик неверно понимает закон, поскольку не допускается повторное рассмотрение в суде спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В данном случае предмет иска (признание права, ранее признание действий незаконными), да и юридические основания с ранее рассматривавшимся судом по заявлению доверителя требования разные (ст. 12 ГК РФ, ранее ст.ст. 254-258 ГК РФ). Также ответчик путает понятия повторного рассмотрения спора и преюдиции. Ранее состоявшееся решение суда действительно могло бы иметь преюдициальное значение, однако в нем суд не установил, что решение рабочей группы и администрации Калачеевского района являются законными, более того, суд в этом решении разъяснил право истцов на предъявление иска при данных обстоятельствах. Поэтому нет оснований для не рассмотрения судом вопроса о законности указанных решений. Утверждения ответчика о том, что Порядок оказания материальной помощи, утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 года, принят якобы не в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010 года № 966 опровергаются самим текстом данного постановления, где в преамбуле прямо указано, что данный Порядок утверждается именно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010г. № 966. Также ответчик ошибочно смешивает понятие противоречия одного нормативного акта другому и признание недействующим нормативного акта.
Признание нормативного акта недействующим действительно осуществляется по правилам гл. 24 ГПК РФ, однако доверители не заявляли требования о признании недействующим Постановления Правительства Воронежской области от 17.01.2011 года № 14, а в точном соответствии с положениями п.2 ст. 11 ГПК РФ просили суд не применять в данном деле указанное Постановление Правительства Воронежской области ввиду его противоречия п.7 вышеуказанного Указа Президента. Ссылка ответчика на п. 13 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 года № 645 несостоятельна, поскольку касается порядка получения материальной помощи членами семьи заявителя, в иске доверителей нет требования получения помощи членами семьи. Кроме того, утверждения ответчика о том, что только проживавшие в утраченном жилом помещении лица имеют право на получение материальной помощи противоречат п. 2 указанного Порядка, прямо устанавливающие 4 категории граждан, имеющие право на получение такой помощи, в том числе и собственники утраченных помещений, какими являются истцы.
Представитель ответчика Сизенев Р.В. в судебное заседание не явился. Ранее участвуя в рассмотрении дела он исковые требования не признавал и суду показывал, что в соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в т.ч. из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Единственным основанием, предусматривавшим возможность предоставления материальной помощи погорельцам на территории Воронежской области являлся утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 06.08.2010 № 645 Порядок оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области, за утраченное жилое помещение и (или) иное имущество» (далее - Порядок). В соответствии с протоколом рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением администрации Калачеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Конникову А.А., Пятницкой Л.А. в оказании материальной помощи отказано. Согласно ст.13 ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГКРФ. Заявленные истцами требования (о признании права на получение материальной помощи и обязании выплатить материальную помощь) заявлены как последствия признания незаконными решения рабочей группы и бездействия местной администрации. Теория права и действующее законодательство в принципе исключают ситуацию, когда решения одного государственного органа противоречат решениям другого. Как следствие реализации настоящего принципа — необходимость соблюдения ст. 13 ГК РФ. Вопросы признания незаконными решения рабочей группы и бездействия местной администрации были предметом рассмотрения по предыдущему гражданскому делу № по заявлению Конникова А.А., Пятницкой Л.А. Решением Калачеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано. Таким образом, для удовлетворения требований по настоящему делу суду необходимо признать не соответствующими закону решение рабочей группы и бездействие администрации. Вместе с тем требования о признании незаконными решения рабочей группы и бездействия местной администрации истцами не заявлены. Однако заявление Конникова А.А., Пятницкой Л.А., исходя из его текста направлено на повторное рассмотрение требований о незаконности решения рабочей группы и бездействия администрации. Повторное рассмотрение таких требований невозможно. В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Таким образом, при наличии законного отказа в оказании материальной помощи применить последствия - принять решение об оказании материальную помощь — невозможно. А требования об отмене решения об отказе не могут быть заявлены и рассмотрены, поскольку уже являлись предметом рассмотрения суда. Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно принимать решения в пределах предоставленных полномочий. Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Данный вывод подтверждается также положениями гл. 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании актов, действий (решений) противоречащими Конституции РФ, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Указанное разъяснение дано по вопросу 19 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за первый квартал ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, истцы не вправе требовать обязать ответчика оказать материальную помощь в полном объеме (при этом, не указав ни вид, ни размер материальной помощи), равно как признать право на получение материальной помощи, поскольку это относится к полномочиям органа местного самоуправления. На основании изложенного, считает, что в удовлетворении заявленных требований истцам должно быть отказано. Истцы ошибочно полагают, что Порядок принят в соответствии с Указом Президента РФ от 2.08.2010 № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности». Во исполнение Указа Президента РФ от 02.08.2010. № 966 действует Постановление Правительства Ф от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью). Кроме того, поставленный истцами вопрос о противоречии постановления правительства Воронежской области от 17.01.2011 № 14 действующему законодательству может быть заявлен исключительно в порядке главы 24 ГПК РФ в Воронежский областной суд. Таким образом, рассмотрение этого вопроса не относится к компетенции районного суда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, с учетом разъяснений Конституционного Суда Ф (Определение от 05.03.2009 N 376-0-П), ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожаров, должны быть представлены вне очереди другие жилые помещения. Вместе с тем, принимая во внимание множество категорий граждан, имеющих право получить (жилое помещения вне очереди, и недостаточное финансирование комплекса мероприятий, связанных с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма, в целях реализации конституционного права граждан на жилище Правительством Российской Федерации был разработан альтернативный порядок предоставления жилья в собственность граждан, в случае если они лишились жилого помещения в результате стихийного бедствия (постановление от 07.06.1995 № 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий"). Вместе с тем, в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предоставление жилых помещений в отдельных ситуациях в порядке, приведенном выше (заключение договора социального найма или получение сертификата), было бы затруднительным (ввиду коротких сроков, необходимых для строительства жилья). Учитывая изложенное, Правительством РФ был предусмотрен для конкретной ситуации (утрата жилого помещения в результате природных пожаров летом 2010 года) третий альтернативный порядок: распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) оказана финансовая помощь субъектам РФ по списку для ликвидации последствий природных пожаров, в т.ч. для восстановления (строительства) жилья. Гражданам было предложено реализовать предоставленное право одним из следующих способов: - государственные заказчики построили бы жилое помещение для них; - получить денежные средства, самостоятельно определить заказчика и построить жилое ) помещение; - выбрать уже существующее на рынке жилое помещение с последующим выкупом его и передачей гражданину. При этом граждане могли не руководствоваться Порядком, но встать в очередь на приобретение жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ или обратиться за получением сертификата согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях недопустимости повторного предоставления жилых помещений в п. 3 Порядка было закреплено, что не имеют права на получение материальной помощи за утраченное жилое помещение граждане, получившие после утраты жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров для постоянного проживания в установленном порядке жилое помещение за счет бюджетных средств. Таким образом, предоставление жилых помещений в соответствии с Порядком осуществлялось гражданам, нуждающимся в жилых помещения, которые постоянно проживали в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Именно в связи с этим, в п. 13 Порядка указано, что заявление на оказание материальной помощи п. 6.1-6.4 (обеспечение жилым помещением) может быть подано только заявителем, который проживал в утраченном жилом помещении. Т.е., исходя из положений порядка Конников А.А., Пятницкая Л.А. были не вправе подавать заявление о предоставлении материальной помощи. На основании изложенного, применительно к п. 6.1-6.4 не каждый собственник и не каждый зарегистрированный в жилом помещении имеет право на предоставление жилого помещения. Но только тот собственник или зарегистрированный в утраченном жилом помещении, который после пожара стал нуждающимся.
Представитель ответчика Шишкина М.П. исковые требования не признала и поддержала основания, изложенные Сизеневым Р.В.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г. № 645 «Об оказании материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в 2010 году» был утвержден Порядок оказания такой помощи.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка право на получение материальной помощи имеют следующие категории граждан, жилое помещение и (или) иное имущество которых утрачено, включенные в список граждан, признанных рабочей группой пострадавшими в результате лесных и ландшафтных пожаров, утверждаемый главой администрации муниципального района (городского округа) Воронежской области:
- собственники жилых помещений, дачных строений, хозяйственных построек;
- граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;
- граждане, зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;
- граждане, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях.
При этом, согласно п.4 указанного Порядка материальная помощь оказывается:
- за одно утраченное (поврежденное) жилое помещение независимо от количества членов семьи.
- за одно утраченное дачное строение членам семьи, пострадавшим от лесных и ландшафтных пожаров.
- за одну утраченную хозяйственную постройку гражданину независимо от количества членов семьи.
- за иное утраченное имущество каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области.
п. 7. Материальная помощь, предусмотренная пунктами 6.1 - 6.4 настоящего Порядка, оказывается из расчета площади утраченного жилого помещения, но не менее норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий":
Стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения при оказании материальной помощи, предусмотренной пунктами 6.1 - 6.4 настоящего Порядка, устанавливается в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.06.2010 N 313 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года".
Постановлением Правительства Воронежской области от 10.10.2011 года № 875 утвержден порядок предоставления межбюджетных трансфертов, п. 7 стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения при оказании материальной помощи, предусмотренной пунктами 6.1 - 6.4, 6.7 настоящего Порядка, устанавливается в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.06.2011 N 299 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года".
Решением рабочей группы по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров администрации Калачеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановлено отказать Конникову А.А., Пятницкой Л.А. в признании их пострадавшими в связи с утратой жилого помещения – дома и надворных построек. (л.д.8).
Из обстоятельств дела следует, что заявители на основании свидетельства о праве на наследство, приняли наследство, состоящее из земельного участка, площадью 2860 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель- земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6). Согласно выписки из похозяйственной книги, ФИО1 принадлежало на праве личной собственности домовладение 1961 года постройки, находящееся по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствие со ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Решением Калачеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Конникову А.А., Пятницкой Л.А. о признании незаконным решения рабочей группы администрации Калачеевского муниципального района по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд. л.д.85-86
Вышеуказанный жилой дом полностью уничтожен огнем в результате пожара, что никем не оспаривается.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Таким образом, доводы представителя администрации Калачеевского муниципального района о том, что заявители с ДД.ММ.ГГГГ не проживал по адресу: <адрес>, что и послужило основанием для отказа, суд считает неубедительными. На отнесение помещения к жилому не должен влиять факт его использования для временного или постоянного проживания. Обязательным условием является, чтобы помещение было пригодно для постоянного проживания. Проживать в жилом помещении граждане могут как постоянно, так и временно, обладая конституционным правом на свободу передвижения. Истцы не отрицают, что они постоянно не проживали по указанному адресу.
Вышеуказанный жилой дом, принадлежавший истцам, не признавался непригодным для проживания в порядке, предусмотренном ст.15 ч.4 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г).
Кроме того, установленный Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г. № 645 Порядок не требует обязательного проживания для признания гражданина пострадавшим, для этого достаточно либо владения жилым помещением на праве собственности, либо регистрации в данном жилом помещении.
Следовательно, истцы являются пострадавшими в связи с утратой жилого помещения в результате последствий лесных и ландшафтных пожаров, и имеют право на получение материальной помощи в связи с утратой недвижимого имущества.
В силу ст. 393 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день предъявления иска.
Расчет суммы 54 (общая площадь жилого дома) * 25700 (стоимость квадратного метра)= 1387800 рублей/100%*85%= 1179630 рублей.
Иск в части признания права на получении материальной помощи в сумме 200000 рублей за утрату движимого имущества не обоснован, так как с заявлением об оказании материальной помощи за утраченное иное имущество истцы к ответчику не обращались, кроме того ими не представлены доказательства утраты иного имущества. Как следует из материалов дела истцы постоянно не проживали в доме, а следовательно наличие иного имущества является спорным. В своем заявлении истцы не указали, какое иное имущество было повреждено. Кроме того истцам предлагалось уточнить исковые требования, и их обоснование, однако о наличии иного имущества требования не мотивировались и не уточнялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Пятницкую Людмилу Александровну и Конникова Александра Александровича пострадавшими в связи с утратой жилого помещения в результате последствий лесных и ландшафтных пожаров.
Признать за Пятницкой Людмилой Александровной и Конниковым Александром Александровичем право на получение материальной помощи как пострадавшей от последствий лесных и ландшафтных пожаров.
Обязать Администрацию Калачеевского муниципального района Воронежской области и Правительство Воронежской области выплатить за Пятницкой Людмиле Александровне и Конникову Александру Александровичу материальную помощь в связи с утратой недвижимого имущества расположенного по адресу <адрес>, в сумме 589815 рублей каждому, в порядке и на основании нормативно-правовой базы, действовавшей на момент вынесения решения рабочей группы по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями и дополнениями.
В остальной части иска Пятницкой Людмиле Александровне и Конникову Александру Александровичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т. е. с 20 февраля 2012 года.
Судья
Дело № 2-133/12 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Калач 16.02.2012 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Гиренко А.Л.
при секретаре Тимошиловой Т.И.,
с участием истцов Пятницкой Л.А., Конникова А.А.
представителя истцов Иванова М.О.
представителей ответчика Администрации Калачеевского муниципального
района Воронежской области Шишкиной М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Пятницкой Людмилы Александровны и Конникова Александра Александровича к Администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области и Правительству Воронежской области о признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности на выплату материальной помощи
УСТАНОВИЛ:
Истцы просят суд признать за ними право на получение материальной помощи в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № за счет средств бюджета Воронежской области в сумме 1 379 630 руб. согласно п.7 и п.11 указанного порядка, исходя из общей площади 54 кв.м. и следующего расчета: 25 700 руб. (среднерыночная стоимость 1 кв. м. жилья) х 54 кв.м. х 0,85 + 200000 руб. (за утрату движимого имущества) = 1379 630 руб.
В ходе рассмотрения дела истцы изменили свои исковые требования и просят суд признать недействительным отказ администрации Калачеевского муниципального района оказать им материальную помощь в связи с утратой жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчиков выплатить им материальную помощи в размере 1379 630 рублей по 689 815 рублей каждому.
В обоснование своих требований истцы указали на следующее, что ДД.ММ.ГГГГ в результате ландшафтного пожара на <адрес> огнем был уничтожен жилой дом с надворными постройками, находившийся по адресу: <адрес>, собственником которого в равных долях они являются как принявшие наследство, но не оформившие своих наследственных прав, после смерти бывшего собственника ФИО1, их матери, умершей ДД.ММ.ГГГГ и в котором они периодически проживали. Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации такого права.
Решением рабочей группы по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров Калачеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ протокол № им было отказано в признании пострадавшими в связи с утратой жилого дома. Этим же протоколом был утвержден список граждан, пострадавших во время ландшафтного пожара на территории населенного пункта <адрес>. На основании решения, рабочей группы администрацией Калачеевского муниципального района было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан на возмещение ущерба в связи с утратой недвижимого имущества», о чем им было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ В данном списке они отсутствуют. Считают решение рабочей группы об отказе им в признании пострадавшими и бездействие администрации Калачеевского муниципального района, не включившей их в список граждан на возмещение ущерба незаконными по следующим причинам. Постановлением Правительства Воронежской области от 06 августа 2010 г. № 645 «Об оказании материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в 2010 году» был утвержден Порядок оказания такой помощи. В п. 2 указанного Порядка перечислены категории граждан, имеющих право на получение такой помощи. К ним относятся четыре категории:- собственники жилых помещении, дачных строений, хозяйственных построек: - граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;- граждане, зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;- граждане, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях.
Согласно п. 4 указанного Порядка, материальная помощь оказывается за утрату следующих видов имущества: - за одно утраченное (поврежденное) жилое помещение; - за одно утраченное дачное строение; - за одну утраченную хозяйственную постройку (гараж или сарай, согласно п.9 указанного Порядка); - за иное утраченное имущество каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области. Размер предоставляемой материальной помощи установлен п. 7, п. 8, п. 9 и п. 11 указанного Порядка и составляет 50 % или 85 % стоимости общей площади утраченного помещения (в зависимости от того, утрачено жилое помещение или дачное строение) или, для хозяйственной постройки, из расчета площади утраченной хозяйственной постройки, а размер материальной помощи за утрату иного имущества составляет 200000 рублей каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения. Именно п. 5 указанного Порядка установлено создание в муниципальных районах Воронежской области рабочих групп для рассмотрения и решения вопросов, связанных с получением материальной помощи пострадавшим гражданам. При этом указанный Порядок конкретизирует, уточняет и дополняет распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1286-р «О выделении субъектам Российской Федерации средств для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 г.», так как данное распоряжение устанавливает только размеры дотаций Правительства РФ субъектам Федерации на указанные цели и не устанавливает каких-либо ограничений для субъектов Федерации в определении ими условий и Порядка оказания помощи гражданам.
Пунктом 19 указанного Порядка предусмотрена обязанность рабочей группы признать или отказать в признании гражданина пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров. Рабочая группа приняла решение не об отказе в признании их пострадавшими, а об отказе в признании пострадавшими только в связи с утратой жилого дома. Тем самым рабочая группа не в полном объеме выполнила свою обязанность в решении вопроса о признании их пострадавшими и по другим, установленным указанным Порядком, причинам, в связи с чем, данное решение рабочей группы противоречит указанному Порядку. Основанием для отказа рабочей группы в признании их пострадавшими в связи с утратой жилого помещения послужило то обстоятельство, что, по свидетельству председателя уличного комитета <адрес> ФИО2 они с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в данном домовладении не проживали. Однако, в соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Согласно имеющимся документам, данное помещение является жилым. Указанный выше Порядок также не содержит какого-либо иного определения жилого помещения. Более того, указанный Порядок и не требует обязательного проживания для признания гражданина пострадавшим, для этого достаточно либо владения жилым помещением на праве собственности, либо регистрации в данном жилом помещении, а для дачных строений и хозяйственных построек и регистрации не требуется. Уже одно это делает решение рабочей группы противоречащим указанному Порядку и, следовательно, незаконным. Кроме того, что они являлись собственниками данного жилого помещения, они периодически проживали в данном жилом помещении, что делает решение рабочей группы незаконным. На основании данного незаконного, противоречащего указанному Порядку, решения рабочей группы они также незаконно не были включены администрацией Калачеевского муниципального района в список граждан на возмещение ущерба, тем более, что утвержден был список граждан, в связи с утратой недвижимого имущества, а рабочая группа приняла решение только по жилому помещению, но не по недвижимому имуществу в целом. Неправомерное бездействие администрации Калачеевского муниципального района, выразившееся в не включении их в список граждан на возмещение ущерба в связи с утратой недвижимого имущества, нарушает их право на получение предусмотренной указанным Постановлением Правительства Воронежской области материальной помощи. Считают, что постановление Правительства Воронежской области от 17.01.2011 г. № 14, которым признано утратившим силу постановление Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г, № 645 (принятое в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010 г. «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасностью»), не подлежит применению в данном деле, так как постановление № 14 противоречит п. 7 Указа Президента РФ от 02.08.2010 г. «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасностью», который продолжает действовать в настоящее время и которым органы государственной власти обязаны выплатить в установленном порядке компенсации за утраченные жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате пожаров. Указанное постановление № 14, отменяя порядок предоставления помощи гражданам, пострадавшим в результате пожаров в 2010 году, без установления иного порядка предоставления помощи, фактически прекращает исполнение действующего Указа Президента РФ на территории Воронежской области, что является незаконным. Согласно п. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В данном случае наибольшую силу имеет Указ Президента РФ, обязывающий субъекты РФ иметь порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим от пожаров. Такой порядок и был установлен Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08 2010 г. № 645. Кроме того, право на возмещение причиненного пожаром ущерба возникло у них во время действия данного Постановления № 645.
В связи с принятием Правительством Воронежской области Постановления от 10.10.2011 г. № 875 «Об утверждении порядка предоставления в 2011 г. иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня в части оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в 2010 г.», которым установлен Порядок предоставления средств гражданам, пострадавшим в результате указанных пожаров.
В соответствии с п. 3, п.п. 3.1 указанного Порядка, право на получение материальной помощи имеют граждане, обратившиеся за оказанием материальной помощи в период действия Постановления Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г. № 645, в отношении которых местной администрацией было принято решение об отказе в оказании материальной помощи и указанный отказ признан недействительным на основании решения суда.
В соответствии с п. п. 5.1, абзацем 7 п. 7 указанного Порядка материальная помощь предоставляется за одно утраченное (поврежденное) жилое помещение независимо от количества членов семьи и может быть оказана гражданину, имеющему в собственности иное жилое помещение или зарегистрированному в ином жилом помещении.
В соответствии с абзацами 9 и 11 п. 7 указанного Порядка размер материальной помощи определяется как 85 % от произведения общей площади утраченного жилого помещения и стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 23.06.2011 г. № 299, что составляет для Воронежской области 25700 рублей за 1 квадратный метр.
Исходя из размера общей площади утраченного ими жилого помещения 54 кв. м., размер причитающейся им материальной помощи за утрату жилого помещения составляет: 54 кв. м. х 25700 руб. х 85% = 1 179 630 руб.
В соответствии с абзацем 15 п. 7 указанного Порядка материальная помощь в размере 200000 рублей в связи с утратой иного имущества оказывается в размере 200000 рублей каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области. В связи с этим общий размер причитающейся им материальной помощи составляет 1 179 630 руб. + 200000 руб. = 1379630 руб.
Истцы Конников А.А., Пятницкая Л.А. исковые требования поддержали по изложенным основаниям, при этом пояснить какое иное имущество ими было утрачено, пояснить не смогли.
Представитель истцов Конникова А.А., Пятницкой Л.А. - Иванов М.О. исковые требования доверителей поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и суду пояснил, что в ст. 12 ГК РФ указаны способы защиты гражданских прав. Среди этих способов указан и такой как признание права. Поэтому предъявление доверителями иска о признании права является правомерным. Вопрос о том, являются ли законными и обоснованными решение рабочей группы и администрации Калачеевского района, входит в предмет доказывания по данному делу и подлежит выяснению в рамках заявленного доверителями иска, а также истцы ссылались на незаконность этих решений как на одно из оснований иска. Также ответчик неверно понимает закон, поскольку не допускается повторное рассмотрение в суде спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В данном случае предмет иска (признание права, ранее признание действий незаконными), да и юридические основания с ранее рассматривавшимся судом по заявлению доверителя требования разные (ст. 12 ГК РФ, ранее ст.ст. 254-258 ГК РФ). Также ответчик путает понятия повторного рассмотрения спора и преюдиции. Ранее состоявшееся решение суда действительно могло бы иметь преюдициальное значение, однако в нем суд не установил, что решение рабочей группы и администрации Калачеевского района являются законными, более того, суд в этом решении разъяснил право истцов на предъявление иска при данных обстоятельствах. Поэтому нет оснований для не рассмотрения судом вопроса о законности указанных решений. Утверждения ответчика о том, что Порядок оказания материальной помощи, утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 года, принят якобы не в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010 года № 966 опровергаются самим текстом данного постановления, где в преамбуле прямо указано, что данный Порядок утверждается именно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010г. № 966. Также ответчик ошибочно смешивает понятие противоречия одного нормативного акта другому и признание недействующим нормативного акта.
Признание нормативного акта недействующим действительно осуществляется по правилам гл. 24 ГПК РФ, однако доверители не заявляли требования о признании недействующим Постановления Правительства Воронежской области от 17.01.2011 года № 14, а в точном соответствии с положениями п.2 ст. 11 ГПК РФ просили суд не применять в данном деле указанное Постановление Правительства Воронежской области ввиду его противоречия п.7 вышеуказанного Указа Президента. Ссылка ответчика на п. 13 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 года № 645 несостоятельна, поскольку касается порядка получения материальной помощи членами семьи заявителя, в иске доверителей нет требования получения помощи членами семьи. Кроме того, утверждения ответчика о том, что только проживавшие в утраченном жилом помещении лица имеют право на получение материальной помощи противоречат п. 2 указанного Порядка, прямо устанавливающие 4 категории граждан, имеющие право на получение такой помощи, в том числе и собственники утраченных помещений, какими являются истцы.
Представитель ответчика Сизенев Р.В. в судебное заседание не явился. Ранее участвуя в рассмотрении дела он исковые требования не признавал и суду показывал, что в соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в т.ч. из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Единственным основанием, предусматривавшим возможность предоставления материальной помощи погорельцам на территории Воронежской области являлся утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 06.08.2010 № 645 Порядок оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области, за утраченное жилое помещение и (или) иное имущество» (далее - Порядок). В соответствии с протоколом рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением администрации Калачеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Конникову А.А., Пятницкой Л.А. в оказании материальной помощи отказано. Согласно ст.13 ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГКРФ. Заявленные истцами требования (о признании права на получение материальной помощи и обязании выплатить материальную помощь) заявлены как последствия признания незаконными решения рабочей группы и бездействия местной администрации. Теория права и действующее законодательство в принципе исключают ситуацию, когда решения одного государственного органа противоречат решениям другого. Как следствие реализации настоящего принципа — необходимость соблюдения ст. 13 ГК РФ. Вопросы признания незаконными решения рабочей группы и бездействия местной администрации были предметом рассмотрения по предыдущему гражданскому делу № по заявлению Конникова А.А., Пятницкой Л.А. Решением Калачеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано. Таким образом, для удовлетворения требований по настоящему делу суду необходимо признать не соответствующими закону решение рабочей группы и бездействие администрации. Вместе с тем требования о признании незаконными решения рабочей группы и бездействия местной администрации истцами не заявлены. Однако заявление Конникова А.А., Пятницкой Л.А., исходя из его текста направлено на повторное рассмотрение требований о незаконности решения рабочей группы и бездействия администрации. Повторное рассмотрение таких требований невозможно. В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Таким образом, при наличии законного отказа в оказании материальной помощи применить последствия - принять решение об оказании материальную помощь — невозможно. А требования об отмене решения об отказе не могут быть заявлены и рассмотрены, поскольку уже являлись предметом рассмотрения суда. Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно принимать решения в пределах предоставленных полномочий. Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Данный вывод подтверждается также положениями гл. 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании актов, действий (решений) противоречащими Конституции РФ, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Указанное разъяснение дано по вопросу 19 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за первый квартал ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, истцы не вправе требовать обязать ответчика оказать материальную помощь в полном объеме (при этом, не указав ни вид, ни размер материальной помощи), равно как признать право на получение материальной помощи, поскольку это относится к полномочиям органа местного самоуправления. На основании изложенного, считает, что в удовлетворении заявленных требований истцам должно быть отказано. Истцы ошибочно полагают, что Порядок принят в соответствии с Указом Президента РФ от 2.08.2010 № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности». Во исполнение Указа Президента РФ от 02.08.2010. № 966 действует Постановление Правительства Ф от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью). Кроме того, поставленный истцами вопрос о противоречии постановления правительства Воронежской области от 17.01.2011 № 14 действующему законодательству может быть заявлен исключительно в порядке главы 24 ГПК РФ в Воронежский областной суд. Таким образом, рассмотрение этого вопроса не относится к компетенции районного суда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, с учетом разъяснений Конституционного Суда Ф (Определение от 05.03.2009 N 376-0-П), ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожаров, должны быть представлены вне очереди другие жилые помещения. Вместе с тем, принимая во внимание множество категорий граждан, имеющих право получить (жилое помещения вне очереди, и недостаточное финансирование комплекса мероприятий, связанных с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма, в целях реализации конституционного права граждан на жилище Правительством Российской Федерации был разработан альтернативный порядок предоставления жилья в собственность граждан, в случае если они лишились жилого помещения в результате стихийного бедствия (постановление от 07.06.1995 № 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий"). Вместе с тем, в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предоставление жилых помещений в отдельных ситуациях в порядке, приведенном выше (заключение договора социального найма или получение сертификата), было бы затруднительным (ввиду коротких сроков, необходимых для строительства жилья). Учитывая изложенное, Правительством РФ был предусмотрен для конкретной ситуации (утрата жилого помещения в результате природных пожаров летом 2010 года) третий альтернативный порядок: распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) оказана финансовая помощь субъектам РФ по списку для ликвидации последствий природных пожаров, в т.ч. для восстановления (строительства) жилья. Гражданам было предложено реализовать предоставленное право одним из следующих способов: - государственные заказчики построили бы жилое помещение для них; - получить денежные средства, самостоятельно определить заказчика и построить жилое ) помещение; - выбрать уже существующее на рынке жилое помещение с последующим выкупом его и передачей гражданину. При этом граждане могли не руководствоваться Порядком, но встать в очередь на приобретение жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ или обратиться за получением сертификата согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях недопустимости повторного предоставления жилых помещений в п. 3 Порядка было закреплено, что не имеют права на получение материальной помощи за утраченное жилое помещение граждане, получившие после утраты жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров для постоянного проживания в установленном порядке жилое помещение за счет бюджетных средств. Таким образом, предоставление жилых помещений в соответствии с Порядком осуществлялось гражданам, нуждающимся в жилых помещения, которые постоянно проживали в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Именно в связи с этим, в п. 13 Порядка указано, что заявление на оказание материальной помощи п. 6.1-6.4 (обеспечение жилым помещением) может быть подано только заявителем, который проживал в утраченном жилом помещении. Т.е., исходя из положений порядка Конников А.А., Пятницкая Л.А. были не вправе подавать заявление о предоставлении материальной помощи. На основании изложенного, применительно к п. 6.1-6.4 не каждый собственник и не каждый зарегистрированный в жилом помещении имеет право на предоставление жилого помещения. Но только тот собственник или зарегистрированный в утраченном жилом помещении, который после пожара стал нуждающимся.
Представитель ответчика Шишкина М.П. исковые требования не признала и поддержала основания, изложенные Сизеневым Р.В.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г. № 645 «Об оказании материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в 2010 году» был утвержден Порядок оказания такой помощи.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка право на получение материальной помощи имеют следующие категории граждан, жилое помещение и (или) иное имущество которых утрачено, включенные в список граждан, признанных рабочей группой пострадавшими в результате лесных и ландшафтных пожаров, утверждаемый главой администрации муниципального района (городского округа) Воронежской области:
- собственники жилых помещений, дачных строений, хозяйственных построек;
- граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;
- граждане, зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;
- граждане, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях.
При этом, согласно п.4 указанного Порядка материальная помощь оказывается:
- за одно утраченное (поврежденное) жилое помещение независимо от количества членов семьи.
- за одно утраченное дачное строение членам семьи, пострадавшим от лесных и ландшафтных пожаров.
- за одну утраченную хозяйственную постройку гражданину независимо от количества членов семьи.
- за иное утраченное имущество каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области.
п. 7. Материальная помощь, предусмотренная пунктами 6.1 - 6.4 настоящего Порядка, оказывается из расчета площади утраченного жилого помещения, но не менее норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий":
Стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения при оказании материальной помощи, предусмотренной пунктами 6.1 - 6.4 настоящего Порядка, устанавливается в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.06.2010 N 313 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года".
Постановлением Правительства Воронежской области от 10.10.2011 года № 875 утвержден порядок предоставления межбюджетных трансфертов, п. 7 стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения при оказании материальной помощи, предусмотренной пунктами 6.1 - 6.4, 6.7 настоящего Порядка, устанавливается в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.06.2011 N 299 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года".
Решением рабочей группы по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров администрации Калачеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановлено отказать Конникову А.А., Пятницкой Л.А. в признании их пострадавшими в связи с утратой жилого помещения – дома и надворных построек. (л.д.8).
Из обстоятельств дела следует, что заявители на основании свидетельства о праве на наследство, приняли наследство, состоящее из земельного участка, площадью 2860 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель- земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6). Согласно выписки из похозяйственной книги, ФИО1 принадлежало на праве личной собственности домовладение 1961 года постройки, находящееся по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствие со ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Решением Калачеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Конникову А.А., Пятницкой Л.А. о признании незаконным решения рабочей группы администрации Калачеевского муниципального района по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд. л.д.85-86
Вышеуказанный жилой дом полностью уничтожен огнем в результате пожара, что никем не оспаривается.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Таким образом, доводы представителя администрации Калачеевского муниципального района о том, что заявители с ДД.ММ.ГГГГ не проживал по адресу: <адрес>, что и послужило основанием для отказа, суд считает неубедительными. На отнесение помещения к жилому не должен влиять факт его использования для временного или постоянного проживания. Обязательным условием является, чтобы помещение было пригодно для постоянного проживания. Проживать в жилом помещении граждане могут как постоянно, так и временно, обладая конституционным правом на свободу передвижения. Истцы не отрицают, что они постоянно не проживали по указанному адресу.
Вышеуказанный жилой дом, принадлежавший истцам, не признавался непригодным для проживания в порядке, предусмотренном ст.15 ч.4 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г).
Кроме того, установленный Постановлением Правительства Воронежской области от 06.08.2010 г. № 645 Порядок не требует обязательного проживания для признания гражданина пострадавшим, для этого достаточно либо владения жилым помещением на праве собственности, либо регистрации в данном жилом помещении.
Следовательно, истцы являются пострадавшими в связи с утратой жилого помещения в результате последствий лесных и ландшафтных пожаров, и имеют право на получение материальной помощи в связи с утратой недвижимого имущества.
В силу ст. 393 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день предъявления иска.
Расчет суммы 54 (общая площадь жилого дома) * 25700 (стоимость квадратного метра)= 1387800 рублей/100%*85%= 1179630 рублей.
Иск в части признания права на получении материальной помощи в сумме 200000 рублей за утрату движимого имущества не обоснован, так как с заявлением об оказании материальной помощи за утраченное иное имущество истцы к ответчику не обращались, кроме того ими не представлены доказательства утраты иного имущества. Как следует из материалов дела истцы постоянно не проживали в доме, а следовательно наличие иного имущества является спорным. В своем заявлении истцы не указали, какое иное имущество было повреждено. Кроме того истцам предлагалось уточнить исковые требования, и их обоснование, однако о наличии иного имущества требования не мотивировались и не уточнялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Пятницкую Людмилу Александровну и Конникова Александра Александровича пострадавшими в связи с утратой жилого помещения в результате последствий лесных и ландшафтных пожаров.
Признать за Пятницкой Людмилой Александровной и Конниковым Александром Александровичем право на получение материальной помощи как пострадавшей от последствий лесных и ландшафтных пожаров.
Обязать Администрацию Калачеевского муниципального района Воронежской области и Правительство Воронежской области выплатить за Пятницкой Людмиле Александровне и Конникову Александру Александровичу материальную помощь в связи с утратой недвижимого имущества расположенного по адресу <адрес>, в сумме 589815 рублей каждому, в порядке и на основании нормативно-правовой базы, действовавшей на момент вынесения решения рабочей группы по оказанию помощи пострадавшим от последствий лесных и ландшафтных пожаров администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями и дополнениями.
В остальной части иска Пятницкой Людмиле Александровне и Конникову Александру Александровичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т. е. с 20 февраля 2012 года.
Судья