Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Истринский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.В.,
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г/о Истра о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении государственной услуги, о возложении обязанности совершить определенные действия, 3-е лицо: Министерство имущественных отношений <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Истра об оспаривании решений, о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В обосновании заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. через портал государственных и муниципальных услуг <адрес> обратился в Администрацию г/о Истра с заявлением о предоставлении государственной услуги «предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов», номер заявления Р№. В поданном заявление испрашивался в аренду сроком на 3 года земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером <данные изъяты> в категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, то есть полевой участок ЛПХ вне границ населенного пункта.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду на торгах и без проведения торгов установлены ст.39.6 ЗК РФ.
В соответствии с пп.19 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Испрашивался земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенных пунктов.
Сроки, на которые заключается договор аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установлены п.8 ст. 39.8 ЗК РФ. В соответствии с пп.12 п.8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданина для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
Истцом испрашивался в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства (аналогия с сенокошением и ведение огородничества, по мнению истца) на срок 3 года, то есть срок, предусмотренный пп.12 п.8 ст. 39.8 ЗК РФ, что было указано в поданном заявлении.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015г. № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов по основаниям, установленным пп.19 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ указаны в п.45 обозначенного Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
В пункте 45 Перечня поименован один документ- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, которая запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, действующее законодательство не предполагает предоставление никаких документов, помимо заявления и копии паспорта гражданина РФ для заключения договора аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного за границами населенных пунктов, сроком на 3 года по основаниям, установленным пп.19 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Несмотря на это заявителем дополнительно предоставлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров, т.к. данный документ указан в качестве обязательного при подачи заявления на Едином портале государственных и муниципальных услуг <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. в личный кабинет заявителя было загружено Решение об отказе в предоставлении государственной услуги на основании п.п. 13.1.1 Административного регламента- наличие противоречий сведений в заявлении и приложенных к нему документах. При этом не указано, какие сведения являются противоречивыми и чему они противоречат.
Истец находит отказ в предоставлении государственной услуги необоснованным.
Также в оспариваемом решении приведены не относящиеся в сути обращения нормы Федерального закона от 23.06.2014г. №171-ФЗ и дано пояснение, что действующим законодательством был установлен переходный период для завершения оформления земельных участков в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ в редакции до ДД.ММ.ГГГГ., а также, что заявителем до ДД.ММ.ГГГГ. не была завершена процедура оформления рассматриваемого участка. И в связи с тем, что в настоящее время переходный период завершен, у истца отсутствуют законные основания для завершения оформления данного земельного участка.
До ДД.ММ.ГГГГ. истец указанный земельный участок не оформлял. Принятое решение не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Истра № от ДД.ММ.ГГГГ., испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне СХ-2. Утвержденным в составе Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес> градостроительным регламентом для функциональной зоны СХ-2 ведение личного подсобного хозяйства является основным видом разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, что также подтверждается законность запроса предоставления в аренду обозначенного земельного участка с указанным видом разрешенного использования.
Просит по этим основаниям удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание истица не явилась, просила рассматривать дело в её отсутствие.
Представитель ответчика также не явился, предоставил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. В своих возражения представитель ответчика указал, что спорный земельный участок был сформирован по инициативе и за счет третьего лица, в связи с чем на него может претендовать только первоначальный заявитель, а не истец. В связи с тем, что на указанный участок имеются несколько заинтересованных лиц в его представлении, полагает, что в целях более эффективного распоряжения земельными ресурсами данный земельный участок предоставить на торгах (л.д.32).
Представитель 3-его лица не явился, извещен.
Суд, исследовав письменные материалы дела и дав им юридическую оценку, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, зарегистрированная по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» (л.д.10-11). В поданном заявление испрашивался в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером № в категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, то есть полевой участок ЛПХ вне границ населенного пункта, расположенный вблизи д.<адрес>. К указанному заявлению были приложены: копия паспорта, сообщение об отсутствии объектов недвижимости в границах испрашиваемого земельного участка (л.д.8-9, 12).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги (л.д.13). Основанием для отказа указано положение п.п. 13.1.1 Административного регламента: наличие противоречий сведений в Заявлении и приложенных к нему документах.
В соответствии с ст.39.1 ЗК РФ
1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с ст. 39.6 ЗК РФ
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
6. Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.
В соответствии с ст. 39.8 ЗК РФ
1. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:
11) на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта;
12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
12. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Согласно ст. 78 ЗК РФ
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О личном подсобном хозяйстве"
1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право граждан на ведение личного подсобного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, т.е. физическое лицо должно иметь соответствующие правомочия (крестьянское (фермерское) хозяйство, член некоммерческого объединения граждан). Право на предоставление земельного участка для таких целей предусмотрено положениями ст. 39.6 ЗК РФ.
В данном случае ФИО1 таким лицом не является, о чем обоснованно указал ответчик в своем решении.
Кроме того, истец не являет лицом, по обращению которого до ДД.ММ.ГГГГ. было утверждена схема испрашиваемого земельного участка, следовательно, на участок претендует более 1 лица. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости передачи земельного участка на торги в соответствии с п.1 ст. 39.6 ЗК РФ.
Таким образом, действия Администрации г/о Истра являются правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г/о Истра о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении государственной услуги, о возложении обязанности совершить определенные действия, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.
Судья Истринского
городского суда
<адрес> О.В. Жукова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ