Дело № 12-62/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2013 г. с. Алнаши УР
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Гвоздикова А.С.,
при секретаре Шишовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Васильева В. И. на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
дд.мм.гггг государственным инспектором <***> по пожарному надзору П.А.Ю. в отношении Васильева В. И. вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 20.4 ч. 1, 3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <***> рублей за нарушение требований пожарной безопасности, Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг №*** (п.п.42 (ж), 475, 480), НПБ 166-97 («Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» - п.п. 6.5, 6.7).
Васильев В. И. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
1. помещение столярной мастерской не является электрощитовой,
2. огнетушитель ОП_5 в кабинете информатики расположен согласно плану эвакуации,
3. огнетушитель ОП-5 в бухгалтерии был убран временно, в связи с переездом бухгалтерии
4. огнетушитель ОП-5 в фойе установлен без номера рабочим.
В судебном заседании Васильев В. И. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление по делу об административном правонарушении, сослался на затруднительное материальное положение.
Представитель ОГПН <***> П.А.Ю. пояснил, что согласно распоряжению №*** от дд.мм.гггг в отношении МБОУЗ «<***> средняя общеобразовательная школа» была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдении обязательных требований пожарной безопасности. О дате и месте проверки руководитель учреждения был извещен лично дд.мм.гггг. Плановая выездная проверка учреждения проведена дд.мм.гггг в присутствии руководителя учреждения. По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. Согласно приказу руководителя учреждения от дд.мм.гггг ответственным за пожарную безопасность и ответственным за содержание огнетушителей и средств пожаротушения назначен Васильев В. И., учитель ОБЖ. По факту нарушений правил содержания средств пожаротушения в отношении Васильева В. И. составлены протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено постановление о назначении административного наказания. В том числе по результатам плановой проверки в адрес МБОУЗ вынесено предписание по устранению нарушений с установленным сроком их устранения до дд.мм.гггг
Из представленных по делу доказательств следует, что во исполнение распоряжения №*** Главного государственного инспектора <***> по пожарному надзору от дд.мм.гггг была проведены плановая выездная проверка противопожарного состояния МБОУ «<***> средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <***>
В ходе проверки установлено, что ответственным за пожарную безопасность и за содержание огнетушителей и средств пожаротушения является Васильев В. И., учитель ОБЖ.
Государственным инспектором <***> по пожарному надзору в отношении Васильева В. И. составлены протокола от дд.мм.гггг об административном правонарушении, в которых отражены следующие нарушения требований пожарной безопасности, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно:
1) в нарушение п. 42 (ж) ППР в РФ, запрещающего размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы, в помещении эл.щитовой в столярной мастерсокй допускается хранение горючих предметов;
За что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
2) в нарушение п. 6.5 НПБ 166-97, предписывающего переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним, в фойе возле умывальников огнетушитель ОП-5 закреплен за рабочее устройство проволокой,
3) в нарушение п. 475 ППР в РФ, в силу которого каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской, в фойе возле умывальников огнетушитель ОП-5 не имеет порядкового номера,
4) в нарушение п. 480 ППР в РФ, в силу которого, огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра, в кабинете информатики огнетушитель ОП-5 установлен высоко (160 см), вдали от выхода из помещения,
5) в нарушение п. 480 ППР в РФ и п. 6.7 НПБ 166-97, согласно которому огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу, с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии, в помещении бухгалтерии огнетушитель ОП-5 установлен на полу не на видном месте.
За что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ должностным лицом - государственным инспектором <***> по пожарному надзору П.А.Ю. дд.мм.гггг в отношении Васильева В. И. вынесено постановление №*** о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ с наложением штрафа в сумме <***> рублей.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что постановление административного органа принято законно и обоснованно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности должны нести собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности,.
Факт нарушения требований Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 (п.п.42 (ж), 475, 480), НПБ 166-97 («Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» - п.п. 6.5, 6.7), за которые предусмотрена ответственность по ч.ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами и заявителем не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности. В данном случае совершенное заявителем административное правонарушение посягает на жизнь и здоровье людей. Допущенные заявителем нарушения отнесены законодателем к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Факт нарушения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и вина заявителя как лица, ответственного за пожарную безопасность, в совершении нарушений доказаны материалами дела.
Доказательств невозможности соблюдения Васильевым В. И. требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, т.е. доказательств отсутствия вины заявителя в совершении административных правонарушений, в материалах дела не имеется.
Заявитель обязан был обеспечить выполнение требований пожарной безопасности, однако им не принято всех зависящих от нее мер по их соблюдению.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии состава вменяемого Васильеву В. И. административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление принято должностным лицом, осуществляющим государственный пожарный надзор, в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 23.34 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Давая оценку доводам заявителя об установлении огнетушителя согласно плану эвакуации, суд отмечает, что план эвакуации учреждения должен соответствовать обязательным требованиям пожарной безопасности, его несоответствие обязательным нормам и требования законодательства в области пожарной безопасности не является обстоятельством, исключающим ответственность должностного лица за совершение административного правонарушения в области пожарной безопасности.
Довод заявителя, что помещение мастерской не является электрощитовой, отклоняется, поскольку наличие центральной щитовой в указанном помещении сторонами подтвержден.
Довод заявителя, что огнетушитель в бухгалтерии был убран временно, а в фойе он установлен ненадлежащее рабочим, также не является основанием освобождения заявителя от ответственности, поскольку приказом руководителя учреждения именно заявитель в установленном порядке назначен ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемое постановление №*** от дд.мм.гггг о назначении административного наказания вынесено в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения жалобы заявителя Васильева В. И. и отмены постановления отсутствуют.
Между тем, согласно ст. 31.5 КоАП РФ суд считает необходимым разъяснить заявителю право должностного лица, вынесшего постановление, отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, рассрочить уплату административного штрафа на срок до трех месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление Государственного инспектора <***> по пожарному надзору №*** от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Васильева В. И. оставить без изменения, жалобу Васильева В. И.- без удовлетворения.
Решение может быть обжалованию в Верховный суд УР в течение 10 дней.
Судья А.С. Гвоздикова