24 RS0016-01-2019-002455-64
Дело № 2-253/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2020года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах Хахулиной Марины Хамзаровны к Краевому Государственному Казенному Учреждению «Управление социальной защиты населения» о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Железногорск обратился в суд с иском к Краевому Государственному Казенному Учреждению «Управление социальной защиты населения»с требованием о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, мотивируя свои требования следующим.
Хахулина М.Х. является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена с 25.02.2015 г. бессрочно. Хахулина М.Х. зарегистрирована и проживает по <адрес>. Хахулина М.Х. имеет право на предоставление мер социальной поддержки – льгот, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 181 от 24.112.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на оплату не ниже 50% жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. Указанной мерой социальной поддержки Хахулина М.Х. пользовалась до 01.07.2018 г. В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, ответчиком с 01.07.2018 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки. В связи с заключение соглашения к МП «ГЖКУ» предоставление мер социальной поддержки Хахулиной М.Х. возобновлено с 01.08.2019 г.
Ссылаясь на требования ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прокурор с учетом уточнения исковых требований просит обязать Краевое Государственное Казенное Учреждение «Управление социальной защиты населения» (КГКУ «УСЗН») предоставить Хахулиной М.Х. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в форме субсидий с 01.08.2018 г. по 01.08.2019 г.
Прокурор Вертилецкая А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Истица Хахулина М.Х. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного представителем ответчика отзыва следует, что компенсация расходов истцу была прекращена, поскольку у истца имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, причины, по которым образовалась задолженность, уважительными не являются.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного представителем ответчика отзыва следует, что компенсация расходов истцу была прекращена, поскольку у истца имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, причины, по которым образовалась задолженность, уважительными не являются. Министерство социальной политики Красноярского края надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку государственными полномочиями по назначению МСП были наделены органы местного самоуправления до 01 октября 2019 года, а после этой даты предоставление МСП осуществляет КГКУ «УСЗН», имеющее территориальные отделения по краю, не являющиеся юридическими лицами.
Представитель ответчика Администрации ЗАТО Железногорск в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного представителем ответчика отзыва следует, что с 01.10.2019 г. Администрацией ЗАТО Железногорск приращено исполнение государственных полномочий по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения в соответствии с Законом Красноярского края № 7-2824 от 04.06.2019 г.
Выслушав пояснения участников процесса, ознакомившись с представленными странами доказательствами, суд приходит к следующему.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой статьи 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно подпункта "в" пункта 9 статьи 23 указанного Закона (в редакции, действовавшей в спорый период) орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно пункта 4 статьи 20.1 указанного Закона края (в редакции закона, действующей на период спорных правоотношений) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Принимая во внимание, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что наличие у истца задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца на территории Красноярского края в спорный период не могло являться основанием для прекращения предоставления ей как лицу, являющемуся инвалидом третьей группы, меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Железногорск о прекращении предоставления истцу указанных мер социальной поддержки, предусмотренных положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации является незаконным, а право истца подлежит судебной защите путем удовлетворения заявленных прокурором требований.
При этом суд не может принять во внимание возражения ответчиков о том, что право прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено положениями п. 2 ст. 20.1, п. п. «в» п.9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804.
Так, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 53-АПГ15-24 об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
С учетом изложенного, поскольку законных оснований для прекращения предоставления меры социальной поддержки в спорный период не имелось, исковые требования подлежат удовлетворению.
При определении надлежащего ответчика по рассматриваемому спору суд исходит из следующего.
По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Красноярского края, оказывающим государственные услуги в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, является Министерство социальной политики Красноярского края, которое осуществляет функции и полномочия учредителя КГКУ «УСЗН» (распоряжение Правительства Красноярского края от 01.09.2014 № 630-р.).
Законом края от 04.06.2019 № 7-2828 «О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» в Закон Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» внесены изменения, в соответствии с которыми, срок осуществления органами местного самоуправления городского округа Железногорск государственных полномочий, в том числе по назначению (отказу в назначении) МСП по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, ограничен 01 октября 2019 года.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 № 473-ОД утверждена новая редакция Устава КГКУ «Управление социальной защиты населения», согласно п. 2.4.1.1. которого с 01.10.2019 на территории ЗАТО Железногорск учреждение исполняет функции и оказывает государственную услугу по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг (подп.48)
Из материалов дела следует, что Хахулина М.Х. является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена с 25.02.2015 г. бессрочно. Хахулина М.Х. зарегистрирована и проживает по <адрес>. Хахулина М.Х. имеет право на предоставление мер социальной поддержки – льгот, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 181 от 24.112.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на оплату не ниже 50% жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. Указанной мерой социальной поддержки Хахулина М.Х. пользовалась до 01.07.2018 г. В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, ответчиком с 01.07.2018 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки. В связи с заключение соглашения к МП «ГЖКУ» предоставление мер социальной поддержки Хахулиной М.Х. возобновлено.
Анализируя установленные обстоятельства, в совокупности с приведенными выше положениями законодательства, отсутствие предусмотренных законом оснований для прекращении предоставления мер социальной поддержки, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что наличие у Андроновой В.Д. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования иска о предоставлении Хахулиной М.Х. мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в форме субсидий с 01.08.2018 г. по 01.08.2019 г. основаны на законе.
Принимая решение о защите нарушенных прав истца, суд принимает решение о возложении обязанности о предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки на Краевое Государственное Казенное Учреждение «Управление социальной защиты населения» (КГКУ «УСЗН»).
Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах Хахулиной Марины Хамзаровны, удовлетворить.
Обязать Краевое Государственное Казенное Учреждение «Управление социальной защиты населения» (КГКУ «УСЗН») предоставить Хахулиной Марине Хамзаровне. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% в форме субсидий с 01.08.2018 г. по 01.08.2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 5 августа 2020 г. с 17 часов.
Судья Я.А. Щербакова