РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2018 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гареевой Л.Р.
с участием истца Шалиной И.Н.
представителя истцов Аглиуллиной З.Т., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика Ахметьянова Г.Р., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре судебного заседания Ушамовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалиной И.Н., Шалина В.И. к АО «Тандер» об обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков и нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновывая его тем, что Шалиной И.Н. на основании соглашения о выделе доли в натуре от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № общей площадью №, Шалину В.И. на основании договора дарения нежилого помещения и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № м, и нежилое помещение (подвал), общей площадью № кв м., по адресу: <адрес> подтверждается выписками из ЕГРН.
Ответчику в составе многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № принадлежат на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Истцы указывают, что нежилые помещения ответчика, а именно комната для персонала, подсобные помещения, тамбур для погрузки-разгрузки товара, расположены, в том числе на земельном участке, принадлежащем Шалину В.И. с кадастровым номером № Подвалом ответчик неоднократно безвозмездно пользовался с согласия истцов. Указанным помещением истцы не пользуются, оно находится в закрытом виде.
Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Шалиной И.Н., используется ответчиком для подъезда грузовых автомобилей к нежилым помещениям для погрузки-разгрузки товаров.
Пользование ответчиком чужим имуществом без заключения договора истцы расценивают как неосновательное обогащение и нарушение прав и законных интересов, в связи с чем заключение договора, регулирующего земельные отношения, в рассматриваемом случае является обязательным.
Истцы просят обязать АО «Тандер» заключить договоры купли-продажи с Шалиной И.Н. земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью №, с Шалиным В.И. земельного участка с кадастровым номером № общей площадью №, и нежилого помещения (подвала), общей площадью №., по адресу: <адрес> по ценам, согласованным сторонами сделок, в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание истец Шалин В.И. не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Истец Шалина И.Н. просила иск с учетом уточнений удовлетворить, пояснив, что переговоры с АО «Тандер» ведутся с 2016 года. В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью № м, принадлежащем ей, она поставила передвижной киоск, чтобы ответчик не мог использовать данный земельный участок для погрузки и разгрузки товара.
Представитель истцов Аглиуллина З.Т. уточненный иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Ахметьянов Г.Р. просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме по тем основаниям, что факт использования АО «Тандер» земельного участка с кадастровым номером № для подъезда грузовых автомобилей к нежилым помещениям для погрузки и разгрузки товаров истцами не подтвержден. Кроме того, на указанном земельном участке Шалиной И.Н. поставлен киоск. Требования истцов не отнесены законом к тем исключительным случаям, когда заключение договора купли-продажи является обязательным, истцами избран ненадлежащий способ защиты. У ответчика возникло право общей долевой собственности за земельный участок с кадастровым номером № на котором расположено здание, в состав которого входят нежилые помещения, принадлежащие ответчику на праве собственности. Кроме того, объект недвижимости, находящийся в собственности Шалина В.И, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № расположен в подвале, помещения АО «Тандер» (комната для персонала, подсобные помещения, тамбур для погрузки-разгрузки) расположены на 1 этаже многоквартирного жилого дома, то АО «Тандер» как собственник помещений в многоквартирном доме вправе пользоваться земельным участком. Суду представитель ответчика пояснил, что понудить заключить договор купли-продажи в силу закона истцы не имеют права, указанные земельные участки и подвал АО «Тандер» не нужны, они ими не пользуются, нарушений прав истцов нет.
3 лицо - представитель БТИ Андриянов Е.А. суду пояснил, что раньше земельный участок следовал судьбе основного здания, сейчас земля является объектом сделок. По рассматриваемому делу сделки состоялись, регистрацию прошли.
Кадастровый инженер Мавлияров М.Р. суду пояснил, что ранее выезжал на объект по просьбе истцов, установлено, что пандусы частично располагались на земельных участка, принадлежащих истцам. В настоящее время не может объяснить ситуацию в связи с тем, что не был на объекте.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Валиева Э.Р. суду пояснила, что земельным законодательством предусмотрено право собственника долевой собственности на использование земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, в силу закона, и действия такого лица по использованию земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Вместе с тем данные действия противоречат ст. 26 ЗК РФ и ст. 8.1 ГК РФ. В силу п.3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон. Просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель главного государственного инспектора Белебеевского и <адрес>ов РБ по использованию и охране земель Тухватшин А.Г. суду пояснил, что проведено административное обследование объектов земельных отношений – земельных участков с кадастровыми номерами №. В ходе административного обследования установлено, что нежилые помещения в виде комнаты для персонала, подсобные помещения, тамбур для погрузки-разгрузки товаров, принадлежащие АО «Тандер», расположены как на приобретенном земельном участке кадастровым №, так и на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем Шалину В.И. Земельным законодательством предусмотрено право собственника долевой собственности на использование земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, в силу закона, и действия такого лица по использованию земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Вместе с тем данные действия противоречат ст. 26 ЗК РФ и ст. 8.1 ГК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом, судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо лежит на лице, обратившимся в суд.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости (п. 2).
Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как следует из материалов дела на основании соглашения о выделе доли в натуре от ДД.ММ.ГГГГ Шалиной И.Н. принадлежали на праве собственности объекты нежилых помещений и земельный участок с кадастровым номером 02№.м. по адресу: <адрес>.
По договору купли-продажи имущества № № от ДД.ММ.ГГГГ Шалина И.Н. продала ответчику принадлежащие ей на праве собственности нежилые помещения с земельным участком площадью №75, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - под размещение магазина по адресу: <адрес>.
В настоящее время истцам на праве собственности принадлежат:
- Шалиной И.Н. на основании соглашения о выделе доли в натуре от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок «под размещение магазина» с кадастровым номером № м, по адресу: РБ <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);
- Шалину В.И. на основании договора дарения нежилого помещения и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок «под размещение магазина» с кадастровым номером №.м., и нежилое помещение (подвал), общей площадью № м., по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ).
АО «Тандер» в составе многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы указывают, что нежилые помещения, принадлежащие ответчику, а именно комната для персонала, подсобные помещения, тамбур для погрузки-разгрузки товара, расположены, в том числе на земельном участке, принадлежащем Шалину В.И. с кадастровым номером №
Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Шалиной И.Н., используется ответчиком для подъезда грузовых автомобилей к нежилым помещениям для погрузки-разгрузки товаров.
Подвалом ответчик неоднократно безвозмездно пользовался с согласия истцов. Указанным помещением истцы не пользуются, оно находится в закрытом виде.
Пользование ответчиком чужим имуществом без заключения договора истцы расценивают как неосновательное обогащение и нарушение прав и законных интересов, в связи с чем заключение договора, регулирующего земельные отношения, в рассматриваемом случае является обязательным.
На основании представленных доказательств и объяснений лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что факт использования Акционерным обществом «Тандер» земельного участка с кадастровым номером № для подъезда грузовых автомобилей к нежилым помещениям для погрузки-разгрузки товаров, а так же нежилого помещения – подвала, общей площадью №.м. с кадастровым номером № истцами не подтвержден.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащем Шалиной И.Н. истицей установлен киоск. Со слов Шалиной И.Н. передвижной киоск установлен, для того, чтобы ответчик не мог использовать принадлежащий ей земельный участок. В связи с изложенным, нарушений прав собственника суд не усматривает, Шалина И.Н. пользуется, владеет и распоряжается земельным участком, принадлежащим ей на праве собственности, ответчик не препятствует ей в этом. Представленные фотографии суд не может принять в качестве надлежащих доказательств по делу, по тем основаниям, что они не актуальны на день рассмотрения дела и по ним нельзя однозначно определить факт использования ответчиком земельного участка, принадлежащего истице Шалиной И.Н.
Нежилое помещение – подвал, общей площадью №, принадлежащий Шалину В.И. на основании договора дарения нежилого помещения и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам истцов не используется АО «Тандер», со слов Шалиной И.Н. он закрыт. Доводы о том, что подвалом ответчик неоднократно безвозмездно пользовался с согласия истцов, не могут послужить основанием для удовлетворения исковых требований об обязании заключить договор купли-продажи, по тем основаниям, что нарушения прав собственника суд не усматривает, так как пользование осуществлялось с согласия собственника нежилого помещения.
По требованию об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Шалину В.И. суд приходит к следующему.
В нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами № зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости, принадлежащие нескольким собственникам.
Согласно пункту 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает для зданий, в которых находятся нежилые помещения, иного режима пользования общим имуществом, отличного от многоквартирных домов.
В силу п.4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом.
В силу пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Согласно пункту 3 статьи 552 Кодекса продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
Таким образом, ввиду того, что объект недвижимости - подвал, находящийся в собственности Шалина В.И., расположен на земельном участке с кадастровым номером №, помещения АО «Тандер»: комната для персонала, подсобные помещения, тамбур для погрузки-разгрузки, расположены на первом этаже многоквартирного жилого дома, в этой связи ответчик АО «Тандер» являющийся, в том числе, собственником помещений в многоквартирном доме, вправе пользоваться земельным участком с кадастровым номером №
Исходя из вышеприведенных норм права, являясь законным владельцем нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного в многоквартирном жилом по адресу: <адрес>, АО «Тандер» вправе использовать земельный участок под принадлежащим ему объектом недвижимости наряду с другими собственниками помещений в многоквартирном доме и какое-либо дополнительное согласие иных собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, для такого использования земельного участка не требуется.
В ходе рассмотрения дела судом не было установлено нарушений требований действующего законодательства со стороны АО «Тандер».
Руководствуется положениями ст. ст. 12, 209, 304 ГК РФ, п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд исходит из отсутствия нарушений прав собственности истцов со стороны ответчика, поскольку земельный участок с кадастровым номером № кв м, используется Шалиной И.Н. под размещение киоска; нежилое помещение (подвал), общей площадью № м., по адресу: <адрес> <адрес>, ответчиком не используется, как указала истица Шалина И.Н. оно закрыто, что не препятствует пользованию указанным подвалом самим Шалиным В.И.; земельным участком «под размещение магазина» с кадастровым номером № м, принадлежащим Шалину В.И. АО «Тандер» пользуется в силу ст. 35 ЗК РФ, так как земельным законодательством предусмотрено право собственника долевой собственности на использование земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, в силу закона, и действия такого лица по использованию земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Основания с которыми связывают свои требования истцы, не отнесены законом к тем исключительным случаям, предусмотренным законодательством, когда заключение договора купли-продажи является обязательным.
При этом оснований полагать, что право собственности истцов нарушено, не имеется, поскольку они не представили суду бесспорных доказательств нарушения своих прав либо наличия реальной угрозы нарушения права. В отсутствие таких доказательств исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В исковом заявлении истцы ссылаются на то, что расценивают пользование ответчиком чужим имуществом в качестве неосновательного обогащения. Несмотря на это, требования о взыскании суммы неосновательного обогащения истцами не заявлены, расчет суду не представлен.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что материалами дела не подтверждены доводы истцов о нарушении их прав собственников.
руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Шалиной И.Н., Шалина В.И. к АО «Тандер» об обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков и нежилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: Л.Р. Гареева