Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-34357/2020 от 17.11.2020

Судья - Леошик Г.Д.                            дело № 33-34357/2020

№ 2а-1899/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2020 года                                г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего                    Назаренко О.Н.

судей                                Палянчук Т.А., Кияшко Л.В.

по докладу судьи краевого суда                Палянчук Т.А.

при ведении протокола помощником судьи         Красулиной О.А.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сапожниковой Т.П., Сапожникова В.С., Васильева С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. к администрации города Сочи об оспаривании решения,

по апелляционной жалобе Сапожниковой Т.П., Сапожникова В.С., Васильева С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 августа 2020 года,

заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия

установила:

Сапожникова Т.П., Сапожников В.С., Васильев С.И., Журавлева Т.С., Сергеенко Э.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, в котором просили признать незаконным решение о предоставлении жилья в порядке очередности лиц равной категории по списку внеочередников с порядковым номером - 108, и обязать предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенные жилые помещения, расположенные в пределах территории муниципального образования города Сочи, отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам, исходя из нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма - по 18 кв.м на каждого административного истца (члена семьи).

Исковые требования мотивированы тем, что истцы признаны малоимущими и состоят на учете граждан на улучшение жилищных условий в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Хостинскому району города Сочи с 1989 года, по категории «общие основания - менее учетной нормы». Учетный номер в списке муниципальной подведомственности в настоящее время - 1397. Распоряжением главы администрации Хостинского внутригородского района города Сочи от 01.09.2017 года № 257-р «Об утверждении заключения от 28 августа 2017 года № 9 об оценке соответствия жилого дома № <№...> (литер <№...>) по <Адрес...> требованиям, установленным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилой дом № <№...> (литер <№...>) по <Адрес...> (имущество административных истцов) признан непригодным для проживания (пострадал в результате пожара).

Решением Хостинского районного суда города Сочи Кранодарского края от 18 января 2019 года на администрацию города Сочи возложена обязанность включить истцов в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. Постановлением администрации города Сочи от 03.09.2019 года «О включении Т.П. Сапожникову, B.C. Сапожникова, С.И. Васильева, Т.О. Журавлеву, Э.В. Сергеенко в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма» истцы включены в отдельный список граждан по категории: внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма.

Из уведомления департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 24.09.2019 года <№...> истцам стало известно, что они внесены в отдельный список граждан категорий муниципальной подведомственности по категории: внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, порядковый номер в списке муниципальной подведомственности - 108, однако указывают на то, что предоставление гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации не предполагает ведение каких-либо списков либо очередей.

26 июня 2020 года истцы получили от администрации города Сочи ответ аналогичный предыдущему о том, что они стоят на внеочередной очереди порядковым номером в списке муниципальной подведомственности - 106 и если считают, что их права нарушены, рекомендовано обратиться в суд.

Решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 августа 2020 года в удовлетворении административного иска Сапожниковой Т.П., Сапожникова В.С., Васильева С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. отказано.

В апелляционной жалобе истцы выражают несогласие с принятым решением суда, просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование доводов жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Письменные возражения на эту апелляционную жалобу не поступали.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 ноября 2020 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего административного дела по правилам гражданского судопроизводства.

Заслушав Сапожникову Т.П., Васильева С.И., Сергеенко Э.В., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя администрации города Сочи по доверенности Перекрестова П.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Сапожникова Т.П., Сапожников B.C., Васильев С.И., Журавлева Т.С., Сергеенко Э.В. признаны малоимущими и состоят на учете граждан на улучшение жилищных условий в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Хостинскому району города Сочи с 1989 года, то есть еще до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по категории «общие основания - менее учетной нормы». Учетный номер в списке муниципальной подведомственности в настоящее время - 1397.

Распоряжением главы администрации Хостинского внутригородского района города Сочи от 01 сентября 2017 года № 257-р «Об утверждении заключения от 28 августа 2017 года № 9 об оценке соответствия жилого дома <№...> (литер <№...>) по <Адрес...> требованиям, установленным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилой дом <№...> (литер <№...>) по <Адрес...> (имущество истцов) признан непригодным для проживания (пострадал в результате пожара).

Решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 января 2019 года на администрацию города Сочи возложена обязанность включить истцов в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

Постановлением администрации города Сочи от 03.09.2019 года № 1459 «О включении Т.П. Сапожниковой, B.C. Сапожникова, С.И. Васильева, Т.О. Журавлевой, Э.В. Сергеенко в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма» истцы включены в отдельный список граждан по категории: внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма.

Согласно уведомлению департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 24.09.2019 года № 412, истцы внесены в отдельный список граждан категорий муниципальной подведомственности по категории: внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, порядковый номер в списке муниципальной подведомственности - 108.

26 июня 2020 года Сапожникова Т.П., Сапожников B.C., Васильев С.И., Журавлева Т.С., Сергеенко Э.В. получили от администрации города Сочи ответ № <№...> аналогичный предыдущему о том, что истцы стоят на внеочередной очереди порядковым номером в списке муниципальной подведомственности - 106.

Отклоняя требования истцов, суд первой инстанции указал на их необоснованность. При этом в обоснование своего вывода суд сослался на то, что предоставление истцам жилого помещения во внеочередном порядке возможно при наличии свободного муниципального жилого помещения площадью, соответствующее занимаемой, а также после обеспечения жилыми помещениями граждан, права которых на внеочередное предоставление муниципального жилого помещения по договору социального найма возникло и учтено ранее.

Между тем, суд не учел следующего.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, а отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Судом апелляционной инстанции установлено, что истцы до настоящего времени жилым помещением не обеспечены.

При таком положении бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непредоставлении истцам жилого помещения вне очереди взамен признанного непригодным для проживания жилого дома, является нарушением прав и законных интересов Сапожниковой Т.П., Сапожникова B.C., Васильева С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В., в связи с чем, является незаконным.

Из положений пунктов 1, 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое жилое помещение в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения и его сносом должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи с признанием непригодным для проживания дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах Сапожниковой Т.П., Сапожникову B.C., Васильеву С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.

Одновременно с этим судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований истцов в полном объеме у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1, частями 2 - 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения, в соответствии с которым иск Сапожниковой Т.П., Сапожникова B.C., Васильева С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. следует удовлетворить частично.

Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

определила:

решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 августа 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:

Иск Сапожниковой Т.П., Сапожникова В.С., Васильева С.И. Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. к администрации города Сочи об оспаривании решения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непредоставлении Сапожниковой Т.П., Сапожникову В.С., Васильеву С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. вне очереди жилого помещения взамен жилого помещения признанного в установленном порядке непригодным для проживания.

Обязать администрацию города Сочи предоставить Сапожниковой Т.П., Сапожникову В.С., Васильеву С.И., Журавлевой Т.С., Сергеенко Э.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах данного населенного пункта.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий -                     О.Н. Назаренко

Судьи -                                 Т.А. Палянчук

Л.В. Кияшко

33-34357/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сапожникова Т.П.
Сапожников В.С.
Васильев С.И.
Ответчики
Администрация г.Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Палянчук Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
17.11.2020Передача дела судье
15.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее