Дело № 2-2498
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Голубченко В.М.
при секретаре Комоловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово
26 сентября 2012 года
гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО5 обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что его мать, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении попечительства над <данные изъяты> ФИО2, так как мать <данные изъяты>, ФИО3 лишен родительских прав и она была помещена в школу-интернат №. ДД.ММ.ГГГГ ее <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> №-р она была поставлена на учет для улучшения жилищных условий как сирота.
В <данные изъяты> окончила школу-интернат № <адрес>. После окончания школы больше она нигде не обучалась. В администрации города ей было сообщено, что она поставлена в список вне очередников, но в ближайшее время квартиры не предвидеться.
<данные изъяты> года она числится во внеочередном списке под <данные изъяты>. Она сообщила администрации, что остро нуждается в жилом помещении, но ей ничего не было предложено. Она считает, что администрация Беловского городского округа необоснованно и незаконно отказывает ей в предоставлении жилого помещения.
Она как сирота имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
ФИО6 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются:
1.Гражданам жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии ч. 3 ст.8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантировано право на предоставление жилья вне очереди при отсутствии закрепленного жилого помещения.
При определении в детское учреждение за ней жилье не было закреплено, так как у матери отсутствовало жилое помещение в собственности.
Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО6 ст. 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ она приобрела в результате лишения родительских прав ее отца по решению Беловского городского суда и смерти матери.
Она считает, что ее жилищные права как сироты нарушаются.
В настоящее время у нее на иждивении находится малолетний ребенок, но постоянного жилья она не имеет и ей приходится снимать жилье.
Просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ей, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки <адрес> изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным, установленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, не менее нормы предоставления жилого помещений установленной на территории Беловского городского округа на день предоставления такого жилого <данные изъяты> виде целевой субвенции.
Определение от ДД.ММ.ГГГГ в качестве 3 лица на стороне ответчика привлечена администрация <адрес>.
В судебном заседании истица ФИО5 исковые требования поддержала и подтвердила обстоятельства на которых они основаны. Пояснила, что она является сиротой. Своего жилого помещения не имеет, стоит, как сирота на очереди, но администрация жилье ей не предоставила. Просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, не менее <данные изъяты>м.
Представитель истца ФИО10, действующая на основании ст. 53 ГПК РФ исковые требования ФИО5 поддержала и пояснила, что ФИО5 нуждается в жилом помещении и как ребенок-сирота состоит на очереди на получение жилого помещение. В связи с тем что жилье истице не предоставили, просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> не менее 33 кв.м.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Беловского городского округа ФИО11, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что администрация Беловского городского округа ФИО6 удовлетворить исковые требования истицы, но за счет средств бюджета <адрес>.
В возражении на исковое заявление представитель администрации Беловского городского округа ФИО11, действующая на основании доверенности указала, что обязанность администрации Беловского городского округа по предоставлению жилья наступает в момент финансирования из областного бюджета целевой программы по предоставлению жилых помещений детям сиротам. Предоставление жилья осуществляется в порядке внесения в список внеочередного предоставления жилой площади. Считают, что администрация Беловского городского округа ненадлежащий ответчик. В случае удовлетворения исковых требований, решение суда будет невозможно исполнить без финансирования. Администрация города предоставит жилое помещение истцу только после получения целевой субвенции и в соответствии с внеочередным списком нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считают требование о предоставлении жилого помещении ранее граждан подавших заявление на внеочередное предоставление жилья необоснованным.
Администрация Беловского городского округа ФИО6 удовлетворить исковые требования ФИО5 к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения только при подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий и за счет средств бюджета <адрес>, предоставленных в виде целевой субвенции в соответствии с номером включения во внеочередной список.
Представитель 3-го лица – <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Представители в суд отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствии представителя. В возражении на исковое заявление представитель 3-го лица ФИО12, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ указала, что в настоящее время жилищный фонд находится в муниципальной собственности и субъект Российской Федерации – <адрес> не имеет в составе государственной собственности <адрес> жилищного фонда, было принято решение о передаче государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам органам местного самоуправления.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
Ст. 35 БК РФ запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. Законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам, также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья.
Субвенция предоставляется органами местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий. Жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом следует отметит, что жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Считают, что правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом и нуждающимся в жилых помещениях детьми-сиротами.
Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения.
Из перечисленных норм не следует, что исполнительный орган государственной власти – <адрес> обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений. Таким образом, на администрацию <адрес> неправомерно возлагать расходы на предоставление жилых помещений истцу. Обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует возложить на органы местного самоуправления – администрацию Беловского городского округа.
Просит отказать в удовлетворении исковых требований к <адрес> в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истицу ФИО5, ее представителя ФИО10, представителя ответчика администрации Беловского городского округа ФИО11, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ, случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
На основании ст. 8 указанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Однако бюджетным законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам.
ФИО6 п. 9 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также устанавливает порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истицы – ФИО1, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти.
Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетней ФИО4 была назначена ФИО2.
ФИО6 справки МКУ «Управление образования <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С <данные изъяты>» № <адрес>».
Из свидетельства о заключении <данные изъяты> № следует, что ФИО4 вступила в брак и изменила фамилию на ФИО5.
Суд считает, что ФИО5 (ФИО13 до брака) ФИО7 относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, следовательно имеет право на внеочередное получение жилья.
ФИО6 распоряжения администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из справки администрации Беловского городского округа №-ж от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 состоит в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за <данные изъяты> во внеочередном за номером <данные изъяты>
Судом установлено, что ФИО5 своего жилого помещения не имеет, зарегистрирована по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> жилого помещения у ФИО5 подтверждается данными ГП <адрес> «Центр технической инвентаризации <адрес>» филиал № <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, Беловского отдела.
Из справки ГП <адрес> «Центр технической инвентаризации <адрес>, филиала № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 по данным правовой регистрации домовладений не числится собственником строений в городе Белово.
ФИО6 РОСРЕЕСТРа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО5 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
Администрацией Беловского городского округа жилое помещение ФИО5 до настоящего времени не предоставлено.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «<адрес>» (минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма) в размере: 13 квадратных метров общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более; 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Полномочия органов государственной власти по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями были переданы органам местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечена родителей».
ФИО6 п.9 ч.1 ст.2 названного закона органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищённых граждан.
Суд не может согласить с доводами ответчика, изложенными в отзыве на исковое заявление в той части, что администрация Беловского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
В соответствии со ст. 35 БК РФ бюджеты формируются на основании принципа общего покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.
Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.
Следовательно, обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления, т.е. администрацию Беловского городского округа.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация Беловского городского округа сможет удовлетворить требования истца о предоставлении жилого помещения только за счет средств бюджета <адрес>, по мнению суда не имеют существенного значения при разрешении данного иска, т.к. взаимоотношения двух субъектов бюджетных правоотношений (Администрации Беловского городского округа и <адрес>) не являются предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу.
Суд считает требования истца ФИО5 о предоставлении ей жилого помещения, как лицу оставшемуся без попечения родителей обоснованными по следующим основаниям.
Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищённых граждан.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ст.57 ЖК РФ, из которой следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребёнка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Разрешение требований о предоставлении лицам, из числа детей-сирот жилой площади во внеочередном порядке не ставится федеральным законодательством в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, в том числе очередь по списку «внеочередников».
Суд считает, что администрация Беловского городского округа являясь органом местного самоуправления и наделенная полномочием по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана предоставить ФИО5 жилое помещение вне очереди.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика- Администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО5 по договору социального найма жилое помещение не менее 33 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты>.м. в пределах Беловского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01.10.2012 года.
Судья /подпись/ В.М.Голубченко