Дело № 2-8288/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Богомазова С.В.,
при секретаре Губановой Р.П.,
с участием представителя заявителя – заместителя Уфимского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Морозова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Уфимский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации.
В обоснование заявления указано на то, что по заданию Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу: ..., осуществляется беспрепятственный доступ к страницам интернет-сайта: http?????????–????:
...
...,
....на которых размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности дистанционного приобретения «санкционной» продукции (сыров из Германии, Нидерландов, Испании), запрещенной к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению (далее – «санкционной» продукция).
Ссылаясь на то, что на момент проверки установить владельцев, собственников и иных правообладателей вышеуказанных сайтов не представилось возможным, Уфимский транспортный прокурор просит суд признать информацию, которая предлагает неопределенному кругу лиц приобрести дистанционным способом санкционную продукцию из стран Европейского союза, размещенную на страницах сайта https://shopozz.ru:
...
...
...
информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель заявителя исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (в лице Управления Роскомнадзора по ...) на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором также указано, что исковые требования прокурора поддерживают полностью.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заявителя, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Уфимской транспортной прокуратурой по заданию Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу: ..., осуществляется беспрепятственный доступ к страницам интернет-сайта: ...
...
...
....на которых размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности дистанционного приобретения «санкционной» продукции (сыров из Германии, Нидерландов, Испании), запрещенной к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению (далее – «санкционной» продукция).
В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от < дата > № 149-ФЗ под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
Согласно пунктам 1,3 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. N 149-ФЗ информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правоотношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.
Ограничение доступа к информации, в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от < дата > № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Федерального закона от < дата > № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах»).
Согласно статье 1 Федерального закона от < дата > № 390-ФЗ «О безопасности» настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от < дата > № 390-ФЗ «О безопасности» к полномочиям Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности в числе прочего относится принятие решений о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
Указом Президента РФ от < дата > ... «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, постановлено в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Данным Указом Правительству Российской Федерации поручено определить перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Указами Президента РФ от < дата > №..., ... от < дата > действие отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации продлено до < дата >.
Постановлением Правительства РФ от < дата > ... «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от < дата > ..., от < дата > ... и от < дата > ...» утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по < дата > запрещены ко ввозу в Российскую Федерацию. В соответствии с указанным выше Перечнем ко ввозу в РФ из указанных стран запрещено: пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе.
Как установлено, что на некоторых страницах интернет-сайта ....ru для потенциальных покупателей предлагаются к покупке продовольственные товары, а именно сыры различных сортов из Германии, Нидерландов, Испании, то есть из стран Европейского союза.
Установить владельцев, собственников и иных правообладателей вышеуказанных сайтов предпринятыми мерами не представилось возможным.
В соответствии с п. 6 ст. 10 ФЗ от < дата > № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
С учетом требований перечисленных выше ФЗ от < дата > № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», ФЗ от < дата > № 390-ФЗ «О безопасности», а также положений Указов Президента от < дата > ..., ... от < дата >, ... от < дата > и Постановления Правительства РФ от < дата > ..., запрещен ввоз сыров, представленных на страницах интернет-сайта ...
...
...
...
Кроме того, статьей 14.2 КоАП РФ запрещена незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Таким образом, прямой запрет закона на осуществление указанных действий и положения ФЗ от < дата > № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» являются основаниями для признания информации о реализации запрещенной ко ввозу продукции, размещенной на данном сайте, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона 149-ФЗ).
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом (подпункт «а» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от < дата > ... (далее – Правила)).
Вместе с тем по состоянию на < дата > информация о дистанционной продаже «санкционной» продукции размещена на страницах интернет-сайта ...
...
...
...
однако в Единый реестр не внесена ввиду отсутствия решения уполномоченного органа – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу пункта 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанное исковое заявление подано прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с целью включения в реестр сведении, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для ограничения доступа к указанной информации как к незаконной.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства РФ от < дата > ... (далее - Положение), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Анализируя представленные доказательства, суд с учетом положений приведенных правовых норм приходит к выводу, что заявление Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, которая предлагает неопределенному кругу лиц приобрести дистанционным способом санкционную продукцию из стран Европейского союза, размещенную на страницах сайта ...
...
...
...
информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Советский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомазов