Дело № 2-2973/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Кухта Т.Е.,
с участием представителя истца Тихомировой А.С.,
представителя ответчика Шапенковой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
15 августа 2016 года гражданское дело по иску П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми о признании права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии,
у с т а н о в и л:
П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми) о признании права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, об обязании произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с 11.09.2015, взыскании недополученной суммы пенсии с 11.09.2015. В обоснование требований указано, что П. является получателем трудовой пенсии с 11.09.2015. На дату назначения пенсии трудовой стаж истца, рассчитанный ответчиком в календарном исчислении, составил 23 года 05 месяцев 16 дней, а его стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 16 лет 11 месяцев 07 дней. С учетом подсчитанного стажа фиксированная выплата на дату назначения пенсии истца была установлена ответчиком, равная районному коэффициенту 1,3. С указанным расчетом общего трудового стажа и размером фиксированной выплаты истец не согласен, поскольку страховой стаж, приобретенный им до 01.01.2002, подлежал в льготном исчислении, т.е. 1 год за 1 год 6 месяцев. Таким образом, на день назначения пенсии его трудовой стаж составлял 31 год 08 месяцев 8 дней, что давало ему право на назначение повышенной фиксированной выплаты с учетом районного коэффициента 1,5.
Истец П.. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствии.
В судебном заседании представитель истца Тихомирова А.С. на исковых требованиях настаивали, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Шапенкова А.Л., выступая в суде, исковые требования не признала, полагала, что страховой стаж и размер фиксированной выплаты были определены истцу в соответствии с действующим законодательством.
По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 руб. в месяц.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 40 с 01 февраля 2015 года данная сумма проиндексирована и составляет 4383,59 руб.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ).
Частью 3 ст. 17 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с п. 9 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
На основании п. 13 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. ст. 7, 12, 14, 15, 27).
При этом в п. 15 ст. 14 названного Закона указано, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 7 - 14 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства гражданина.
Судом установлено, что П.. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 сентября 2015 года.
Из материалов пенсионного дела № .... следует, что при назначении пенсии на 11.09.2015, размер общего трудового (страхового) стажа истца определен ответчиком 23 года 5 месяцев 16 дней, стаж работы в районах крайнего севера составил 16 лет 11 месяцев 07 дней. Расчет страхового стажа П. произведен ответчиком в календарном порядке. Размер фиксированной выплаты установлен П. с повышением 30%, как лицу, проживающему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где установлен коэффициент 1,3, в соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона № 400-ФЗ и на 1/3 как лицу, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи в соответствии ч. 3 ст. 17 Закона № 400-ФЗ.
Не согласие с расчетом ответчика страхового стажа в календарном порядке и размером фиксированной выплаты послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Так, положениями абз. 6 ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Как следует из материалов дела, стаж работы П.. в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, приобретенный до 01 января 2002 года, составлял 09 лет 11 месяцев 27 дней, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела. Следовательно, с учетом ранее действовавшего пенсионного законодательства, данный страховой стаж истца подлежал исчислению в полуторном размере, что составляет 14 лет 05 месяцев 27 дней.
Таким образом, учитывая, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии специальный стаж (в районах Крайнего Севера) истца составлял 16 лет 11 месяцев 07 дней, а его общий страховой стаж составлял более 25 лет, при положенных 25 лет, то это давало ему право на назначение с 11 сентября 2015 года повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, равной 50% процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
В этой связи, принимая во внимание, что данное право при расчете размера страховой пенсии для истца является наиболее выгодным, то размер пенсии истца подлежит перерасчету с учетом положений ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, с даты назначения пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 26 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах, учитывая право истца на страховую пенсию с учетом повышенной фиксированной выплатой 50%, то требования истца о взыскании недополученной суммы пенсии начиная с 11 сентября 2015 года, также основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец П. обратился за юридической помощью в Центр оказания услуг «Юрист плюс», оплатил его услуги, общая стоимость которых составила .... руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № .... от <...> г..
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, количества судебных заседаний с участием представителя (три судебных заседания), объема проделанной работы (консультации, составление иска в суд, участие в суде), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере .... руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования П. удовлетворить.
Признать за П. право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми с 11 сентября 2015 года начислять П. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми произвести перерасчет размера страховой пенсии П. с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 сентября 2015 года и выплатить недополученную в связи с этим пенсию.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми в пользу П. в счет возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере .... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 22.08.2016.
Судья С. С. Логинов